Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:08, дипломная работа
В условиях глобализации и острой конкурентной борьбы на мировых рынках, малой емкости внутреннего рынка, реализация намеченных стратегий и действий предоставит возможность позиционирования страны не только как крупного экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки и транзитной территории, но и как устойчивой экономической системы, ориентированной, прежде всего, на поставку высокотехнологичных товаров и предоставление широкого спектра сервисных услуг (торгово-логистических, транспортно-информационных, финансовых, образовательных и др.) в регионе Центральной Азии.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ЭКОНОМИКЕ………………7
1.1 Теоретическая сущность понятия кластер …………………………………...7
1.2 Зарубежный опыт развития кластеров ………………………………………11
1.3 Организационный механизм кластерного развития экономики……………20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………….26
2.1 Основы формирования кластерного подхода в РК …………………………26
2.2 Состояние развития пилотных кластеров …………………………………..32
2.3 Анализ экономической зоны «ОҢТҮСТІК» ………………………………..48
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН…………………………………………………….55
3.1 Пути совершенствования текстильной индустрии РК.…….………………55
3.2 Методика определения потенциальных продуктов по критериям привлекательности сегментов и промышленного потенциала ....………....…..62
3.3 Адаптация кластерного подхода к социально-экономическим условиям Алматинской области……………………………………………………………. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………79
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………82
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………83
ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………………………85
производственные мощности используются лишь на 10-30%;
недостаток оборотных средств;
нехватка профессиональных кадров;
низкий уровень технической оснащенности производства, моральный и физический износ оборудования;
относительно высокая себестоимость производства;
отсутствие маркетинговой информации.
Пути решения проблем:
необходимо восстановление производства химических волокон на Кустанайском заводе химических волокон.
перевооружение и модернизация текстильного производства современным технологическим, обновление ассортимента и выпуск современных конкурентоспособных изделий.
стимулирование шерстяного овцеводства, развитие производства овечьей шерсти, модернизация процесса переработки шерсти до мировых стандартов.
освоение производства новых видов тканей, с использованием современных видов сырья и окончательной отделки, новые методы колорирования тканей.
с целью повышения инвестиционной привлекательности отрасли необходимо создать льготного налогового режима, таможенного контроля, разработать программу стимулирования, защиты и активного продвижения текстильной продукции отечественных производителей,
для повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции
промышленности необходимо обеспечить создание испытательного центра, аттестованного на международном уровне.
подготавливать квалифицированных кадров для легкой промышленности.
стимулировать экспорта и защита от недобросовестной конкуренции. совершенствование экспорта нацелено на производство новых экспортных товаров и проникновение на новые рынки. Реализация задачи можно возложить на Центры развития торговли и стимулирования экспорта (ЦРТСЭ) /21 с.61-65/.
3.2 Методика определения потенциальных продуктов по критериям привлекательности сегментов и промышленного потенциала
Кластер производства текстильной продукции был выбран благодаря вкладу в диверсификацию в экономику, имеющим высокий потенциал для роста и создания рабочих мест. Для начало работы с кластером выявили ряд проблем, которые необходимо решить для развития индустрии (таблица 2) /22/.
Для решения проблем необходимо предпринять определенные меры, которые можно увидеть в таблице 3.
Выявляя проблемы отрасли, как отсутствие «квалифицированного персонала» (отсутствие целевой подготовки кадров: технологов, менеджеров и маркетологов) была определена как наиболее острая проблема. Для решения данной проблемы предлагаем изменить существующие системы подготовки кадров с учетом требований бизнеса /23 с.1/. На основании предпринимаемых мер одним из первых образовательных учреждении способствующих подготовке специалистов является Алматинский Технологический Университет, он предпринимает ряд мер, как:
1) выделил самостоятельную специальность (050724) - «Технологические
машины и оборудование производства товара народного потребления и сферу услуг»;
2) совместно с Ассоциацией предприятий легкой промышленности РК
организуют работу по совершенствованию стандартов с целью их модернизации и решения задач, кластерных производств;
3) просят МОН РК предусмотреть в будущем законе «Об образовании»
юридические и финансовые нормы организации практической подготовки будущих специалистов совместно с производственными предприятиями;
4) предусматривают финансовые средства для организации научных
исследовании по новым материалам, разработке и совершенствованию технологии и техники в промышленности;
5) подготовка специалистов за счет собственных средств. /22 с.3,4/
Мы также считаем , что одной из причин спада производства является
Сегменты | Проблемы | |
Доступ к капиталу | 1. | Отсутствие льготного финансирования |
2. | Сложный процесс получения кредита | |
Человеческие ресурсы | 1. | Низкое качество подготовки специалистов |
2. | Отсутствие целевой подготовки кадров | |
3. | Бизнес отстранен (не привлекается) при выборе специальностей | |
Стандарты | 1. | Отсутствие необходимых стандартов |
2. | Отсутствие системы менеджмента качества | |
Инфраструктура | 1. | Техническое перевооружение |
2. | Отсутствие машиностроительной базы | |
3. | Отсутствие жилищно – материальной базы для специалистов | |
Правительственное регулирование | 1. | Перераспределение НДС м/у фермерами и перерабатывающими предприятиями |
2. | Несовершенство гос.тех. регулирования (не декларируемый импорт) | |
3. | Несовершенство и неисполнение законов | |
4. | Отсутствие льгот для экспортирующих компании | |
5. | Отсутствие механизма привлечения участников | |
Другие | 1. | Нестабильные цены на сырье – зависимость от мировых цен |
2. | Низкое качество сырья | |
3. | Отсутствие барьеров для импорта |
Таблица 2. Проблемы в текстильной отрасли РК
87
Категория | Проблема | Меры | |
Сырье | Низкое качество сырья | 1 | Способствование созданию семенных хозяйств |
2 | Внедрение системы сертификации семян, шерсти и др. | ||
3 | Поддержка развитию новых сортов семян | ||
4 | Гос. программа по закупу сырью | ||
5 | Внесение измении в Бюджетный кодекс в ст. 51, в части финансирования программ семеноводства | ||
Кадры |
Низкое качество подготовки специалистов | 6 | Проработка классификатора специальностей с учетом требовании бизнеса и тенденции отрасли |
7 | Увеличение количество грантов на инженерные и текстильные специальности | ||
8 | Внесение изменении в Госстандарт образования РК с учетом требовании бизнеса, ассоциации, специалистов отрасли и образовательных учреждении | ||
9 | Разработка программы по совершенствованию классификации специалистов текстильной отрасли | ||
10 | Содействие сотрудничеству м/у ВУЗами и бизнес – сообществом в области исследования, обучения на местах, производственной практики, консультирования и др. | ||
11 | Приведение Нац.стандартов в соответствие с международными | ||
Инфра структура | Отсутствие машиностроительной базы | 12 | Пересмотр закона «О лизинге» для создания более выгодных условия лизингополучателей |
Финансы | Дороговизна и краткосроч-ть финансиро-я (проблема в недостаточном доверии кредиторов к заемщику) | 13 | Разработка комплекса по улучшению системы корпоративного управления |
14 | Разработка требовании по аудиту фин.отчетности предпр-я | ||
15 | Усовершенствование механизма возврата заемных средств кредиторами в случае неплатежеспособности заемщика | ||
16 | Содействие внедрению системы оценки и управления рисками в банках | ||
17 | Создание стимула для притока финансовых ресурсов (инвестиции, кредитные ресурсы, венчурный капитал и др.) в текстильную отрасль | ||
Административные барьеры, проблемы госуд-го регулирования и законодательства | Недекларируемы импорт | 18 | Внедрение полного обязательного процесса декларирования для ввозимой на терр-ю РК продукции |
19 | Изменение системы таможенного контроля продукции для совершенствования эффективности и прозрачности | ||
Слабая сырьевая поддержка местных производ-лей | 20 | Снятие (не облагать) таможенных пошлин на ввозимое сырье и оборудование (не производимое в Казахстане) необходимое для нужд местных предприятии производителей текстильной продукции | |
Отсутствие льгот для местных текстильных компании | 21 | Создание СЭЗ в ЮКО для предприятии производителей текстильной продукции | |
22 | Обеспечение льготного налогообложения отечественным товаропроизводителям | ||
23 | Определение необходимой ставки НДС | ||
24 | Введение льготного налогообложения предпр-м реинвестирующих в покупку оборудования (расширение производимых мощностей) | ||
Низкий уровень стандартов качества | 25 | Создание независимого агентства по осуществлению высококачественного процесса оценки качества сырья |
Таблица 3. Меры предпринимаемые для решения проблем отрасли
87
1) разрушение товаропроводящей сети, нарушение взаимодействия отношений производства, оптовой и розничной торговли. Это является серьезным тормозом в развитии производств промышленности. На основании этого предлагаем:
2) практиковать (постоянно) проведения акции «Произведено в Казахстане»
или «Покупай казахстанское»;
3) создать Торговые Центры – как постоянно-действующие Выставки –
Ярмарки, с государственным участием, выделить для этих целей площади на льготные условия;
4) решить вопрос участия отечественных компаний на международных
выставках;
5) для продвижения продукции на внешние рынки решить вопрос о возмещении части затрат (до 80%) отечественным производителям, участвующим на международных выставках, по опыту зарубежных стран /22 с.7/.
Для решения следующей проблемы (льготные услуги) Фискальные органы создают равные условия на внутреннем рынке для всех участников в снижении налоговой нагрузки:
1) Снижение НДС до 5% на продукцию текстильной, швейной,
трикотажной, кожевенно-обувной и меховой отраслей промышленности на 5 лет, а также установление нулевой ставки НДС на казахстанскую продукцию;
2) Освобождение от налога на прибыль предприятии легкой
промышленности на 5 лет при условии, что весь объем налогооблагаемой прибыли будет рефинансироваться в развитие отрасли;
3) Инвестиционные налоговые преференции в виде права на
дополнительные вычеты из совокупного годового дохода налогоплательщиков, а также освобождение их от уплаты налога на имущество по вновь введенным активам и земельного налога на участки используемые для реализации инвестиционного проекта;
4) Освобождение от налога на прибыль, направленную на науку и
инновационную деятельность и др. /22 с.5/
Анализируя выступления международного эксперта N.Costello, приходим к выводу, что в условиях зарождающейся институциональной среды и прямодействующих инструментов в промышленной политике, нам необходимо рассмотреть возможность соединения институтов/инструментов и модели развития бизнеса – это стимулирует налаживание тесных партнерских контактов с администрацией различных учреждении для воссоздания картины сильных/слабых сторон и возможности на этой основе влиять на конкурентоспособность казахстанской индустрии /24 с.17/.
Казахстан выбрал приоритетную отрасль, имеющий экономический потенциал повышения конкурентоспособности /25 с. 61/. В настоящее время у отрасли нет сильных и устойчивых кластеров, имеющие эффективную структуру и устойчивое конкурентные преимущество /11 с.8/. По таблице 4 можно ознакомиться с Конкурентными преимуществами данной отрасли.
Таблица 4.Конкурентные преимущества текстильной отрасли РК
Сегмент рынка | Конкурентные преимущество | Влияние на экономику | Динамика рынка | Срок проявления результатов | Комментарии |
Текстильная пром-ть |
Привлекательный |
Привлекательный | Большой региональный рынок (Европа, Китай) |
Средний (3 – 5 лет) | Необходимо развить инфраструктуру |