Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:32, дипломная работа
Целью данной работы является характеристика гражданской правосубъектности государства как особого субъекта гражданско-правовых отношений, который участвует в них на равных с другими субъектами, но особенности этого участия неизбежно определяются его изначальным публично-правовым статусом.
Задачи работы – проследить путь развития идеи гражданской правосубъектности государства в законодательстве и доктрине, начиная с появления государства и до современного этапа; охарактеризовать элементы гражданской правосубъектности государства, его гражданскую правоспособность и дееспособность, наконец, показать отдельные особенности выступления государства в гражданско-правовых отношениях.
Введение…………………………………………………………………….……..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Правосубъектность государства…………………………………..…..11
1.1. Понятие государства как субъекта права………………………………….11
1.2. Гражданская правоспособность государства……………………………...14
1.3. Гражданская дееспособность государства………………………………...22
1.4 Признание государства в качестве субъекта гражданского права. ……...28
Глава 2 История развития гражданской правосубъектности государства…..31
1.2.Гражданская правосубъектность государства в дореволюционной России…………………………………………………………………………….31
2.2.Гражданская правосубъектность Советского государства. ………………34
2.3 Гражданская правосубъектность российского государства на современном этапе………………………………………………………………42
Глава 3. Особенности участия государства в гражданских правоотношениях………………………………………………………..………48
3.1. Государство в отдельных видах гражданских правоотношений………..48
3.3. Гражданско-правовая ответственность государства……………………..56
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 4 Методика преподавания гражданского права………………………..63
4.1Методика преподавания………………………………………………….….63
4.2 Методическая разработка лекции……………………………………..……67
Заключение……………………………………………………………….…...….71
Список использованных нормативных актов и литературы …………………76
Актуальность проблемы теории и практики государства – субъекта федерации, в частности, для России очевидна и непреходяща в ближайшее время.
Важность наращивания теоретических исследований в этой сфере определяется, с одной стороны, необходимостью на практике исключить необоснованные и неоправданные притязания, связанные с пределами и объемом реализации права народов на государственное самоопределение в составе федеративного государства.
Очевидно, что отдельно существующее государство и субгосударство по своим параметрам отличаются друг от друга. С другой стороны, важно оградить государство – субъект федерации от непродуманных шагов по унификации и выравниванию статусов всех субъектов, что на деле ведет лишь к утрате сущностных характеристик и атрибутов государственности республик Российской Федерации.
Предмет исследования: гражданская правосубъектность государства и муниципальных образований.
Целью дипломной работы выступает определение понятия гражданской правосубъектности, правоспособности и дееспособности государства и муниципальных образований, очертить их границы в рамках действующего гражданского законодательства РФ.
Для реализации поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи:
Рассмотреть содержание правосубъектности государства, обращая внимание на вопросы определяющие государство в качестве субъекта права, раскрывающие сущность гражданской правоспособности и дееспособности государства;
Изучить особенности гражданской правосубъектности муниципальных образований;
Проанализировать имущественную ответственность государства и муниципальных образований, а также остановиться на понятии государственного заказа».
При написании дипломной работы использовались научные труды, раскрывающие сущность исследуемой темы, таких авторов как Алексеев С.С., З.И.Цыбуленко, Е.А. Суханов, Т.И. Илларионова, С.П.Гришаев и др., издания периодической печати, а также нормативно-правовые акты, соответствующие действующему законодательству.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Правосубъектность государства
1.1. Понятие государства как субъекта права
Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.
Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.
Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социальной, юридической, географической и др. , можно выделить лишь те или иные аспекты ( характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающий его от других организаций современного общества. К ним обычно относятся:
1) Наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
2) Государственный суверенитет;
3) Общеобязательный характер актов, издаваемых государством;
4) Взимание налогов
Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью Г.к. Не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам Г.к., если законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям. Особенности правового положения Г.к. устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Г.к. как организационно-правовая форма юридического лица введена ФЗ "О внесении дополнения в ФЗ "О некоммерческих организациях" от 8 июля 1999 г.
Термин "иммунитет" происходит от латинских слов - прилагательного (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного (освобождение от налогов, от службы и т.п.).
Само понятие "иммунитет государства" сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.
Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.
В международной практике применяются более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и более широкое понятие "иммунитет государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.
Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права. Под государством в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности понимается "государство и его различные органы управления; составные части федеральных государств", учреждения государств "либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства"[2].
Признание иммунитета государства не означает, что вообще нельзя рассматривать спор по сделке, заключенной с государством, или же что нельзя вообще предъявить иск о возмещении вреда к иностранному государству. Речь идет о том, что иск к государству теоретически надо предъявлять в судах этого государства. На практике иски по сделкам обычно рассматриваются в международных коммерческих арбитражных судах. Следует подчеркнуть и другое: признание иммунитета ни в коей мере не должно состоять в освобождении государства от выполнения принятых им на себя обязательств или в освобождении государства от ответственности за неисполнение обязательств.
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: "Par in parem non nabet imperium" ("Равный не имеет власти над равным").
Суверенное государство является основным субъектом международного права, функционирующим в области международных публичных финансов, и представляет собой страну в международных отношениях (в том числе экономических и финансовых), обладающую способностью осуществлять международные права и обязанности.
К основным критериям, характеризующим государство как субъект международного публичного права (и международных публичных финансов), относятся следующие: территория, население, публичная власть и способность вступать в отношения с другими государствами и субъектами международного права.
Правосубъектность государства согласно нормам международного права включает правоспособность (способность иметь права и обязанности) и дееспособность (способность независимо от иных субъектов осуществлять права и обязанности). Международная правоспособность и дееспособность государства неразделимы, однако в истории международных отношений были случаи, когда государство, сохраняя статус субъекта международного права, было полностью или частично недееспособным (например в период второй мировой войны государства, оккупированные Германией, сохраняли свою правоспособность, однако дееспособность в ограниченной мере осуществлялась эмигрировавшими правительствами; подобная ситуация наблюдалась и в период оккупации Кувейта Ираком).
Права и обязанности различных государств одинаковы независимо от их размеров, экономического и военного могущества и иных различий; они обусловлены природой государства и характером международного сообщества на определенный исторический период развития и взаимосвязаны. Основные права государств связаны с суверенитетом, что их существенно отличает от иных субъектов международного публичного или частного права. Права государств соответственно ограничены правами других государств и должны использоваться в соответствии с основными принципами и нормами международного права[3].
1.2. Гражданская правоспособность государства
Общие положения. Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно– и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права. Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект. В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных Уровней – Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т. д.)[4]. Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе пра-восубъектности государства и государственных (муниципальных) образований. Но она важна не всегда. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образования, если иное особо не оговорено. Государство как носитель власти. Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. И в этом смысле оно обладает правоспособностью. Однако его правоспособность обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти. Эти особенности концентрированно выражают свойство суверенности, присущее государству. Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета. Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется как независимость данного государства от других государств и иных субъектов международного права. Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его в особого субъекта гражданского права, а именно: – государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права; – государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны; – государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения; – государство пользуется иммунитетом. Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве. Это особое положение отражает две противоположные тенденции. С одной стороны, необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, а с другой – использование этих полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Первая тенденция отражена в ГК в качестве общего принципа. Согласно п. 1 ст. 124 ГК государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-правовых отношениях. И тем не менее во многих других нормах Кодекса (см., напр. ст. 445 ГК) и в иных правовых актах полномочия государства по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно широки. Государство как лицо. В этом качестве оно существует в рамках как публичного, так и частного права. При этом для современного право-понимания характерно отрицание заимствования частно-правовых конструкций для характеристики публично-правовых феноменов и наоборот. То, что государство является субъектом публично-правовых отношений, особых сомнений не вызывает. В данных отношениях оно действует не как частно-правовой субъект, и потому нельзя заимствовать какие-либо гражданско-правовые характеристики для описания государства как субъекта публичного права. В рамках этих отношений государство выступает как носитель публичной власти[5]. В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное «расщепление» личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует. И тем не менее властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная – физические лица, юридические лица и особое лицо – государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего рада субъектов. Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и ряд проблем[6]. Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенности государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым. Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то – уже. Рад возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Например, устанавливается государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные[7]. Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать рад прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности. Конечно, исходя из концепции правового государства, трактовка правосубъектности государства как специальной выглядит привлекательно. Но разве специальный характер правоспособности когда-либо мешал государству ее расширять? Совсем нет. Главную преграду такому расширению образует гражданское общество, которое вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению которых оно должно служить. Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой – она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Оно не может, к примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности и т. д. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте, вытекают и из других норм Конституции. Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права. Государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права, приравненные к государству. Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т. п.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (пп. 4 и 5 ст. 126 ГК), если только он не дал гарантию (поручительство/ в отношении такого обязательства. В законе могут быть установлены случаи, когда такая ответственность наступает и при отсутствии гарантии (поручительства). В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 3) муниципальные образования. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК). Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, казна и выборные органы местного самоуправления. Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления. |
1.3. Гражданская дееспособность государства
Дееспособность как способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их признается за гражданами — естественными субъектами права. Государство изначально обладает дееспособностью, поскольку оно способно к правомерным волевым действиям, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей. Однако эти действия отличаются по своей форме — они имеют форму административного или правового акта, как ненормативного, так и нормативного, и осуществляются прежде всего посредством органов государства, действующих как его часть.
По П.П.Виткявичюсу, гражданская дееспособность государства представляет собой установленную нормами права возможность совершать через свои органы действия по приобретению непосредственно для себя гражданских прав и возложению на себя гражданских обязанностей. Дееспособность государства в основном установлена в виде полномочий, составляющих компетенцию различных его органов, которыми им предоставляется возможность при определенных условиях совершать соответствующие действия от имени государства как субъекта гражданского права.
Органами государства, как определяет их Р.О.Халфина, являются представительные органы и органы управления: организации, структурные подразделения и должностные лица, каждый из которых наделен надлежащей компетенцией. Государственные органы представляют собой звенья иерархической системы, что определяет и характер правоотношений, участниками которых они являются, и их положение в данных отношениях.
Разумеется, юридическая природа органов, представляющих публичное образование в имущественных отношениях, иная, чем у органов, представляющих юридическое лицо. Прежде всего, государственный орган является частью государственного механизма, в пределах своей компетенции от имени государства выполняющий его задачи и функции, то есть природа данного субъекта административно-правовая. Но в гражданском праве он может выступать в качестве юридического лица либо без такого статуса, и в силу нормативных предписаний олицетворять государство, реализовывать гражданскую правосубъектность последнего. Иными словами, статус государственного органа, вступающего от имени государства в гражданские правоотношения, обладает двойственностью: он складывается из административного и гражданско-правового элементов. Так, полномочия соответствующих организаций на выступление от имени государства определяются не доверенностью, а уставом, положением и другими нормативными актами.
Информация о работе Гражданская правосубъектность государства