Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:08, дипломная работа
В условиях глобализации и острой конкурентной борьбы на мировых рынках, малой емкости внутреннего рынка, реализация намеченных стратегий и действий предоставит возможность позиционирования страны не только как крупного экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки и транзитной территории, но и как устойчивой экономической системы, ориентированной, прежде всего, на поставку высокотехнологичных товаров и предоставление широкого спектра сервисных услуг (торгово-логистических, транспортно-информационных, финансовых, образовательных и др.) в регионе Центральной Азии.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ЭКОНОМИКЕ………………7
1.1 Теоретическая сущность понятия кластер …………………………………...7
1.2 Зарубежный опыт развития кластеров ………………………………………11
1.3 Организационный механизм кластерного развития экономики……………20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………….26
2.1 Основы формирования кластерного подхода в РК …………………………26
2.2 Состояние развития пилотных кластеров …………………………………..32
2.3 Анализ экономической зоны «ОҢТҮСТІК» ………………………………..48
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………….55
3.1 Пути совершенствования текстильной индустрии РК.…….………………55
3.2 Методика определения потенциальных продуктов по критериям привлекательности сегментов и промышленного потенциала ....………....…..62
3.3 Адаптация кластерного подхода к социально-экономическим условиям Алматинской области……………………………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………79
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………82
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………83
ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………………………85
Хорошая кластерная политика — это прежде всего определение и решение именно тех проблем, которые препятствуют компаниям быть конкурентоспособными. Такими проблемами могут быть улучшение транспортной инфраструктуры, используемой кластером, инвестиции, направленные на повышение уровня управленческих навыков, привлечение иностранных компаний для обеспечения определенных услуг, навыков и поставок. Некоторые из этих мер могут потребовать финансовых ресурсов, другие нет.
Кластерная политика определяется целью повышения конкурентоспособности кластера, а не используемыми ею инструментами.
Поэтому, если отсутствует единая экономическая стратегия, позволяющая динамично развиваться другим секторам, сводный экономический эффект будет неутешительным. Политические причины более серьезны: если большинство населения занято вне ключевых кластеров, перед политиками встает сложная задача — убедить людей, что они только выиграют от перехода в другие кластеры.
Оптимальная кластерная экономическая политика — это сочетание двух элементов: усилий по мобилизации ключевых кластеров и по улучшению условий всей экономики. Эти два элемента подкрепляют друг друга: кластерные усилия неэффективны без позитивных преобразований деловой среды экономики. Стратегия развития всей экономики без учета кластеров также ограничена. Она не достигает уровня детализации кластера и ограничивается общими мерами правительства. Кластеры и экономика должны быть тесно взаимосвязаны, особенно в экономических реалиях Казахстана. Большинство кластеров ненефтяного сектора экономики имеет поверхностный характер, обусловленный сохраняющимся влиянием советских неэкономических методов производства, с несколькими профильными отраслями. Страна в целом имеет короткую историю частного предпринимательства, слабые управленческие методы и ограниченные конкурентные преимущества. Улучшение предпосылок для ведения бизнеса в Казахстане создает благоприятные условия для существующих, ответвляющихся и совершенно новых кластеров.
Государство играет значительную роль в определении уровня производительности и детализации конкуренции, разрабатывая программы с наибольшим эффектом для процветания страны /9/. В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» от 19 марта 2004 года, касательно проведения анализа конкурентных преимуществ и формулировании конкретных предложений до конца 2004 года, т.е. «Оценка конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию». Для разработки кластерного развития была привлечена американская консалтинговая компания J. E. Austin Associates Inc. Консультантом проекта стал профессор Майкл Портер, руководитель Института Стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса. По данному проекту экспертами был осуществлен отбор 150 видов производств. Отбор проводился на основе конкурентных преимуществ, вклада отрасли в экономику и перспектив развития, возможностей экспорта товаров или услуг.
В результате проведенных исследований были определены 7 пилотных кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Текстильная промышленность», «Металлургия», «Нефтегазовое машиностроение», «Строительные материалы», «Транспортная логистика». Окончательные варианты развития кластеров утверждены Постановлением Правительства РК от 25.06.05 года № 633 «Об утверждении планов по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики». /Приложение А/
Рассматривая проведенные исследования по выбранным 7 кластером можно раскрыть некоторые из них: В качестве региона для реализации пилотного проекта нефтегазового машиностроения была выбрана Западно-Казахстанская область - он имеет богатые ресурсы нефти и газа, наличие которых является движущей силой развития высокотехнологичной сопутствующей индустрии. Это исходило из имеющегося производственного потенциала. На территории имеются более 10 машиностроительных предприятии, мощный кадровый потенциал, инженеры, рабочие и созданный технопарк и близость к рынкам сбыта. Следующим пилотным проектом является развитие металлургии. Казахстан обладает запасами 3 черных металлов, 29 цветных, 2 драгоценных, 84 видов промышленных минералов. Сегодня горно - металлургический комплекс ежегодно перерабатывает более 1 миллиарда руд различных пород, но 95 % этого объема накапливается в качестве отходов. Поэтому для успешного развития данного комплекса нам необходимо создать новые мощности для производство металлургической продукции с добавленной стоимостью, обращая внимание на азиатские рынки. Также необходимо учитывать, что конкурентоспособность экономики зависит и от собственной пищевой промышленности. В результате были выбраны 3 направления. В СКО развитие зернообрабатывающего кластера.
В Алматинской области плодоовощной кластер. Костанайская область – молочный кластер. Уникальность природных ландшафтов и богатейшее культурное наследие Казахстана даст новый импульс развитию туризма. Это отрасль становится одной из самых оживленных и перспективных отраслей мировой экономики. Туристический кластер будет концентрироваться в Алматы и Алматинской области, сегментами является экологический туризм, культурно – познавательный и деловой туризм. В Казахстане имеются другие уникальные экосистемы и исторические памятники где будет развиваться данный проект, например Боровое и Астана, Шелковый путь, памятники архитектуры Сайрам, Отырар, Туркестанский мавзолей Яссави, ЮКО, Ақсу – Джабаглы и др. Строительные материалы - в течение последних пяти лет в Казахстане отмечается существенный рост объемов строительства, больших объемов связано с переносом столицы в Астану, развитием нефтедобывающей отрасли, повышением деловой активности предприятий. В настоящее время реализуется программа развития промышленности строительных материалов. В Астане создается индустриальный парк строительных материалов. В Алматинской области предполагается развитие промышленности строительных материалов. В Кызылординской области планируется создание проекта по строительству завода по производству флоат-стекла. Транспортная логистика - миссия транспортно-логистического кластера является развитие деятельности транспортного комплекса. Предусматривается реализация двух проектов: организация центра в г. Алматы и Новая Евразийская Транспортная Инициатива, развитие транзитного Казахстана посредством организации «зеленого» транспортного коридора по маршруту Пекин – Бахты – Берлин /10/.
На рисунке 4. указаны организации ответственные за данные проекты.
87
87
2.2 Состояние развития пилотных кластеров РК
Текстильная промышленность. В целях повышения конкурентоспособности производимого в Казахстане хлопка-волокна, организации эффективной деятельности сельхозтоваропроизводителей по выращиванию хлопка, повышения качества производимого в Казахстане хлопка-волокна, обеспечения стабильного ценообразования на хлопок-сырец, создания эффективной транспортной системы, обеспечивающей деятельность хлопково-текстильного комплекса, Правительство Республики Казахстан подписало постановление по развитию пилотного кластера. /Приложение В/
Рассматривая данную отрасль в настоящее время проводится работа по углублению уровня переработки сырьевых ресурсов и переходу от экспорта сырья к экспорту готовой текстильной продукции, привлечение производителей мировых торговых марок по производству готовой текстильной продукции, создание производств с применением современных технологии, улучшению качества и ассортимента. Основная характеристика рынка текстильной промышленности представляет собой группу отраслей легкой промышленности, занятых переработкой натуральных, искусственных и синтетических волокон в пряжу и ткани, а также выпуск готовой продукции.
В текстильной промышленности можно выявить следующие приоритетные регионы по развитию ключевых кластеров – это ЮКО и г. Алматы, где будет развиваться кластер по переработке хлопка, Костанайская, Алматинская и ВКО – формирование кластера по переработке шерсти, ЗКО и ВКО – формирование кластера по производству синтетических тканей (Карта 1). Современное состояние сопряженных производств по данным кластерам характеризуется усилением взаимосвязи подотраслей текстильной и швейной промышленности /11/.
Изучив показатели Агентства РК по статистике доля текстильной промышленности от общего объема ВВП республики составляла 0,4% (17949,6 млн. тенге) в 2003 г., в объеме промышленного производства – 1,3%; и 0,08% (688 млн. тенге) от объема экспорта ненефтяного сектора. Следует отметить высокий рост промышленного производства данной отрасли за последние 5 лет. Среднегодовой темп роста объемов производства в отрасли за период с 1998-2002 гг. составил 20,58%.
Карта 1. Приоритетные регионы по развитию текстильной промышленности.
Успешное развитие отрасли имеет важное экономическое и социальное значение для развития РК, т.к. уровень занятости в текстильной отрасли составляет более 2 млн. человек. В развитых странах, таких как Германия, Франция и США, доля текстильной и легкой промышленности в объеме промышленного производства равна 6-8%, в Италии – 12%. Это позволяет им сформировать 20% бюджета, а также обеспечить наполнение внутреннего рынка на 75-85%. Текстильная промышленность РК, покрывает лишь 10% потребности внутреннего рынка. В то время как для формирования экономической безопасности страны объем внутреннего производства должен как минимум удовлетворять 30% внутреннего спроса. И для повышения уровня промышленности на данном этапе реализации проекта была предложена карта кластера рисунок 6. Карта кластера наглядно показывает всех участников производственного процесса. Она разделяет всех участников на две крупные категории: ядро – те, кто непосредственно вовлечены в процесс производства продукта/услуги, поддерживающие отрасли – те субъекты, от которых в той или иной степени зависит деятельность ядра, и ресурсы – факторы производства. Наибольшая концентрация новых предприятий текстильной промышленности приходится на ЮКО, это обусловлено близостью к сырьевой базе. Текстильные предприятия предыдущего поколения такие как Алматинская трикотажная фабрика, Ак-Жип расположены в Алматинской области, что связано с историко-географическим разделением труда в период Советского Союза. В ЮКО на сегодняшний день насчитывается 19 хлопкоперерабатывающих заводов. По подсчетам экспертов, даже при полной загрузке всех текстильных компаний (включая компании планирующие запуск производства на 2005-2006гг.) внутреннее потребление составит около 25-35% от всего производимого хлопка.
И на основании этого можно провести краткий анализ конкурентных преимуществ (схема 3).
При оценке конкурентных преимуществ рассматривались следующие компоненты: НИОКР, Сырье/Компоненты, Производство, Маркетинг и продажа, Дистрибуция и Транспортировка.
Если рассматривать каждое положение то можно сказать, что в Казахстане слабо развиты компании, которые бы занимались НИОКР деятельностью в текстильной отрасли. Отсутствует квалифицированный персонал способный проводить исследования, которые бы соответствовали современным мировым стандартам. Технологии, используемые в РК при НИОКР, не соответствуют мировым стандартам. Успешное развитие данного компонента позволит развить и усовершенствовать остальные сегменты цепочки. Исследования в генной инженерии, селекции семян, совершенствовании технологии производства, улучшение информационных технологий создадут успешную базу для формирования текстильного кластера. В Казахстане сырьевая база делиться на натуральные (хлопок, шерсть) и синтетические (полиэстер, акрил, вискоза и др.) волокна. Данный компонент является развитым в основном на базе натурального сырья (в основном хлопок и шерсть). Объемы же производства текстильной продукции РК ежегодно снижаются. Спад наблюдается по продуктам, на долю которых приходится более 80% объема промышленного производства, в том числе по хлопковому волокну, пряже и тканям.
Производственный компонент включает производство пряжи, суровой и готовой ткани. Практически весь объем производимого хлопка - волокна в Казахстане (98%) ориентирован на экспорт. Лишь 2% хлопка используется в производстве суровых видов пряжи и тканей хлопкопрядильными и ткацкими предприятиями. Объем недоиспользованных производственных мощностей в стране составляет 70-80%. Большинство компаний не имеют четкой стратегии развития, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
И на основании этого можно провести краткий анализ конкурентных преимуществ ( Рисунок 5) .
При оценке конкурентных преимуществ рассматривались следующие компоненты: НИОКР, Сырье/Компоненты, Производство, Маркетинг и продажа, Дистрибуция и Транспортировка.
Если рассматривать каждое положение то можно сказать, что в Казахстане слабо развиты компании, которые бы занимались НИОКР деятельностью в текстильной отрасли. Отсутствует квалифицированный персонал способный проводить исследования, которые бы соответствовали современным мировым стандартам. Технологии, используемые в РК при НИОКР, не соответствуют мировым стандартам. Успешное развитие данного компонента позволит развить и усовершенствовать остальные сегменты цепочки. Исследования в генной инженерии, селекции семян, совершенствовании технологии производства, улучшение информационных технологий создадут успешную базу для формирования текстильного кластера. В Казахстане сырьевая база делиться на натуральные (хлопок, шерсть) и синтетические (полиэстер, акрил, вискоза и др.) волокна. Данный компонент является развитым в основном на базе натурального сырья (в основном хлопок и шерсть). Объемы же производства текстильной продукции РК ежегодно снижаются. Спад наблюдается по продуктам, на долю которых приходится более 80% объема промышленного производства, в том числе по хлопковому волокну, пряже и тканям.
Производственный компонент включает производство пряжи, суровой и готовой ткани. Практически весь объем производимого хлопка - волокна в Казахстане (98%) ориентирован на экспорт. Лишь 2% хлопка используется в производстве суровых видов пряжи и тканей хлопкопрядильными и ткацкими предприятиями. Объем недоиспользованных производственных мощностей в стране составляет 70-80%. Большинство компаний не имеют четкой стратегии развития, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Рисунок 5. Конкурентные преимущества
87
Персонал, осуществляющий маркетинг не учитывает изменения на мировом рынке текстиля. Отсутствуют торговые отношения с ведущими трейдерами и логистическими цепочками, т.е. на данный момент, маркетинг осуществляется не всеми компаниями. В логическую цепочку входит Дистрибуция и транспортировка, данный вид деятельности в основном осуществляется компаниями производителями текстильной продукции. На большинстве предприятий отсутствует понимание скорости поставок, которое играет большое значение в современных тенденциях, а услуги предлагаемые компаниями транспортировщиками являются низкокачественными.