Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:32, дипломная работа
Целью данной работы является характеристика гражданской правосубъектности государства как особого субъекта гражданско-правовых отношений, который участвует в них на равных с другими субъектами, но особенности этого участия неизбежно определяются его изначальным публично-правовым статусом.
Задачи работы – проследить путь развития идеи гражданской правосубъектности государства в законодательстве и доктрине, начиная с появления государства и до современного этапа; охарактеризовать элементы гражданской правосубъектности государства, его гражданскую правоспособность и дееспособность, наконец, показать отдельные особенности выступления государства в гражданско-правовых отношениях.
Введение…………………………………………………………………….……..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Правосубъектность государства…………………………………..…..11
1.1. Понятие государства как субъекта права………………………………….11
1.2. Гражданская правоспособность государства……………………………...14
1.3. Гражданская дееспособность государства………………………………...22
1.4 Признание государства в качестве субъекта гражданского права. ……...28
Глава 2 История развития гражданской правосубъектности государства…..31
1.2.Гражданская правосубъектность государства в дореволюционной России…………………………………………………………………………….31
2.2.Гражданская правосубъектность Советского государства. ………………34
2.3 Гражданская правосубъектность российского государства на современном этапе………………………………………………………………42
Глава 3. Особенности участия государства в гражданских правоотношениях………………………………………………………..………48
3.1. Государство в отдельных видах гражданских правоотношений………..48
3.3. Гражданско-правовая ответственность государства……………………..56
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 4 Методика преподавания гражданского права………………………..63
4.1Методика преподавания………………………………………………….….63
4.2 Методическая разработка лекции……………………………………..……67
Заключение……………………………………………………………….…...….71
Список использованных нормативных актов и литературы …………………76
Эффективное усвоение курса гражданского права возможно посредством грамотно построенных лекционных занятий, чередования практических занятий и теоретических семинаров (диспутов, дискуссий, обсуждений новых нормативных актов, деловых игр) и, конечно, самостоятельной работы под руководством преподавателя. Именно такой подход позволяет достичь наибольшего эффекта. Особое внимание должно быть уделено индивидуальной работе со студентами. К сожалению, при нынешнем объеме учебной нагрузки это достаточно затруднительно, и многие преподаватели данным видом учебной работы пренебрегают. Между тем только в ходе таких консультаций можно выявить склонности того или иного студента к научной деятельности, подготовить его к участию в конференции, но самое главное — научить его учиться самостоятельно.
Необходимо коснуться и проблемы преподавания гражданского права студентам, получающим второе высшее образование. С сожалением мы вынуждены констатировать отсутствие андрагогической подготовки у большинства преподавателей гражданского права. Между тем отрицать определенную специфику преподавания курса такому контингенту студентов нельзя. В учебной мотивации взрослых определяющими являются потребности в конкретных знаниях и информации, что обеспечивает принципиально иное отношение обучающихся к учебному материалу. Такого обучающегося характеризует большая конкретность и направленность его образовательных потребностей.
Определение направления обучения взрослых состоит, прежде всего, в установлении соответствия характеристик учебного процесса и его результатов тем требованиям, которые предъявляют сами обучающиеся. Отношения обучающегося и обучающего приобретают особый характер — диалоговый, они становятся более индивидуальными, а процесс обучения — личностно-ориентированным. Образовательные потребности таких студентов определяются различными факторами: уровнем базового образования, характером профессиональной деятельности, субъективной жизненной ситуацией и др. Все это требует в процессе обучения делать больший упор не на теорию, а на практику применения норм гражданского законодательства, анализ решений судов по конкретным делам и т.д.
К сожалению, затронутая нами проблематика в последнее время мало привлекает внимание коллег-правоведов. Между тем настало время по-новому оценить методику преподавания правовых дисциплин, необходимо переместить акценты с количества подготовленных юридических кадров высшей квалификации на качество их подготовки.
4.2 Методическая разработка лекции
План:
1 Характеристика
2 Структура
2.1 Правоспособность
2.2 Дееспособность
3 Виды
1. Характеристика
В каждой отрасли права есть специальные нормы, назначением которых является установление круга лиц, подпадающих под действие норм данной отрасли. Это делается посредством перечисления признаков, указания на качества, которыми субъекты должны обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм отрасли. Совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей, называется правосубъектностью.
Правосубъектность представляет собой общественно-юридическое свойство лиц: она имеет две стороны — общественную и юридическую. Общественная сторона правосубъектности выражается в том, что признаки субъектов права законодатель не может избирать произвольно —они диктуются самой жизнью, потребностями и закономерностями общественного развития. Юридическая же ее сторона состоит в том, что признаки субъектов права обязательно должны быть закреплены в юридических нормах.
В теории права имеется достаточно обоснованная точка зрения, состоящая в том, что правосубъектность может рассматриваться как своего рода субъективное юридическое право — «право на право», существующее в рамках так называемых общих (общерегулятивных) правоотношений по линии норм конституционного права. Действительно, общая с субъективным правом природа правосубъектности здесь налицо — правосубъектность также представляет собой определенную юридическую возможность.
2. Структура
В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.
2.1 Правоспособность
Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец.
2.2 Дееспособность
Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.
Правоспособность и дееспособность — это две стороны одного и того же феномена — правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина).
Разновидностью дееспособности является деликтоспособность, которая представляет собой способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения (деликты). Не совсем верно. Деликтоспособность, как способность лица нести имущественную ответственность в случаях причинения вреда другим лицам, является не разновидностью, а элементом дееспособности. Другим ее элементом является сделкоспособность. Например, согласно нормам ст. 26 ГК РФ несовершенноление в возрасте от 14 до 18 лет ограниченно сделкоспособны (п.п. 1 и 2 ) и полностью деликтоспособны (п.3).
3 Виды
Правосубъектность может быть общей (способность быть субъектом права вообще), отраслевой (способность быть субъектом права в определенных социально-правовых отношениях) и специальной (например, правосубъектность юридических лиц).
Исходное правовое положение субъектов характеризуется понятием «правовой статус». Наиболее широким он является у граждан и складывается из правосубьектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Конституции Российской Федерации составляют основы правового статуса личности и являются действующими непосредственно (гл. 2 Конституции РФ). Правовой статус граждан Российской Федерации является равным для всех.
Слово «status» в переводе с латинского означает «состояние», «положение». Тем не менее в литературе предлагается наряду с понятием правового статуса выделять понятие «правовое положение». Такое дополнение имеет смысл, если под «правовым положением» понимать конкретное правовое положение субъекта, которое определяется как его правовым статусом, так и совокупностью конкретных правовых связей, в которых он состоит.
Заключение.
Таким образом, проблема участия государства в гражданских правоотношениях всегда была сложной и спорной. Государство появилось и развивалось как властный субъект, и его участие в гражданском обороте было лишь вспомогательным средством для реализации своих основных задач. В связи с этим властно-административные функции государства долгое время определяли и его статус в гражданских правоотношениях. Отождествление государства с лицом, его возглавлявшим, характерное для первоначального этапа правового регулирования отношений с участием государства, сменилось представлением о самостоятельном субъекте права казны, для которого необходимо было создавать специальный режим иммунитета. И лишь значительно позже, с развитием капиталистических отношений, сформировалась концепция уравнивания государства в имущественных отношениях с частными лицами, которая является на сегодняшний день доминирующей в большинстве стран континентального права.
Российское государство, традиционно обладавшее огромными властными и экономическими полномочиями, также прошло долгий путь до признания своего равенства с прочими субъектами гражданского оборота. В дореволюционной России гражданская правосубъектность государства определялась правосубъектностью его казны как публичного юридического лица, занимающего привилегированные положение, хотя среди юристов существовали разногласия о соотношении казны и государства. При определении правосубъектности Советского государства изначально ставился во главу угла ее классовый характер, и гражданская правосубъектность не являлась исключением, что обуславливало привилегированные условия участия государства в гражданском обороте. При этом многие советские юристы полагали, что права, обязанности и ответственность в сфере гражданских правоотношений возникают скорее не у государства, а у государственных органов, государственных предприятий и учреждений. Среди основных дискуссионных вопросов по поводу правосубъектности государства в этот период были: характеристика государства как единого и единственного собственника средств производства; вопрос о том, каково соотношение компетенции с гражданской правосубъектностью государства; какие организации можно отнести к государственным органам, реализующим его правосубъектность и может ли государство вступать в правоотношения с этими организациями.
С прекращением существования СССР и переходом к рыночной экономике позиция по поводу гражданской правосубъектности государства изменилась. В Гражданском кодексе РФ была закреплена норма, согласно которой государство участвует в гражданских правоотношениях на равных началах с иными их участниками. Было принято положение о том, что к государству применяются нормы, относящиеся к юридическим лицам, если иное прямо не вытекает из закона или его особенностей как субъекта. Это вновь послужило поводом для дискуссии, считать ли государство одним из юридических лиц или же особым субъектом права, властные полномочия которого, хоть и не могут прямо проявляться в воздействии на других участников гражданского оборота, но сохраняются за ним, определяя цели и формы его деятельности. Вторая позиция кажется мне более адекватной закону и сущности государства.
Другим вопросом стала характеристика правоспособности государства. Одни авторы считают ее общей, поскольку оно как суверен вправе само ограничивать (или вообще не ограничивать) пределы своей способности иметь гражданские права и нести обязанности, может вступать в любые правоотношения. Тем не менее следует учитывать, что государство существует не ради себя самого, а с целью удовлетворения интересов граждан, и в этом смысле его участие в гражданском обороте обусловлено исключительно реализацией его политических и социальных функций, иначе ему не было бы необходимости участвовать в гражданских правоотношениях. Поэтому я склоняюсь к позиции, выражаемой другими авторами, что правоспособность государства является специальной и обуславливается реализацией его публичного интереса как субъекта политической власти.
Что касается дееспособности государства, она, так же как у юридического лица, проявляется через полномочия его органов в рамках их компетенции. Но органы государства не схожи с органами юридического лица, поскольку, как правило, являются самостоятельными организациями и могут выступать в гражданском обороте: во-первых, от имени государства; во-вторых, от своего имени, но в целях реализации государственных интересов; и, в-третьих, от своего имени и с целью обеспечения собственной деятельности, то есть как учреждения. Кроме того, дееспособность государства может быть реализована и через институт гражданского представительства.
В отдельных гражданских правоотношениях проявляется особый характер гражданской правосубъектности государства. Так, материальную основу для его участия в гражданских правоотношениях составляет имущество казны. Право государственной собственности может возникать по основаниям, характерным только для него – изъятие имущества в государственную собственность по недействительным сделкам, принудительное изъятие или выкуп бесхозяйственно содержимого имущества, выкуп у частных лиц имущества, которое может находиться исключительно в собственности государства, реквизиция, конфискация и национализация. Кроме того, когда государство участвует в тех же договорных и обязательственных отношениях, что и другие субъекты гражданского права, для него также предусмотрены отдельные особенности (порядок закупки товаров для государственных нужд, институт выморочного имущества, выпуск государственных облигаций). Государство может быть учредителем как юридических лиц, не обладающих правами собственника на предоставленное им имущество, так и хозяйственных обществ и товариществ. Оно несет договорную (в том числе субсидиарную) и деликтную ответственность, в том числе по возмещению вреда, причиненному незаконными актами власти и ненадлежащим исполнением публичных функций государства, и отвечает по своим обязательствам имуществом казны.
Исходя из этого, государство можно признать особым субъектом гражданского права, обладающим возможностью иметь гражданские права и обязанности, определяемые его политическими и социальными функциями, реализующим эту возможность через осуществление полномочий своими органами, выступающим в гражданских правоотношениях на равных началах с другими их участниками, но с учетом специфики в отдельных отношениях, обусловленной его положением как инструмента реализации публичного интереса.
Выше приведенные соображения позволяют уточнить и дополнить условия проведения эвтаназии и наложить их в следующей редакции.
- решение об эвтаназии должен принимать дееспособный гражданин; решение об эвтаназии несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет может быть отложено прокурором (или судом) и консилиумом врачей-специалистов до достижения больным 18-летнего возраста, решение об эвтаназии несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет или его родителей юридической силы не имеет,
Информация о работе Гражданская правосубъектность государства