Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция
В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения
Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74
Юридическая ответственность, применяемая в сфере земельных отношений, эффективна только в комплексе с другими формами и мерами социального, правового регулирования.
Деятельность
по упорядочению земельных отношений
складывается как бы из трёх компонентов:
организационно-превентивный, компенсационно-
Организационно-
Компенсационно-
Юридическая
ответственность вступает в действие
в тех случаях, когда не срабатывает
или оказывается недостаточными
организационно-
Земельный
кодекс содержит общую норму, любое
нарушение которой должно привести
в движение механизм юридической
ответственности: осуществление субъектами
земельных отношений
Санкции
юридической ответственности
Будучи средством (способом) реализации функций юридической ответственности, санкции подразделяются на:
-
карательные (конфискация
-
правовосстановительные (восстановление
нарушенных вещных прав на
землю, возврат самовольно
-
правоограничительные (ограничение,
приостановление права
-
компенсационная (возмещение
Прежде
всего, и в значительной степени именно
характер санкций юридической ответственности
выражает особенности и определяет назначение
административного, уголовного, гражданско-правового,
земельно-правового и других видов ответственности,
призванных реагировать на земельные
правонарушения.
Административная
Среди
всех видов юридической
Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, содержащего необходимые признаки состава противоправного деяния в сфере земельных отношений.
Административным
правонарушением в области
Административная ответственность применяется за нарушение земельного законодательства и причинение вреда земельным ресурсам, либо создание реальной угрозы его причинения, если эти правонарушения по своему характеру, степени общественной опасности не требуют в соответствии с законодательством уголовного преследования.
Разграничение составов преступлений и административных проступков проводится исходя из степени общественной опасности противоправного деяния, определяемой по объективным и субъективным признакам: наличие и размер ущерба (вреда); неоднократность, повторность деяния; форма вины.
Традиционно большинство административных земельных проступков законодателем относится к так называемым формальным составам, и угроза причинения или наличие вреда не рассматривается в качестве обязательного условия наступления ответственности.
Достаточным
основанием для приведения в действие
механизма административно-
Одни и те же или же смежные противоправные деяния могут быть разграничены на уголовные и административные по признаку повторности. В этих случаях повторность противоправного деяния в течение определенного законодательством срока является основанием для отнесения его к разряду уголовного деяния.
Форма
вины также может учитываться
при разграничении
Умышленный характер деяния свидетельствует о большей степени его опасности и нередко в законодательной практике именно это обусловливает необходимость криминализации деяний. В отдельных случаях при прочих равных условиях возможно учитывать, по крайней мере, теоретически это не исключается, в качестве разграничивающего критерия административного проступка от уголовного деяния статус правонарушителя, его должностное положение, функциональные обязанности.
В прежнем законодательстве об административных правонарушениях субъектами административной ответственности могли быть признаны только граждане и должностные лица, виновные в совершении административного земельного проступка (КоАП КазССР). Теперь, в результате принятия нового КоАП РК, перечень субъектов административной ответственности пополнился юридическими лицами. В соответствии со статьей 31 КоАП РК к административной ответственности наряду с физическими лицами привлекаются и юридические лица. Указанное новшество в административном законодательстве является принципиальным, поскольку вносит серьезные изменения в сущность, содержание и пределы действия административной ответственности.
В
природоохранной и
Закон выдвигает целый ряд правовых принципов и требований для признания физических и юридических лиц субъектами административной ответственности за земельные правонарушения. Они выражены в ряде положений административного законодательства.
Физическое лицо должно быть вменяемым и достигшим ко времени совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое ко времени совершения административного проступка находилось в состоянии невменяемости или не достигшее установленного возраста (статьи 31-33 КоАП РК). Исключает ответственность также отсутствие вины. Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть административная ответственность за невиновное причинение физическим лицом вреда, не допускается (п.1 статьи 13 КоАП РК). Должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основаниях (статья 34 КоАП РК).
Юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, прямо предусмотренных законом.
Структурные подразделения юридического лица, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками и совершившие административные правонарушения в области налогообложения, несут административную ответственность как юридические лица (статья 36 КоАП РК).
Если в нормах КоАП РК не указано, применяются ли они к физическому или юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении того или иного лица, за исключением случаев, когда по смыслу данных норм они относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Иностранцы, иностранные юридические лица и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Казахстан административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статьи 36, 37 КоАП РК).
Вопрос об административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Казахстан дипломатическими представителями иностранных государств и иными иностранцами, которые пользуются иммунитетом, разрешается в соответствии с нормами международного права (статья 37 КоАП РК).
При рассмотрении вопросов о субъектах административной ответственности за земельные правонарушения очень важно освоить еще одно положение нового административного законодательства. Наложение административного взыскания на физическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (п.2 статьи 28 КоАП РК). Указанная норма направлена на обеспечение принципа неотвратимости наказания всех виновных лиц и полной реализации функций юридической ответственности в соответствующих административных, охранительных отношениях.
В действующем законодательстве в ряде случаев статус субъекта является квалифицирующим признаком, основанием для дифференциации санкции. Поэтому одни и те же деяния влекут различные уровни административного наказания. При этом наиболее высокие, предельные размеры административных санкций установлены в отношении юридических лиц. Как правило, повышенная ответственность предусмотрена законом и по отношению к должностным лицам.
Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель