Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:08, дипломная работа
В условиях глобализации и острой конкурентной борьбы на мировых рынках, малой емкости внутреннего рынка, реализация намеченных стратегий и действий предоставит возможность позиционирования страны не только как крупного экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки и транзитной территории, но и как устойчивой экономической системы, ориентированной, прежде всего, на поставку высокотехнологичных товаров и предоставление широкого спектра сервисных услуг (торгово-логистических, транспортно-информационных, финансовых, образовательных и др.) в регионе Центральной Азии.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ЭКОНОМИКЕ………………7
1.1 Теоретическая сущность понятия кластер …………………………………...7
1.2 Зарубежный опыт развития кластеров ………………………………………11
1.3 Организационный механизм кластерного развития экономики……………20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………….26
2.1 Основы формирования кластерного подхода в РК …………………………26
2.2 Состояние развития пилотных кластеров …………………………………..32
2.3 Анализ экономической зоны «ОҢТҮСТІК» ………………………………..48
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………….55
3.1 Пути совершенствования текстильной индустрии РК.…….………………55
3.2 Методика определения потенциальных продуктов по критериям привлекательности сегментов и промышленного потенциала ....………....…..62
3.3 Адаптация кластерного подхода к социально-экономическим условиям Алматинской области……………………………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………79
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………82
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………83
ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………………………85
Имеются объективные предпосылки и необходимость формирования кластеров и в других областях Казахстана. Однако следует видеть и учитывать те объективные трудности, которые необходимо преодолеть на этом пути. При этом правительству предстоит разработать действенные и эффективные экономические и институциональные инструменты и механизмы новой политики.
Адаптация кластерных моделей и кластерных технологии к реалиям казахстанского общества будут осуществляться через следующие механизмы. Развитие гражданского демократического общества через создание оптимальных государственных, общественных институтов и структур, а также через создание частных и общественных ценностей, которые улучшат уровень жизни всех членов общества; гармонизируют и сбалансируют (нормализуют) социальные, экономические и политические интересы всех слоев общества и граждан страны; улучшат уровень культуры, образования и здоровья всех членов общества /Ширшова Л.В./
заключение
В условиях глобализации и острой конкурентной борьбы на мировых рынках, малой емкости внутреннего рынка, реализация намеченных стратегий и действий предоставит возможность позиционирования страны не только как крупного экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки и транзитной территории, но и как устойчивой экономической системы, ориентированной, прежде всего, на поставку высокотехнологичных товаров и предоставление широкого спектра сервисных услуг (торгово-логистических, транспортно-информационных, финансовых, образовательных и др.) в регионе Центральной Азии.
Такая стратегия, направленная в первую очередь на поиск и использование новых резервов для развития страны, позволит:
вовлечь в экономические процессы широкий круг экономических субъектов, тем самым, стимулируя развитие предпринимательства всего экономически активного населения страны, формирование среднего класса, как основы устойчивого общественного развития страны;
обеспечить рост экономической активности, формирование новых конкурентоспособных специализаций регионов, прежде всего, «обделенных» нынешним экономическим развитием и не связанных с эксплуатацией сырьевых ресурсов, и конверсию индустриальных районов, находящихся в упадке.
Реализация кластерных инициатив позволит диверсифицировать экономику регионов, устранить их зависимость от функционирования крупных регионообразующих компаний, сформирует конкурентоспособный сектор малого и среднего предпринимательства.
Проведение крупными системообразующими компаниями страны аутсорсинга и усиление местной составляющей в крупных нефтяных проектах позволит достичь широкого мультипликативного эффекта от развития экспортного сектора на сопряженные отрасли внутренней экономики и развитие регионов, их интегрированность в национальный воспроизводственный процесс.
Вокруг таких компаний возникнет вспомогательный, обслуживающий и перерабатывающий блок малых и средних предприятий, имеющий потенциал в последующем выйти и на внешние рынки.
Реализация механизмов государственно-частного партнерства в строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов, наряду с достижением общеэкономического эффекта, стимулирует создание новых сфер деятельности для малого и среднего предпринимательства.
Транспортно-коммуникационная система обеспечит не только транзит внешних грузов и перевозку сырья крупных товароотправителей на экспорт, но и интеграцию страны и ее регионов в региональный и внешние рынки, с развертыванием вдоль основных транспортных коммуникаций эффективно развивающихся зон экономической активности национального и регионального масштаба.
Развитие жизнеобеспечивающей и социальной инфраструктуры обеспечит качественное развитие человеческого капитала и создаст благоприятные условия для ведения экономической деятельности всеми субъектами рынка.
Вокруг городов-лидеров Астана и Алматы (важнейших полифункциональных узлов экономического взаимодействия в региональной и евроазиатской хозяйственной системе), опорных городов страны сформируются зоны опережающего роста, интегрированные в национальный и региональный рынки, агломерации и системы населенных мест, с высокоорганизованной средой жизнедеятельности населения.
Будет обеспечено рациональное освоение и обустройство всего территориального пространства страны, с концентрацией экономического потенциала и населения в экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности территориях.
В целом, к 2015 году будут сформированы:
основы экономической системы страны как индустриального и сервисно-технологического центра центрально-азиатского региона, интегратора внутрирегиональных экономических связей, трансконтинентального экономического моста;
конкурентоспособная специализация регионов и новая модель территориально-экономической организации страны, основанная на кластерном развитии и активизации предпринимательского фактора;
рациональная система расселения населения /20 с.81/.
87
Список использованной литературы
1. www.cluster.kz
2. Реализации стратегического плана развития РК до 2010г. по итогом 2004г. МИиТ, отдел Машиностроения.
3. Послание Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана на 2004 г.
4. «Конкурентоспособность» М.Портер. Издательский дом «Вильямс» под редакцией Я.В. Заблоцкого. Перевод с английского Москва: 2002 г. – 496 стр.
5. Журнал «EXCLUSIVE» 6 выпуск №39 «Кластеры – это не…».июнь 2005г.
6. Журнал. «Деловой мир» №6(42) 2005г.
7. www.cluster.kz, «Конкурентоспособность кластеров в Казахстане» М.Портер.
8. Из посланий Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана 2005 г.
9. Статья предоставлена автором для www.kisi.kz Copyright © The Kazakhstan Institute for Strategic Studies 2005 Светлана Грибанова.
Кристиан КЕТЕЛС 25 января, 2005 г. www.kazpravda.kz/Экономика
10. Журнал «Деловой мир» №6 (42) 2005г. стр. 29,30,31,33,36. Данные маркетингового исследования «Центр маркетинговых исследовании» г. Алматы 2004 г. Постановление Правительства № 633 от 2005г.
11. МИиТ. Комитет промышленности и научно-технического развития. «Справочник по созданию кластеров в отраслях экономики».
Раздел «Текстильная и швейная промышленность» стр.46
12. www.cluster.kz / Текстильная промышленность. Исследование «ЦМАИ» 2005г.
13. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25.06.05г. N 633
14. МИТ. Комитет промышленности и научно-технического развития. 2006 г.
15. Совместная работа Банка Развития Казахстана и МИиТ. Комитета промышленности и научно-технического развития. «Информация по формированию хлопкового кластера» на 2006 год. Заместитель Председателя Комитета Б. Абдреев.
16. Презентация АО «Банка Развития Казахстана» проекта по строительству завода по переработке хлопка в ЮКО 2005г. МИиТ.
17. Петр Новиков специально для - www.Gazeta.kz.
Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru
18. Презентация СЭЗ «Оңтүстік» МИиТ 19.11.05г. с.2. Журнал «Деловой мир» №6 (42) 2005г. стр. 29. www.cluster.kz. Презентация АО «Банка Развития Казахстана» проекта по строительству завода по переработке хлопка в ЮКО 2005г. МИиТ с. 4,5
19. Презентация СЭЗ «Оңтүстік» МИиТ 19.11.05г.
20. Министерство Финансов «Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015г.» г.Астана, 2005г. стр. 81
21. Центр маркетингово-аналитических исследований, Отчет- Алматы 2004 г.
«Анализ состояния и перспективных направлений развития текстильной промышленности в Республике Казахстан».
22. Протокол кластерной встречи по текстильной промышленности 25 февраля 2005 год, г. Астана. Представители проекта АО «ЦМАИ» по заказу Правительства РК.
23. Протокол заседания рабочей группы по кластеру производства текстильной продукции 30 марта 2005 год. Институт Экономических Исследований, г.Алматы. Представители проекта АО «ЦМАИ» по заказу Правительства РК.
24. Программа по поддержке реализации соглашения о партнерстве и сотрудничестве в РК. Основной отчет «Поддержка разработки Стратегии Индустриально – инновационного развития РК» г. Астана 2005г. Старший эксперт N.Costello. Проект профинансирован ЕС.
25. Бюллетень отдела Научно – технического и инновационного развития МИиТ. «Роль и место технопарков в создании системы казахстанских кластеров» стр. 61. ТОО «Алматинский региональный технопарк» г. Алматы 2005 г. Назаров В.М.
26. Презентация в МИиТ «Результаты аналитической части проекта Кластерная инициатива». г.Астана 2005 год.
27. План развития кластера «Текстильная промышленность». Кластер производства Х/Б пряжи и ткани в ЮКО. 2005г. МИиТ.
28. Презентация «Конкурентоспособность Казахстана: программа достижения диверсификации экономики» Профессор Майкл Портер. Институт стратегии и конкурентоспособности. Гарвардская школа бизнеса. Казахстан г.Астана 26 января 2005 г.
29. "Байтерек" от 14 ноября 2005 года №5. Маулен Намазбеков, заведующий отделом геоглобалистики и экономической безопасности Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК - статья «Своя ниша на мировом рынке».
30. Ширшова Л.В. « Стратегия развития кластера –будущее», Вестник ЕНУ № 5,2007 г. С.135
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики
Постановление Правительства Республики Казахстан
от 25 июня 2005 года N 633САПП Республики Казахстан, 2005 г., N 26, ст. 327
В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 18 февраля 2005 года "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1) План по созданию и развитию пилотного кластера "Металлургия";
2) План по созданию и развитию пилотного кластера "Транспортная логистика";
3) План по созданию и развитию пилотного кластера "Текстильная промышленность";
4) План по созданию и развитию пилотного кластера "Строительные материалы";
5) План по созданию и развитию пилотного кластера "Пищевая промышленность";
6) План по созданию и развитию пилотного кластера "Туризм";
7) План по созданию и развитию пилотного кластера "Нефтегазовое машиностроение".
2. Заинтересованным министерствам, ведомствам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), Акимам областей, городов Астаны и Алматы:
1) обеспечить надлежащее и своевременное исполнение планов;
2) один раз в полугодие, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан аналитическую информацию о ходе реализации планов.
3. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан:
1) представлять в Правительство Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, сводную информацию о выполнении планов;
2) обеспечить обобщение аналитических материалов, поступивших от отраслевых рабочих групп, созданных в соответствии с распоряжением Премьер-
секторов экономики", и размещение их в электронных средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 августа
2005 года N 858 САПП Республики Казахстан, 2005 г., N 33, ст.449
В целях повышения конкурентоспособности производимого в Казахстане хлопка-волокна, организации эффективной деятельности сельхозтоваропроизводителей по выращиванию хлопка, повышения качества производимого в Казахстане хлопка-волокна, обеспечения стабильного ценообразования на хлопок-сырец, создания эффективной транспортной системы, обеспечивающей деятельность хлопково-текстильного кластера, Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Министерству экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан в установленном порядке обеспечить проведение в 2005 году акционерным обществом "Центр маркетингово-аналитических исследований" исследования по разработке и внедрению международных стандартов качества хлопка-волокна, производимого в Республике Казахстан.
2. Министерствам сельского хозяйства, индустрии и торговли Республики Казахстан в целях внедрения международных стандартов качества хлопка-волокна:
1) разработать в срок до 1 ноября 2005 года соответствующие проекты нормативных правовых актов, предусматривающие проведение обязательной экспертизы качества производимого в Казахстане хлопка-волокна, а также добровольной, независимой экспертизы качества хлопка-сырца при сдаче хлопка-сырца на хлопковые заводы;
2) в срок до 1 октября 2005 года совместно с акционерным обществом "Центр маркетингово-аналитических исследований" (по согласованию) обеспечить организацию конкурса на привлечение международной компании (независимого агентства), обладающей опытом и необходимой квалификацией для оказания услуг по оценке качества производимого в Казахстане хлопка-волокна в соответствии с международными стандартами (практикой) качества, установив при этом обязательным условием создание за счет собственных средств лабораторий по оценке качества хлопка-волокна и информационной базы данных по качеству хлопка-волокна;
3) внести в Правительство Республики Казахстан предложения по схеме возмещения расходов сельхозтоваропроизводителей по экспертизе качества хлопка-сырца и хлопка-волокна в течение трехлетнего периода, начиная с 1 января 2006 года, за счет средств республиканского бюджета.