Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:51, дипломная работа
Цель работы: Исследование лизинга в его теоретической сущности понимания в привязке к практике и ситуации на территории Казахстана с обоснованием теоретических сторон. Основной целью работы является исследование такого вида кредитных отношений как лизинг. Данный финансово-кредитный инструмент представляет высокий интерес в современной практике и для расширения как производства, так и инвестиционной сферы экономики страны.
Введение………………………………………………………….…………...……...5
1.Обще теоретическая характеристика историй и правовых основ лизинга…….8
1.1. Мировая практика применения лизинга…………………………………......15
1.2.Понятие и виды лизинга……………………………………………………….18
1.3 .Правовые основы использования лизинга…………………………………...18
2.Особенности использования лизинга в Республике Казахстан…….…………34
2.1. Юридическая сторона лизинговых операций в РК Договор финансовой аренды (лизинг)…………………………………………………………………….49
2.2. Юридическая природа договора финансовой аренды……………………....49
2.3 Договор лизинга………………………………………………………...…........52
2.4. Стороны договора лизинга…………………………………………………... 53
2.5. Права и обязанности сторон по договору лизинга…………………………..55
Заключение…………………………………………………………………..…….. 59
Литература……………………………………………………………......................62
Собственники
каменноугольных копей вначале
покупали вагоны для перевозки угля,
однако, вскоре стала очевидной невыгодность
и невозможность такого финансирования.
Выработка угля увеличивалась, открывались
новые шахты, требовалось все
больше вагонов. Вполне резонно, что
небольшие предприятия решили воспользоваться
этой ситуацией для выгодного
вложения капитала. Они покупали вагоны
для угля и сдавали их в аренду
(лизинг) железнодорожным компаниям.
Появились компании, единственной целью
которых был лизинг локомотивов
и железнодорожных вагонов. При
составлении договоров они
В
США также обозначился спрос
на финансирование аренды различных
видов техники и оборудования.
Первый зарегистрированный арендный договор
персональной собственности появился
в США в начале XIII века, когда
члены гильдии получили по нему в
аренду лошадей, фургоны и коляски.
В дальнейшем рост лизинговой активности
определялся, как и в Великобритании,
развитием железнодорожного транспорта.
При этом проблемы роста были очень
схожи с английскими. Железнодорожные
компании начали искать возможности
для получения вагонов в
Как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга” , существовало много разновидностей трастового использования оборудования. Наиболее широко признанным типом финансирования железных дорог был признан план “Филадельфия” , который допускал передачу прав монопольного использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного срока арендного договора. План “Филадельфия” стал предшественником сегодняшних условных коммерческих контрактов лизинга по модели “деньги - на деньги” .
В
начале XX века многие железнодорожные
лизинговые компании осознали, что
возрастающее число грузоотправителей
не желает осуществлять долгосрочное
управление или монопольное использование
вагонов, что предусматривало
Развитие
экономических отношений
Первое известное употребление термина “лизинг” (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге “Как делать бизнес в Европе” ) относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау” . Аналогично “Белл” компания Hughes, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-тигранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery” , производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.
Во
время второй мировой войны правительство
США активно использовало так
называемые контракты с фиксированной
рентабельностью (cost - plus contracts) . Это
обеспечивало еще один важный стимул
для развития арендного бизнеса,
так как в большинстве
Таким
образом, промышленники сталкивались
с риском не успеть восстановить свои
издержки на оборудование, приобретенное
для выполнения конкретного правительственного
проекта. Кроме того, специализированные
станки и машины вообще могли иметь
очень ограниченную рыночную стоимость
в мирное время. Правительственные
подрядчики осознали, что аренда промышленного
оборудования на срок, ограниченный договором
подряда (в противоположность покупке)
, минимизирует риск. В тех случаях,
когда требовались большие
В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако “законным отцом” автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей. [1стр. 56]
В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по leand - lease осуществлялись поставки американской техники. [4]
Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
Первым
акционерным обществом, для которого
лизинговые операции стали основным
видом деятельности, является созданная
в 1952 году в Сан-Франциско известная
американская компания “United States Leasing Corporation”
. Основал компанию Генри Шонфельд.
Первоначально он создал компанию для
одной конкретной лизинговой сделки,
но затем понял, что лизинговой бизнес
может стать очень
Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.
1982
год стал знаменательным для
лизинга авиационной техники.
В этот год корпорация Мак-
Позже, в 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.
Вместе
с тем в международных
Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западная Европа, Япония. Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных.
Видно, что доля лизинга в объеме общих инвестиций очень мала по сравнению с другими странами. То есть лизинг на территории Казахстана находится на пути к развитию, пройдя стадию становления.
На современном этапе развития лизинга происходит создание международных лизинговых обществ. Например “Объединение европейских лизинговых обществ”, которое объединяет общества и союзы 17 европейских стран.
В некоторых странах государство использует лизинг для поддержки малого бизнеса обеспечивая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям.
Но
говоря о лизинге, нельзя упомянуть
его использование в
1.1 мировая практика применения лизинга
Роль лизинговых операций в экономике стран Европы
По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 2000 году составил 85,3 млрд. ЭКЮ (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой). Этот год стал первым после трехлетнего периода беспрерывного падения годом оживления на рынке лизинговых услуг. С 95, 2 млрд. ЭКЮ в 2000 году к 2009 году объемы операций сократились почти на 16 %.