Кластерная модель развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

В условиях глобализации и острой конкурентной борьбы на мировых рынках, малой емкости внутреннего рынка, реализация намеченных стратегий и действий предоставит возможность позиционирования страны не только как крупного экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки и транзитной территории, но и как устойчивой экономической системы, ориентированной, прежде всего, на поставку высокотехнологичных товаров и предоставление широкого спектра сервисных услуг (торгово-логистических, транспортно-информационных, финансовых, образовательных и др.) в регионе Центральной Азии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ЭКОНОМИКЕ………………7
1.1 Теоретическая сущность понятия кластер …………………………………...7
1.2 Зарубежный опыт развития кластеров ………………………………………11
1.3 Организационный механизм кластерного развития экономики……………20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………….26
2.1 Основы формирования кластерного подхода в РК …………………………26
2.2 Состояние развития пилотных кластеров …………………………………..32
2.3 Анализ экономической зоны «ОҢТҮСТІК» ………………………………..48
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………….55
3.1 Пути совершенствования текстильной индустрии РК.…….………………55
3.2 Методика определения потенциальных продуктов по критериям привлекательности сегментов и промышленного потенциала ....………....…..62
3.3 Адаптация кластерного подхода к социально-экономическим условиям Алматинской области……………………………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………79
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………82
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………83
ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………………………85

Работа содержит 1 файл

Диплом Кластер Батталова.doc

— 2.80 Мб (Скачать)

 

Изучив существующие факторы и прогнозируя их в будущем, можно сказать, что текстильная отрасль является привлекательной в потенциальном влиянии на экономику страны с положительным эффектом

В соответствии с анализом оценки, Казахстанская текстильная промышленность имеет необходимые факторы конкурентоспособности.

              Низкая стоимость сырья, близость к сырьевым ресурсам;

              Низкая заработная плата;

              Близость к рынкам сбыта;

              Введение новых мощностей;

              Доступ к энергоресурсам.

Несмотря на ряд конкурентоспособных факторов, предприятиям необходимо сконцентрировать внимание на следующих факторах, способных обеспечить повышение конкурентоспособности:

          Повышение производительности труда на фабриках;

          Совершенствование маркетинга;

          Налаживание логистических цепочек;

          Улучшения стандартов качества производственных процессов;

          Налаживание бизнес климата /27 с5-6 /.

       На наш взгляд на основе вышеизложенного в течении 3-5 лет казахстанская кластерная инициатива сможет переломить существующую тенденцию замещения внутренних потребностей рынка импортом и поднять отечественную промышленность на качественно новый уровень /10 с.45/, т.е развитие кластера «Текстильная промышленность» ориентированная в пользу товаров с высокой добавленной стоимостью и производства экспортоориентированных товаров в обрабатывающей промышленноопределены как приоритетными шагами по вхождению Казахстана в 50 лучших конкурентоспособных стран мира.

Этого можно достичь применением совокупного мирового примера и внедрить этот механизм в экономику Казахстана, то есть поэтапное достижение поставленных целей. По данному рисунку можно сказать, что Казахстан находится уже на втором этапе с переходом на третий этап. Это говорит о том, чтобы стать конкурентоспособным нам надо активно осваивать новые технологии. Совершенствовать взаимодействие науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Успешное развитие кластеров – это современная задача бизнеса и органов власти,  то есть очень важен постоянный диалог всех участников процесса: малых и крупных предприятий, властных структур, сервисных и научно-исследовательских организаций, системы профессионально-технического образования, СМИ и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Этапы конкурентного развития

В этой связи проект "Диверсификация экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях экономики" нужно доступно и интересно освещать в СМИ, академических, деловых, экспертных и других кругах. Надо активнее привлекать внимание отечественных компаний к его реализации, при этом, четко выделяя по вопросам, которые могут представлять для них интерес. Возьмем опыт Японии, оно организовало промышленные комитеты, целый ряд официальных и общественных групп на изучение отдельных вопросов по кластерам, на составление докладов, касающихся новых технологий, тенденций в международной конкуренции, мировых трендов развития кластерных стратегий и т.д. Все эти доклады широко рекламировались и освещались в прессе.
Основная функция таких исследований в Японии - обратить внимание отечественных компаний на существующие тенденции и проблемы и заставить их реагировать. Распространяя доклады в промышленности, фирмы как бы уведомляют о том, что конкуренты их заметили. Это стимулирует к заметному движению внутри фирм и быстрому их реагированию.
Успешный пример высокой конкурентоспособности и стабильности кластеров в мировой экономике - технопарк "Силиконовая долина" на территории Стенфордсткого промышленного парка в США. Он включает 30 городов и часть 4 графств-районов, вмещает штаб-квартиры более 7000 технологически высоко развитых компаний, предоставляет 1,35 млн человек. Благодаря образованию "Силиконовой долины" в штате Калифорния произошла смена экономического уклада с аграрного на электронный. А в 90-х годах был осуществлен переход от экономики высокотехнологичных производств к экономике, основывающейся на знаниях.

Для формирования кластеров нам необходимо выбрать модель кластерного развития страны наиболее приемлемая для нашей республики и выбор вида  формирования кластеров:

Шотландская модель кластера создает ядро совместного производства, которым становится крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы. И итальянская - это более гибкое и "равноправное" сотрудничества предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. При этом данная модель, согласно оценкам экспертов, наиболее приемлемая для нас и вообще стран с переходной экономикой.

2) В мировой практике различают два вида формирования кластеров:
во-первых, на региональной основе, где высока географическая концентрация взаимосвязанных отраслей. Это позволяет увеличить прилив капитала и технологий при помощи прямых иностранных инвестиций. Во-вторых, путем придания основным экономическим регионам, городам и агломератам статуса особых зон, где иностранным инвесторам предоставляют особые льготы, если они будут развивать специфические промышленные кластеры /29/.

Для осуществления выбора наиболее привлекательных продуктов с точки зрения освоения их производств в РК, можно провести оценку по двум измерениям: "привлекательность отрасли" и "промышленный потенциал".

Для каждого продукта, критерий "привлекательность отрасли" можно измерить по следующим параметрам:

1.      рыночный потенциал (включает в себя размер емкости национального, регионального, мирового рынка, динамику расширения/сужения емкости);

2.      конкуренция (уровень конкуренции и степень сложности проникновения/захвата определенной доли рынка);

3.      барьеры вхождения на региональный или мировой рынок (экспортные квоты, торговые ограничения, государственная политика);

Критерий "промышленный потенциал" можно оценить с позиции следующих параметров:

1.      наличие необходимого сырья для освоения нового продукта (уровень запасов, истощенности);

2.      наличие и уровень технологий (степень оборудованности, производственное/внедренное ноу-хау, скорость адаптации к производству продуктов по мировым стандартам качества);

3.      наличие квалифицированной рабочей силы (профессиональная подготовка, потенциальный уровень производительности труда, опыт, знание и навыки, стоимость рабочей силы);

4.      инфраструктура (транспортная логистика, энергоносители, коммуникационные технологии, уровень развития сопутствующих производств);

5.      капиталоемкость (уровень вложения в технологии и оборудование,  маркетинг, НИОКР, детальные изучения и исследования зарубежных рынков).

Оценка по параметрам привлекательности отрасли и промышленного потенциала выставим по 5-ти балльной шкале, где "1 балл" - присваивается в случае, если продукт по этому параметру не привлекателен или обладает низким потенциалом, а "5 баллов" - в случае высокой привлекательности или обладает сравнительно высоким промышленным потенциалом. В последствии для каждого потенциально перспективного продукта по каждому критерию выводится средний балл.

Экспертная оценка перспективности продуктов основана на собранной информации с учетом динамики развития  рынка (регионального либо национального) в таблице 4- ПРИЛОЖЕНИЕ С.

На основе данных таблицы построили матрицу "Привлекательность отрасли/Промышленный потенциал" . В качестве разделительной средней точки для матрицы выбрали балл "3", разбивающий 5-тибалльную шкалу на 2 равные части: "от 1 до 3" - непривлекательные зоны, и "от 3 до 5" - привлекательные зоны. Продукты, имеющие большой диаметр шара, ориентированы на экспорт, средний - ориентированы на импортозамещение и на какую-то долю экспорта, маленький - на импортозамещение.  Продукты, попавшие в красный круг, считаются наиболее привлекательными для развития в краткосрочном периоде при минимальных вложениях. Продукты, попавшие в красный квадрат - привлекательно в долгосрочном плане и требуют высоких капиталовложений.

Как видно из матрицы наиболее привлекательными продуктами являются те, что попали в зону высокой привлекательности отрасли и высокого промышленного потенциала -  это:

      хлопчатобумажная пряжа высоких номеров (с ориентацией на зарубежные рынки);

      хлопчатобумажные ткани шириной 150 см;

      махровые изделия;

      трикотаж из верблюжьей шерсти (с ориентацией на национальный и российский рынки).

Такие продукты как ПВХ, ПАН, ПП-волокна, услуги по крашению и отделке тканей, технический текстиль (пряжа и ткани, используемые в промышленных целях), синтетические ткани (для производства профессиональной и рабочей одежды), профессиональная одежда на основе высокотехнических текстильных материалов, женские колготки попали в зону высокой привлекательности отрасли и низкого промышленного потенциала. Эти продукты требуют довольно высоких капиталовложений для развития.

В зоне среднего уровня привлекательности и слабого производственного потенциала находится продукт "верхняя одежда и нижнее белье".

Медицинская вата и средства санитарной гигиены находятся в зоне средней привлекательности и относительно высокого промышленного потенциала /21 с.95-98/.

 

3.3                 Адаптации кластерного подхода к социально-     экономическим условиям региона

 

Тенденции к образованию кластера имеет чаще всего совместную научную программу и производственную базу. Более того, успешное развитие кластера может быть гарантировано лишь при условии, что научная база позволяет построить кластер не по специализированному, а по дифференцированному варианту или типу.

Производственная структура кластера всегда является более выгодной, чем отраслевая, так как в кластере внутрифирменные связи всегда более тесные. Кроме того, кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является  наличие одной из фирм – инновационного ядра кластера. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества посредством воздействия эффектов масштаба, охвата и синергии. Механизм их проявления следующий: даже неприбыльные предприятия, вступая в кластер, могут преодолеть нижнюю границу рентабельности внутри кластера с помощью специализации производства изделии, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

В связи с вступлением Казахстана в ВТО, особую актуальность для Казахстана представляет формирование и внедрение кластерных технологии и производственных кластеров в ближайшей перспективе.

К сожалению, практического опыта создания промышленных кластеров в Казахстане пока нет. Казахстан находится в самой начальной стадии зарождения кластера, когда только формируют взаимоотношения между отдельными товаропроизводителями, поставщиками и сбытчиками промышленной продукции.

Такая работа только начинается в Алматинской области. Так в Алматинской области устанавливаются связи между ЗАО «Голд продукт», производящего вино с виноградарями, производителями стеклопосуды, бумажно – картонной тары, с турецкой фирмой «Берикап» - производителями современных пробок. Кроме того, в области действует программа по замене виноградников на новые морозостойкие  и более урожайные сорта. Таким образом, создается предпосылки для объединения всех участников программы развития виноградства и виноделия в области в винодельческий кластер.

В области имеются и другие предприятия агропромышленного комплекса, которые в перспективе смогут объединиться на принципах кластера. Зримые черты приобретает кукурузный  кластер, в который войдут кукурузоводы, кукурузокалибровочный завод семян кукурузы, стоящийся завод по крахмолопоточному производству в с. Шымалган и малое предприятие по крахмолопоточному производству в Жаркенте.

В соответствии с индустриально – инновационной программой области формируются комплексы по переработке сахарно свеклы, сои, молока..

Толчком для формирования плодово-овощного кластера станет построенный новый завод по заготовке, переработке и хранения плодов и овощей в г. Новоалексеевке.

В настоящее время в области складывается благоприятная ситуация по образованию кластера по производству современных строительных материалов. В этом году вводят в строй в г. Капшагай завод по производству гипсокартонных листов (АО «Гипс»), строятся завод стеновых блоков облицовочных листов (ТОО «Каро»); в с.Заречном имеется ЗАО «Полимер», завод по выпуску металлочерепицы ТОО «АЗОК Иметалькон», ЗАО «Казахстанская строительная компания», которые в будущем создадут кластер. В строительный кластер смогут войти кирпичный завод ТОО «Строитель» и «Кипро-Кер», ТОО «Темирбетон», Текилийский карьер по добыче мрамора.

В соответствии с индустриально – инновационной программой намечается создание кластера по электро – сетевому строительству (кабельно-проводное производство и АО «Казахский фарфор»).

Имеются все условия по созданию фармацевтического кластера, включающего НПО «Антиген», и другие фармацевтические предприятия.

Сегодня в области действует Совет по координации научно-технической и инновационной деятельности. Все это создает хорошие условия для объединения различных производств на принципах кластера. Таким образом, в Алматинской области есть объективные предпосылки для создания и развития производственных кластеров в агропромышленном комплексе, строительном комплексе.

Информация о работе Кластерная модель развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности Республики Казахстан