Кластерная модель развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:08, дипломная работа

Описание работы

В условиях глобализации и острой конкурентной борьбы на мировых рынках, малой емкости внутреннего рынка, реализация намеченных стратегий и действий предоставит возможность позиционирования страны не только как крупного экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки и транзитной территории, но и как устойчивой экономической системы, ориентированной, прежде всего, на поставку высокотехнологичных товаров и предоставление широкого спектра сервисных услуг (торгово-логистических, транспортно-информационных, финансовых, образовательных и др.) в регионе Центральной Азии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ЭКОНОМИКЕ………………7
1.1 Теоретическая сущность понятия кластер …………………………………...7
1.2 Зарубежный опыт развития кластеров ………………………………………11
1.3 Организационный механизм кластерного развития экономики……………20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………….26
2.1 Основы формирования кластерного подхода в РК …………………………26
2.2 Состояние развития пилотных кластеров …………………………………..32
2.3 Анализ экономической зоны «ОҢТҮСТІК» ………………………………..48
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………….55
3.1 Пути совершенствования текстильной индустрии РК.…….………………55
3.2 Методика определения потенциальных продуктов по критериям привлекательности сегментов и промышленного потенциала ....………....…..62
3.3 Адаптация кластерного подхода к социально-экономическим условиям Алматинской области……………………………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………79
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………82
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………83
ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………………………85

Работа содержит 1 файл

Диплом Кластер Батталова.doc

— 2.80 Мб (Скачать)

Выбор месторасположения транспортно-логистического центра по перевалке хлопка и текстильной продукции предполагается на станции Арысь и Манкент ЮКО, имеющей стратегическое положение. Станции являются транспортными узлами, расположенными на пересечении международных транспортных коридоров. Близкое расположение в радиусе 200-300 км. от станций основных производителей хлопка и перерабатывающих предприятий. Размещение ТЛЦ на территории, в непосредственной близости к автомобильным трассам Арысь - Шардара.

Для бесперебойной работы определены основные операции транспортно-логистического центра, которые включают в себя следующее:

1.              Операции с контейнерами, вагонами:

            Подача/уборка вагона (платформы);

            Крановые работы;

            Погрузка/разгрузка груза;

            Прочие.

2.            Операции с автотранспортом:

            Въезд автотранспорта на территорию склада временного хранения;

            Погрузка/разгрузка груза;

            Прочие.

3.            Операции, производимые на складе:

            Хранение груза;

            Сортировка груза;

            Паллетирование.

Работа  транспортно-логистического центра предполагает:

            Развитие складской базы для экспорта хлопка, куда необходимо   привлечение инвестиций;

      Развитие складской базы для импорта контейнерных грузов, для этого планируется строительство контейнерной площадки в соответствии с международными стандартами;

                    Планируемый грузооборот:

На первоначальном этапе – 40 тыс.тонн хлопка-волокна на экспорт;

Хранение порожних контейнеров в рамках соглашений контейнерными операторами не менее 3 тыс. штук /16 с.5-6/.

Транспортно-логистические услуги определены в качестве приоритетной отрасли экономики для формирования кластера. Из национальных компаний здесь будут участвовать: "КТЖ", "Казжелдортранс", "Казтранссервис", "Казмортрансфлот", РГП "Актауский международный морской торговый флот", Банк развития Казахстана и другие институты развития. Частный сектор будет представлен следующими типами компаний:

      перевозчики и их ассоциации;

      экспедиторские компании и их ассоциации;

      компании операторов-вагонов и их ассоциации;

      таможенные брокеры и их ассоциации;

      коммуникационные компании;

      дорожно-строительные компании;

      ремонтно-заводские предприятия;

      банки;

      страховые компании.

По мере роста заинтересованности в кластерной инициативе бизнес-сообщества,  круг участников кластера будет расширяться.

Кластер - вещь многоотраслевая, это значит, что он нуждается в современных технологиях, то есть с целью эффективного осуществления всего намеченного необходимо будет привлечь иностранных специалистов и консультантов.

Так, для развития контейнерных перевозок будут призваны эксперты японского агентства по международному сотрудничеству (J I C A). Для организации пропуска контейнерных поездов по транспортному коридору КНР-Казахстан (Достык-Петропавловск)-Россия-Норвегия привлечены эксперты из Европы. В рамках проекта NELTI планируется привлечение сингапурской консалтинговой компании Jurong Consultans Ltd. По проекту "Создание транспортно-логистического центра в г.Алматы" предусматривается привлечение экспертов NMCP (нидерландская программа содействия управлению). Значит, привлекая иностранных экспертов мы качественно достигнем поставленных основных целей в создании транспортно-логистического кластера в виде:

1.      доведения предоставляемых услуг транспортного комплекса до уровня требований мирового рынка и его интеграция в мировую и региональные транспортные системы;

2.      развитие и эффективное использование предоставляемого геостратегическим положением Казахстана транзитного потенциала на пути торгово-экономических связей Восток-Запад;

3.      Развитие возможностей транспортного комплекса Казахстана для доставки на мировые рынки и конкурентоспособности продукции и товаров отечественных производителей  /17/.

 

2.3 Анализ экономической зоны «ОҢТҮСТІК»

 

В целях решения поставленных задач по созданию и развитию пилотных кластеров в приоритетных секторах экономики Президент подписал Указ от          6 июля 2005 года по созданию СЭЗ «Оңтүстік». Данный план развития направлен для привлечения потенциальных инвесторов, обладающих высоким мировым рейтингом в текстильном сообществе, и организации инвестиционной деятельности в Южно-Казахстанской области.

СЭЗ предполагает консолидацию и создание условии, при которых, на ограниченном пространстве в льготно экономической среде будут сосредоточены ресурсы и производственная база от первичной переработки до конечно продукции, это одним из первых шагов по созданию хлопково-текстильного кластера.

Территориально СЭЗ располагается рядом с г. Шымкент - выделено 200 га. земли, выгодно расположенной относительно транспортной и топливной инфраструктуры (рядом с территорией СЭЗ проходит железная дорога, будут подведены электроэнергия и природный газ). На развитие СЭЗ «Оңтүстік» планируется привлечь около 500 млн. $ частных инвестиций.  Выделены необходимые средства из республиканского бюджета на нужды формирования и активизации СЭЗ в размере 821,4 млн. тенге.  Предполагается постройка более 15 новых прядильных, ткацких и швейных производств. На предприятиях планируется переработка 100 тыс. тонн хлопка в год, что обеспечит создание свыше 5 тыс. рабочих мест в регионе. /18/

Основными целями создания СЭЗ «Оңтүстік» являются:

      развитие текстильной промышленности, в производстве готовых изделий;

  активизация экономики РК в мировую хозяйственную связь;

  привлечения мировых торговых марок с высоким имиджем для  производства готовой текстильной продукции;

      применением современных технологий, улучшение качества и ассортимента производимой текстильной продукции.

Основные направления деятельности СЭЗ «Оңтүстік» включает в себя:

  производство пряжи, ткани, производство готовой текстильной продукции (вязаные и трикотажные изделия, верхняя и другая одежда, другие виды текстильной продукции);

  формирование современной инфраструктуры СЭЗ;

  проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области текстильной промышленности.

Деятельность СЭЗ предполагает рост внутреннего потребительского текстильного рынка, а также экспортоориентированное производство, где основными видами деятельности предприятий будут:

                  Изготовление х/б нитей и всех видов пряжи;

                  Ткацкое производство;

                  Отделочно-красильное;

                  Производство готовых текстильных изделий;

                  Производство трикотажных и чулочно-носочных изделий;

                  Производство трикотажных пуловеров и аналогичных изделий;

                  Производство спецодежды;

                  Производство верхней одежды;

                  Производство нательного белья;

                  Продвижение товаров на мировые товарные рынки;

                  А также формированию инфраструктуры предприятий.

Создание  СЭЗ «Оңтүстік» наряду с другими мерами по развитию хлопково-текстильного кластера позволяет обеспечить деятельность всех звеньев в цепочке добавленных стоимостей в текстильной отрасли, т.е. данный проект рассматривает цепочку от сбора  сырья до торговли готовой продукцией - это в свою очередь повлияет на конечную стоимость готового продукта .

Если развить данную цепочку до последнего этапа на высоком международном уровне, то можно констатировать фактическое создание и распространение высокого имиджа торговой марки «Сделано в Казахстане».

Сделав коротки вывод, можно сказать, что мы получаем выгоды и преимущества от реализации идеи создания СЭЗ «Оңтүстік» в виде:

      увеличения объемов производства текстильной продукции;

      продвижения отечественных товаров на мировые товарные рынки;

      создание условий для привлечения инвестиций в отрасль и кредитования предприятий финансовыми институтами;

      преодоление зависимости отечественной экономики от импорта текстильной и швейной продукции;

      повышение конкурентоспособности национальной экономики и интеграция ее в мировую экономику.

Достижению данных преимуществ способствует успешное развитие главных  льготных экономических условии таких, как доступ к сырьевой базе, рынок сбыта, человеческие ресурсы, инфраструктура, низкий уровень затрат, стабильный инвестиционный климат, налоговый режим рис. 6 (А, В) таможенный режим. Данный налоговый режим дает инвесторам возможность работать в льготных экономических условиях.

      Предполагается также с 01.01.2006 года уменьшить подоходный налог, земельный налога на 100%, данные преференции будут распространятся на организации, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ и относящиеся  к соответствующим условиям:

      организации должны состоят на регистрационном учете в налоговых органах на территории СЭЗ;

      не иметь структурных подразделении за пределами территории СЭЗ;

      не менее 90% совокупного годового дохода, составляют доходы, подлежащие получению в результате осуществления на территории следующих видов деятельности:

      производство готовых текстильных изделии, кроме одежды;

      производство трикотажных изделии;

      производство одежды из текстильных материалов.

Не являются недропользователем, не производят подакцизную продукцию, не получают инвестиционных преференции. Как мы уже знаем задачей любого кластера является повышение конкурентоспособности экономики Казахстана на мировой арене. Для  этого государством предпринимаются определенные меры в хлопково-текстильном кластере, т.е. задействованы общие формы поддержки развития экономики, включая инвестиционные преференции:

Инвестиционные преференции (за пределами СЭЗ). В соответствии с Законом «Об инвестициях» посредством заключения контракта с Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли предоставляются следующие инвестиционные преференции:

1)     инвестиционные налоговые преференции; освобождение от обложения таможенными пошлинами;

2)     государственные натурные гранты.

2. Инвестиционные налоговые преференции (за пределами СЭЗ).

а) по корпоративному подоходному налогу:

- новым предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в рамках одного вида деятельности - освобождение по доходам, полученным от инвестиционной деятельности на срок до 10 лет.

- действующим предприятиям, реализующим инвестиционные проекты по реконструкции и расширению действующих производств -  право относить на

вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов на срок до 10 лет.

 

 

 

 

                                                                                                           А

                                                                                                            В

рисунок 6 Налоговый режим на СЭЗ «Оңтүстік»

б) по налогу на имущество -  дают право налогоплательщику на освобождение от уплаты налога на имущество по вновь вводимым в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта до 5 лет;             

в) преференции по земельному налогу - дают право налогоплательщику  на освобождение от уплаты земельного налога по участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестиционного проекта до 5 лет.

3. Освобождение от обложения таможенными пошлинами: при импорте оборудования и комплектующих, ввозимых для реализации инвестиционного проекта на срок действия контракта, но не более 5 лет с момента регистрации контракта.

4. Государственные натурные гранты – предоставляются  уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами во временное безвозмездное пользование, либо на праве временного безвозмездного землепользования с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование в случае выполнения инвестиционных обязательств в соответствии с контрактом.

В качестве государственных натурных грантов могут передаваться: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь /19 с.10-13/.

Информация о работе Кластерная модель развития экономики как фактор повышения конкурентоспособности Республики Казахстан