Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:32, дипломная работа
Целью данной работы является характеристика гражданской правосубъектности государства как особого субъекта гражданско-правовых отношений, который участвует в них на равных с другими субъектами, но особенности этого участия неизбежно определяются его изначальным публично-правовым статусом.
Задачи работы – проследить путь развития идеи гражданской правосубъектности государства в законодательстве и доктрине, начиная с появления государства и до современного этапа; охарактеризовать элементы гражданской правосубъектности государства, его гражданскую правоспособность и дееспособность, наконец, показать отдельные особенности выступления государства в гражданско-правовых отношениях.
Введение…………………………………………………………………….……..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Правосубъектность государства…………………………………..…..11
1.1. Понятие государства как субъекта права………………………………….11
1.2. Гражданская правоспособность государства……………………………...14
1.3. Гражданская дееспособность государства………………………………...22
1.4 Признание государства в качестве субъекта гражданского права. ……...28
Глава 2 История развития гражданской правосубъектности государства…..31
1.2.Гражданская правосубъектность государства в дореволюционной России…………………………………………………………………………….31
2.2.Гражданская правосубъектность Советского государства. ………………34
2.3 Гражданская правосубъектность российского государства на современном этапе………………………………………………………………42
Глава 3. Особенности участия государства в гражданских правоотношениях………………………………………………………..………48
3.1. Государство в отдельных видах гражданских правоотношений………..48
3.3. Гражданско-правовая ответственность государства……………………..56
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 4 Методика преподавания гражданского права………………………..63
4.1Методика преподавания………………………………………………….….63
4.2 Методическая разработка лекции……………………………………..……67
Заключение……………………………………………………………….…...….71
Список использованных нормативных актов и литературы …………………76
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ – НА – КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет экономики, истории и права
Специальность 050402.65 – «Юриспруденция с дополнительной специальностью»
Кафедра социально-экономических дисциплин
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Гражданская правосубъектность государства
Выполнил
Студент 6 курса
Петров Александр Владимирович
Подпись________________
Славянск – на - Кубани
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Правосубъектность государства…………………………………..…..
1.1. Понятие государства как субъекта права………………………………….11
1.2. Гражданская правоспособность государства……………………………...14
1.3. Гражданская дееспособность государства………………………………...22
1.4 Признание государства в качестве субъекта гражданского права. ……...28
Глава 2 История развития гражданской правосубъектности государства…..31
1.2.Гражданская правосубъектность государства в дореволюционной России………………………………………………………………
2.2.Гражданская правосубъектность Советского государства. ………………34
2.3 Гражданская правосубъектность российского государства на современном этапе………………………………………………………………
Глава 3. Особенности участия государства в гражданских правоотношениях………………………………………
3.1. Государство в отдельных видах гражданских правоотношений………..48
3.3. Гражданско-правовая ответственность государства……………………..56
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 4 Методика преподавания гражданского права………………………..63
4.1Методика преподавания………………………………………………
4.2 Методическая разработка лекции……………………………………..……67
Заключение……………………………………………………
Список использованных нормативных актов и литературы …………………76
Введение
Вопрос о государстве как олицетворении публично-правового интереса, об участии его в гражданско-правовых отношениях и, как следствие, о признании его субъектом гражданского права, а также об особенностях гражданско-правового статуса государства всегда возникал параллельно со спорами о публичном и частном праве. Смена представлений о взаимоотношениях личности и государства в условиях рынка и демократии вызвала настоятельную потребность в новой системе мировоззрения на государство, адекватной происходящим процессам. На первый план выходит роль государства не как самодовлеющей силы, а как инструмента обслуживания гражданского общества, реализации интересов рядовых граждан. В трудах российских ученых все чаще высказываются мнения о том, что государство не более чем агент, выступающий от имени общества и действующий в интересах общества (Е.А.Корсаков), институт социальных благ, оказываемых гражданину — потребителю этих благ (З.С.Попова), и даже общество взаимного страхования, которое страхует гражданина-участника общественного договора от негативных общественных рисков путем предоставления социальных гарантий и льгот (Д.И. Круглов). (9, с.28) Отражением этих идей является определение статуса государства как участника гражданского оборота, выступающего на равных с гражданами и юридическими лицами.
Проблемы, связанные с гражданско-правовым статусом государства и его особенностями как частноправового субъекта широко обсуждаются в современной науке гражданского права. И это не случайно, так как в этом вопросе остается очень много неясного в теоретическом плане, а положения законодательства, регулирующие данный вопрос нуждаются в развитии и комментариях. Кроме того, предшествующие исследования этой темы отечественными учеными относились к Советскому государству, поэтому необходимо, опираясь на их теоретический опыт, отразить в то же время глубокие изменения, произошедшие за последние десятилетия в гражданско-правовом статусе государства.
Признание государства субъектом гражданского права зафиксировано в ст.2 ГК РФ, где указывается, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях наряду с гражданами и юридическими лицами могут участвовать также Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Следовательно, государство должно обладать качествами, которые позволят ему быть участником гражданского правоотношения, и совокупность которых обозначается понятием «гражданская правосубъектность». Тем не менее, поскольку государство не относится ни к физическим, ни к юридическим лицам, гражданская правосубъектность государства не может быть тождественна правосубъектности лица и должна отражать его особенности как особого субъекта гражданского права.
Правосубъектность является базовой правовой категорией, необходимой для определения и характеристики субъектов права. Ее назначение заключается в том, что она закрепляет круг лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных прав и обязанностей, определяет общее правовое положение субъектов, закрепляемое нормами гражданского права.
Правосубъектность определяется как социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений, выступать в них от своего имени. Поскольку правоотношения в целом и гражданские в частности носят волевой характер, их участниками могут стать лишь те, за кем закон признает способность самостоятельно или с помощью других лиц формировать и изъявлять свою особую волю. О каком бы виде участия государства в гражданских правоотношениях ни шла речь, соответствующие субъекты непременно обладают этими общими свойствами: возможностью приобретать от своего имени права, а также нести обязанности, имущественной обособленностью, способностью к образованию и изъявлению своей воли.
Существуют разные точки зрения на содержание понятия правосубъектности. Одни авторы считают, что правосубъектность является правом общего типа, из которого вытекает возможность субъекта иметь конкретные субъективные гражданские права и обязанности. С этой точки зрения предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности являются правоспособность и дееспособность субъекта. Правоспособность — способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности.
Другие включают в объем правосубъектности, кроме право- и дееспособности, также и конкретные субъективные права и обязанности как часть системы прав, принадлежащих любому субъекту. (5, с.103). В данной работе мне представляется целесообразным рассмотреть как общее понятие о правосубъектности государства, так и отдельные особенности его участия в конкретных гражданских правоотношениях. Ведь именно в них проявляется отличие государства как субъекта гражданского права от граждан и юридических лиц, обусловленное характером его правосубъектности в целом.
Очевидно, что публично-правовая сущность государства не может не оказывать влияния на частноправовые отношения, субъектом которых оно выступает. Особое положение государства как субъекта гражданского права проявляется, как указывает Е.А.Суханов, уже в природе его существования и образования. Государство создается на основе публично-правового акта, имеет определенные властные полномочия, преследует в своей деятельности публичные (общественные) цели, и его правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права. Кроме того, государство как суверен, устанавливая общеобязательные правила поведения для всех участников гражданского оборота, само определяет свою правосубъектность, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях.
Однако если государство станет использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или извязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, и необходимая ему частноправовая форма будет разрушена. Таким образом, возникает необходимость самоограничения суверена в своих гражданских правах и обязанностях, в целях соблюдения интересов участников гражданского оборота – частных, а не публичных лиц[1].
Целью данной работы является характеристика гражданской правосубъектности государства как особого субъекта гражданско-правовых отношений, который участвует в них на равных с другими субъектами, но особенности этого участия неизбежно определяются его изначальным публично-правовым статусом.
Задачи работы – проследить путь развития идеи гражданской правосубъектности государства в законодательстве и доктрине, начиная с появления государства и до современного этапа; охарактеризовать элементы гражданской правосубъектности государства, его гражданскую правоспособность и дееспособность, наконец, показать отдельные особенности выступления государства в гражданско-правовых отношениях.
Гражданское право – совокупность норм, регулирующих главным образом имущественные отношения, прямо или косвенно связанные с существованием товарного производства. Общие черты, присущие всем разновидностям этих отношений, обусловливают известную историческую преемственность гражданско-правовых методов регулирования имущественных отношений в различные эпохи, использования соответствующего понятийного аппарата, выражающего указанные черты. К ним относятся формы собственности (частная, групповая, общественная), мера свободы распоряжения материальными благами (вещами), которые предоставляются собственникам, а также лицам, хотя и не являющимся собственниками, но осуществляющим в силу закона или соглашения владение, пользование и распоряжение этими вещами. Таким образом, гражданско-правовые отношения – это отношения не лиц, подчиненных один другому, не властно-организационные (вертикальные), а равноправные (горизонтальные) отношения участников экономического оборота.
Гражданская правосубъектность – это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, абстрактный характер которой как раз и проявляется в ее обобщающей характеристике. Правоспособность и дееспособность – две составляющие части гражданской правосубъектности. Правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданской правоспособностью в равной мере обладают все граждане. Дееспособность предполагает способность осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, и руководить ими.
Участники гражданских правоотношений именуются их субъектами. Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы, а также лица без гражданства (так называемые апатриды) – охарактеризованные законом термином «физические лица».
Все возможные субъекты гражданских правоотношений охватываются понятием «лица», которое используется в Гражданском Кодексе и других актах гражданского законодательства. Как субъекты гражданских правоотношений лица характеризуются тем, что они являются носителями субъективных гражданских прав и обязанностей.
Следует отметить, что государство и муниципальные образования являются особыми субъектами гражданского права. Государство в Российской Федерации это определенная система, центром которой является Российская Федерация в целом, а ее составными частями субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная области, автономные округа, а также городские, сельские поселения, муниципальные районы и городские округа.
Организующим началом гражданского оборота служит принцип, в силу которого в нем могут выступать либо система как таковая, представленная Российской Федерацией, либо ее элементы, представленные субъектами Российской федерации, муниципальными образованиями, которые независимы и не отвечают по обязательствам друг друга. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений- гражданами и юридическими лицами.
Государство как самостоятельный участник гражданских правоотношений обладает правоспособностью и дееспособностью, которые оно реализует, участвуя во внутринациональных гражданско-правовых отношениях, а также во внешнем гражданском обороте.
Свою дееспособность государство реализует через свои органы. Основой выступления государства как субъекта гражданского права в имущественном обороте служит государственная собственность.
Многим не дает покоя тот факт, что одна из шести разновидностей субъектов Российской Федерации не только конституционно называется государством, но и стремится реализоваться как государство в составе федерации, стремится воплотить в жизнь чаяния, права и интересы народов, самоопределившихся в такое государство. И то, что одна из разновидностей субъектов Российской Федерации определяется государством – это не столько «дань традиции», как пишут отдельные авторы, сколько способ выживания народов-этносов в современных условиях, способ абсолютно легитимный, гарантированный Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.
Информация о работе Гражданская правосубъектность государства