Кластерная модель развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

В условиях глобализации и острой конкурентной борьбы на мировых рынках, малой емкости внутреннего рынка, реализация намеченных стратегий и действий предоставит возможность позиционирования страны не только как крупного экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки и транзитной территории, но и как устойчивой экономической системы, ориентированной, прежде всего, на поставку высокотехнологичных товаров и предоставление широкого спектра сервисных услуг (торгово-логистических, транспортно-информационных, финансовых, образовательных и др.) в регионе Центральной Азии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ЭКОНОМИКЕ………………7
1.1 Теоретическая сущность понятия кластер …………………………………...7
1.2 Зарубежный опыт развития кластеров ………………………………………11
1.3 Организационный механизм кластерного развития экономики……………20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………….26
2.1 Основы формирования кластерного подхода в РК …………………………26
2.2 Состояние развития пилотных кластеров …………………………………..32
2.3 Анализ экономической зоны «ОҢТҮСТІК» ………………………………..48
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………….55
3.1 Пути совершенствования текстильной индустрии РК.…….………………55
3.2 Методика определения потенциальных продуктов по критериям привлекательности сегментов и промышленного потенциала ....………....…..62
3.3 Адаптация кластерного подхода к социально-экономическим условиям Алматинской области……………………………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………79
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………82
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………83
ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………………………85

Работа содержит 1 файл

Диплом Кластер Батталова.doc

— 2.80 Мб (Скачать)

Тем самым географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или области и до страны или даже ряда соседствующих стран. Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают компании готового продукта, или сервисные компании; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях,  часто включают также фирмы работающие в низовых отраслях (т.е. с каналами сбыта или потребителями); производителей побочных продуктов; специализированных провайдеров инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление  информации, проведение исследований, и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры для повышения квалификации в свободное время), а также агентства, устанавливающие стандарты. /4 с.207/

В размышлениях о конкуренции и об уровне конку­рентоспособности наций и государств фокусировалось на экономике в целом под тем углом зрения, что национальная экономическая политика оказывает основное влияние на происходящие процессы. В статье Конкурентные преимущества стран (1990) Портер выдвинул теорию национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики. В этой теории кластерам отво­дится ведущая роль.

Кластеры — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, по­ставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятель­ностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. Создавая критическую массу для необычайного конку­рентного успеха в определенных областях бизнеса, кластеры оказываются ярко выра­женной особенностью практически любой национальной, региональной и даже сто­личной экономики, особенно кластеры государств с более прогрессивной экономикой.

В то время как феномен кластеров в той или иной форме был признан и исследован в ряде работ, кластеры невозможно понять, если рассматривать их независимо от более широкой теории конкуренции и влияния местоположения в гло­бальной экономике. Превалирование в экономике кластеров, а не изолирован­ных фирм и отраслей, показывает важность понимания характера конкуренции, даже не­смотря на снижение важности существовавших ранее причин возникновения кластеров в связи с процессами глобализации, наблюдается всевозрастающее значение новой роли кластеров в конкурентной борьбе в условиях все более усложняю­щейся, базирующейся на научном знании и динамичной экономики. Концепция кластера представляет новый способ видения национальной экономики, а также указывает на новые роли компаний, правительств и других организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности.

Кластеры формируют также новые роли для правительства. Проведение правильной макроэкономической политики, стимулирующей конкурентоспособность, находит все большее понимание, однако одного понимания недостаточно. Более решающим влиянием правительства  оказывается на уровне микроэкономики. Приоритетным направлением должно стать устранение препятствий для роста и совер­шенствования существующих и возникающих кластеров. Кластеры представляют собой движущую силу в увеличении экспорта и привлечении иностранных инве­стиций. Они создают форум, в котором новые пути ведения диалога могут и долж­ны иметь место среди фирм, правительственных агентств и организаций (таких, как школы, университеты, предприятия общественного назначения). /1/

 

1.2  Зарубежный опыт развития кластеров

 

Корни кластерного развития экономики уходят в прошлый век – в Америке создавались и работали множество кластеров, дифференцированных  преимущественно по производственному признаку. Наиболее известные и успешные примеры кластеров США - Концерны Генри Форда по автомобилестроению и предприятия электронной промышленности Силиконовой долины, данные кластеры стали символами мощи и процветания американской экономики.

Но также рассматривая  планово - экономическую модель государства бывшего СССР, то можно сказать, что по созданию условий для быстрого развития отдельных отраслей методы работы были практически аналогичными с капиталистическим. Примером является создание в СССР, в том числе и в Казахстане, мощностей атомной промышленности в Семипалатинской области или космической отрасли со стартовым комплексом Байконур - это говорит об успешной реализации кластеров или суперкластеров. /6 с.24 /

При знакомстве с кластерами зарубежных стран, необходимо определить его составные части – это лучше начать с рассмотрения крупной фирмы или концентрации сходных фирм, а затем выявить наличие цепочки связанных с ними по вертикали нижестоящих и вышестоящих фирм и организаций. Далее надо найти по горизонтали отрасли, проходящие через общие каналы или производящие побочные продукты и услуги.

Дополнительные горизонтальные цепочки отраслей устанавливаются на базе использования похожих специализированных факторов производства или технологий или связаны между собой через поставки. Следующий  шаг после установления входящих в кластер отраслей и фирм состо­ит из выделении организаций, обеспечивающих для него специальные навыки, технологии, информацию, капитал или инфраструктуру, а также любых групповых образований, в которые входят участники кластера. Завершающий шаг — это поиск правительственных или других законодательных структур, оказывающих существенное влияние на членов кластера.

Несмотря на то, что ни одна из диаграмм не может включать все компоненты, из которых состоит соответствующий кластер, каждая из них иллюстрирует его важные свойства. На рисунках 1 и 2 приведены кластеры итальянских производителей и дизайнеров обуви и кластера виноделов из Калифорнии.

Калифорнийская группа виноделов включает широкий ряд сопутствующих от­раслей, обеспечивающих поддержку, как для виноделия, так и для выращивания винограда. В плане выращивания винограда прослеживаются важные для кластера сильные связи как с калифорнийской индустрией ресторанов и приготовления продуктов питания (побочные продукты), так и с туристическим кластером в Наппе и других винодельческих регионах штата. Какие ме­стные организации вовлечены в сотрудничество с виноделами, — например, Калифорнийский университет в Дейвисе, программа которого по виноградарству пользуется известностью во всем мире, а также специальные комитеты калифор­нийского сената и ассамблеи /4 с.207-209/.

Можно сказать, что нанесение границ кластера достаточно часто оказывается непростой задачей, тре­бующей творческого процесса на базе понимания наиболее важных связей и взаим­ного дополнения

для разных отраслей и организаций. Возможные критерии выбора при нанесении границ кластеров иллюстрируются примером группы по производству мебели для специальных применений, расположенной в области Гранд Рапиде, Мичиган.

         К данному кластеру явно относятся производители офисной мебели и перегородок, скамеек для стадионов, классных комнат и сидений для транспортных средств. Эти виды продукции имеют важную общность в атрибутах продукта.  Расположенные близко друг к другу производители металлических частей и оборудования, пластиковых деталей, а также компании, занимающиеся нанесением рисунка, — это поставщики данного кластера. Эти осуществляющие поставки отрасли могут, в свою очередь, входить в другие кластеры, поскольку они работают и с другими отраслями-заказчиками, такими, например, как автомобилестроение. В частности, что касается металлических деталей. Тот факт, что ранее уже существовали поставщики для автомобильной промышленности, обслуживавшие расположенный поблизости автомобилестроительный кластер Detroit, оказался весьма благоприятным для развития мебельного кластера.

Кластеры, охватывающие достаточно широкие группировки, такие как переработка сырья, производство товаров массового потребления, отрасли, связанные с высокими технологиями, исследованы уже достаточно широко.

Они присутствует как в крупномасштабной, так и малой экономике, в городской или сельской области, а также на нескольких уровнях  географического деления (например, на уровне государств и городов). Кластеры наблюдаются как в условиях развитой, так и развивающейся экономике; однако в случае развитой экономики кластеры обычно развиты значительно лучше.

Границы кластеров достаточно редко подчиняются стандартным системам от­раслевой классификации, неспособным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями. Кластеры обычно состоят из комбинации отраслей, выпускающих готовый продукт, механизмы, материалы, а отрасли, выполняющие сервисное обслуживание, относятся классификацией, как правило, к различным категориям. Достаточно часто в них вовлекаются (или могут вовлекаться) как традиционные отрасли, так и принадлежащие к высоким техно­логиям. Таким образом, кластеры оказываются удобными для обеспечения четких  способов организации данных в экономике и для исследования экономики.

Для подобных образовании в лучшем случае наблюдаются слабые связи между входящими в них отраслями. Обсуждение вопросов о границах кластеров и "узких местах" связей в таких группах уводит в обобщения.

Кластеры наблюдаются во многих типах отраслей, как в крупных, так и в более узких областях деятельности, и даже в некоторых локальных видах бизнеса, таких как ресторанное дело, торговля автомобилями, сети антикварных магазинов.

 

Например, рисунок 1  показывает,  несколько цепочек связанных отраслей промышленности, вовлеченных в итальянскую группу производителей и дизайнеров обуви, включая отрасли, связанные с производством различных кожаных изделий (побочные продукты, общие факторы производства, подобные технологии), производящие обувь различных видов (перекрытие каналов реализации, подобные факторы производства и технологии), а также различные типы модных товаров (побочные продукты). Эти отрасли используют также общую рыночную среду и конкурируют в сходных имиджах торговой марки и сегментах потребителей.

Необычайную силу итальянского кластера можно связать отчасти с множественными поперечными связями между фирмами и общностью процессов развития.



87

 

Кластер пищмюи промышленшл I,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.  Кластер итальянских изготовителей обуви 

 

 

 

     

 

Рисунок 1. Кластер итальянских производителе обуви

В связи с тем, что части кластера часто относятся к различным традиционным категориям отрасли или сервиса, значительные кластеры могут распознаваться не­правильно или даже не распознаваться вовсе. Например, в штате Массачусетс более четырехсот компаний, предоставляющих по меньшей мере 39 тыс. высокооплачиваемых рабочих мест, тем или иным образом были вовлечены в работу с медицин­ской техникой. Достаточно долго кластер оставался практически невидимым, скры­тым за несколькими более крупными и перекрывающимися отраслями, такими как производство электроники и продукции из полимеров. Руководители существовав­ших в пределах кластера компаний никогда не взаимодействовали между собой, не­смотря на тот факт, что для различных фирм существовало множество общих огра­ничений, проблем, а также различных возможностей.

Кластеры варьируются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних фирм (например, в случае кластеров итальянских производителей обуви или мебели для дома в Северной Каролине). Другие кластеры включают как большие, так и мелкие фирмы (например, Голливуд или кластер в немецкой химической промышленности). Од­ни кластеры ориентируются на исследовательские возможности университетов, в то время как другие не имеют существенных связей с университетами. Эти раз­личия в природе кластеров отражают различия в структурах соответствующих от­раслей. Более развитые кластеры имеют более глубокие и специализированные базы поставщиков, значительно в большей степени разветвленный массив свя­занных отраслей и более широкий масштаб поддерживающих отраслей.

Границы кластеров постоянно изменяются по мере появления новых фирм и отраслей, сужения или спада существующих отраслей, а также с развитием и изменением местных организации. Развитие технологий и рынка приводит к появлению новых отраслей, созданию новых связей или изменению существующих рынков. Вносят свой вклад к смещение границ и законодательные изменения, что происходит, например, в области телекоммуникаций и транспорт.

Кластеры можно исследовать на разных уровнях взаимодействии внутри   них, выявляя при этом различные особенности. Например, в Калифорнии существует крупный агропромышленный кластер. Исследование географии и анализ этого широкого кластера выявляет определенные существенные элементы конкурентоспособности. Рассмотренное выше объединение виноделов находится в рамках более крупного кластера. Анализ на этом уровне выявляет некоторые более специфические и характерные особенности (например, связь с туристическим кластером).

Адекватное определение кластера может оказываться различным для различных регионов — в зависимости от того, в каких сегментах происходит конкурентная борьба между входящими в него компаниями, а также от применяемых ими стратегий. Мультимедийный кластер нижнего Манхеттена состоит, например, в основном из провайдеров содержания и фирм, работающих в связанных отраслях, таких как издательское дело, радиовещание, графическое и видеоискусства.   В   противоположность   этому   мультимедийный   кластер   залива   Сан-Франциско   включает   многих   производителей   оборудования   и   программного обеспечения, что позволяет использовать высокие технологии.

Почему экономику следует рассматривать через призму кластеров, а не через более традиционное группирование компаний, отраслей или же секторов, таких как в производстве или обслуживании? Прежде всего в силу того факта, что кластеры лучше согласуются с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ. Кластеры лучше, чем отрасли, охватывают важные связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологии, навыков, информации.

Информация о работе Кластерная модель развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности Республики Казахстан