Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция
В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения
Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74
Акт о назначении проверки должен содержать следующие сведения:
- наименование контролирующего органа, фамилия и инициалы, занимаемая должность лица, обладающего полномочием по назначению проверки, и его подпись;
- дата и регистрационный номер акта о назначении проверки по журналу контролирующего органа;
- фамилии и инициалы должностных лиц, осуществляющих проверку;
- полное наименование, местонахождение хозяйствующего субъекта и регистрационный номер налогоплательщика;
- вид проверки; вопрос проверки;
- срок проведения проверки;
- основание назначения проверки.
Государственный контроль путем проведения проверки производится с участием собственников земельных участков, землепользователей, а в случае их отказа – без них, о чем делается соответствующая отметка в составленных по результатам обследовании документах.
Выявленные
нарушения земельного законодательства
оформляются актом с
Также наряду с плановыми и внеплановыми проверками действуют следующие виды проверок:
1) по обращению - вид внеплановой проверки, проводимая по обращению (заявлению, жалобе, сообщению), за исключением анонимного, поступившему в контролирующий орган, в отношении деятельности хозяйствующего субъекта;
2) встречная - проверка, проводимая контролирующим органом во внеплановом порядке, с целью перепроверки достоверности представленной либо получения дополнительной информации, в отношении физического или юридического лица, с которым проверяемый хозяйствующий субъект имел договорные обязательства либо иные правовые взаимоотношения;
3) рейдовая - проверка, охватывающая одновременно деятельность нескольких хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства Республики Казахстан;
4) совместная - проверка деятельности хозяйствующего субъекта несколькими контролирующими органами по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, государственный контроль за использованием и охраной земель путем проверок, обеспечивает соблюдения земельного законодательства Республики Казахстан государственными органами, физическими, юридическими и должностными лицами, выявление и устранение нарушений законодательства Республики Казахстан, восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц, соблюдение правил пользования земельными участками, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства и выполнение мероприятий по рациональному использованию и охране земель.
5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ВИДОВ НАРУШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Определение
основных понятий видов нарушений
земельного законодательства. Нарушение
права государственной
В целом же все нарушения земельного законодательства условно можно подразделить на 3 группы:
1)
незаконное распоряжение
2) самовольное занятие земельных участков;
3) нарушение юридических требований рационального использования земли.
К первой группе нарушений относятся все неузаконенные сделки с землей, ненадлежащее оформление передачи и перехода прав на землю компетентными органами, превышение своих служебных полномочий при решении земельных вопросов и др.
Ко второй группе нарушений относят любое пользование землей без оформления соответствующих прав на нее, если это предусмотрено действующим законодательством.
Третья группа нарушений земельного законодательства включает большое количество неправомерных поступков, ухудшающих плодородие земель, целевое их использование, несоблюдение проектных проработок, ненадлежащее исполнение своих обязанностей как землепользователей или собственников земли и др.
Нарушителями правил землепользования могут выступать как должностные лица (руководители предприятий, организаций, учреждений или их структурных подразделений), так и отдельные граждане.
Граждане
могут быть субъектами таких нарушений,
как самовольное занятие
Охарактеризуем некоторые из наиболее часто встречающихся нарушений земельного законодательства.
Бесхозяйственное использование земли – нерадивое отношение к земле. Этот вид нарушения земельного законодательства включает в себя многие нарушения, которые приводят к ухудшению состояния сельскохозяйственных угодий, к нерациональному использованию земли. Сюда можно отнести оставление земли без использования, перевод ценных угодий в менее ценные или бросовые при хорошем их качестве, неупорядоченная дорожная сеть, огрехи в полях и не засеянные углы на участках пашни и обочины плодородной земли на вдоль дорог, земли под заброшенными строениями, сооружениями, бывшими небольшими населенными пунктами. Нередко около бригадных станов, ферм, складов горючего и минеральных удобрений оставляются большие площади пустырей, представленных порой довольно плодородной землей. У некоторых руководителей и граждан еще бытует мнение о неисчерпаемости земельных ресурсов. Все эти земли при вовлечении их в сельскохозяйственный оборот могут дать значительный выход дополнительной сельскохозяйственной продукции.
Использование земли не по целевому назначению. Все земельные участки, предоставленные или переданные в пользование, должны быть использованы строго по целевому назначению. Это касается не только землепользователей, но и тех, кому земля предоставлена в частную собственность. Целевое назначение конкретного земельного участка определено в решении компетентного органа при предоставлении земельного участка и закреплено в документе, удостоверяющем право на землю. Целевое назначение может изменить орган, предоставивший землю. Изменение целевого назначения самовольно законом не разрешено. Использование земли для иной цели, не оформленное соответствующим образом, считается нарушением земельного законодательства. Например, земли, предоставленные промышленному предприятию для специальных целей, используются им под коллективные огороды или сады. Сюда же можно отнести самовольный перевод земель из одной категории в другую. Даже использование земли, выделенной под жилищное строительство, для культурно-бытовых, производственных, складских и других целей с возведением соответствующих строений и сооружений признается нецелевым.
Нерациональное использование земли – это неправильное использование земли, приводящее к снижению ее плодородия, к уменьшению получаемой с нее продукции. Понятие рационального пользования землей связано непосредственно с последними достижениями науки и техники, новейшими разработками и рекомендациями ученых, современными технологиями сельскохозяйственного производства и др. В разные периоды времени одни и те же технологии производства могут считаться наиболее рациональными или, наоборот, устаревшими и даже вредными, как это случилось в свое время с травопольной системой земледелия. Так, если взять применение удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур, то, с одной стороны, вредные последствия имеет ненормированное, превышающее установленные нормы, внесение удобрений, а с другой стороны, для получения экологически чистой продукции, лучше вовсе не применять органические и минеральные удобрения, хотя величина урожая при этом снизится. Внесение же рекомендуемых учеными аграрниками доз удобрений увеличивает получение выращиваемой продукции, однако ее влияние на организм человека на сегодняшний день становится проблемой. К нерациональному пользованию землей относится и снятие или ухудшение качества верхнего плодородного слоя почвы, ненадлежащее хранение его в необходимых случаях для последующей рекультивации земель.
Несоблюдение проект внутрихозяйственного землеустройства – отступление без надлежащего разрешения от утвержденного в установленном порядке проекта внутрихозяйственного землеустройства. Задача внутрихозяйственного землеустройства состоит в определении целевого назначения отдельных участков земли того или иного массива, установлении своего правового режима каждому участку земли, осуществлении природоохранных мероприятий, что в конечном итоге подразумевает рациональное использование земли. Поэту отступление от утвержденного в установленном законом порядке проекта внутрихозяйственного землеустройства расценивается как нарушение земельного законодательства.
Субъектами этого правонарушения всегда являются должностные лица сельскохозяйственных предприятий. Так, если по вине главного агронома не соблюдаются запроектированные севообороты, происходит истощение запасов определенных питательных веществ в почвах, уменьшение урожайности культур и в конечном итоге – снижение плодородия земель. Несоблюдение агротехнических приемов приводит к развитию ветровой и водной эрозии на почвах, отступление от посадки защитных лесонасаждений может привести к образованию оврагов и др.
Порча земельных угодий – противоправное действие или бездействие, повлекшее за собой изменение биологических или физических свойств земной поверхности, оказавшейся временно постоянно непригодной для использования ее по целевому назначению. Порчей земли признается отравление, загрязнение или иная порча ее вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, удобрениями, стимуляторами роста растений и иными опасными химическими, радиоактивными или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке или захоронении, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, ухудшение природных свойств земли. Действующее земельное законодательство учитывает возможность порчи, плодородного слоя почв при некоторых обстоятельствах, которых избежать порой невозможно. Поэтому законом специально предусмотрена обязанность предприятий и организаций при снятии, складировании и хранении плодородного слоя почвы принимать меры, исключающие ухудшение его качеств (смешение с подстилающими породами, загрязнение жидкостями или материалами и др.), а также предотвращающие размыв и выдувание складированного плодородного слоя почвы путем закрепления поверхности отвала посевом трав или другими способами. Все это делается для дальнейшей рекультивации нарушенных земель.
Невыполнение мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих их состояние. К этой группе нарушений относится невыполнение обязательных мероприятий по улучшению качества земель; охране почв от ветровой, водной и ирригационной эрозии, от заболачивания, засоления, окисления, подтопления, заиления и загрязнения промышленными отходами, сточными водами, а также радиоактивными веществами. Нарушителями этих предписаний чаще всего являются должностные лица, реже граждане. Это особенно опасно для местностей, где нет лесов или они встречаются редко, открывается простор для суховеев, песчаных бурь, ураганов, увеличивается разрушительное воздействие талых и дождевых вод. В борьбе с эрозией крайне важно соблюдение всех агротехнических, мелиоративных требований по охране почв. Обычно эти нарушения связаны с несоблюдением тех или иных проектов или их отдельных элементов. Но есть вопросы, которые лежат как бы за пределами проектов.
Непринятие мер по борьбе с сорными растениями. Это, на первый взгляд, безобидное нарушение закона имеет под собой серьезные основания. Дело в том, что распространение сорняков на любых категориях земель может потом причинить громадный вред экономике сельского хозяйства. Все землепользователи обязаны проводить решительную борьбу с сорняками, и особенно, карантинными, на полях, сенокосах, пастбищах, в лесных полезащитных полосах, на обочинах полевых и проселочных дорог, на участках ирригационно-мелиоративной сети, на полосах отводов железных и шоссейных дорог, на землях линий электропередачи, связи, магистральных трубопроводов, на прилегающих к полям опушках леса, межах, усадьбах, полевых станах, токах, пустырях, на участках граждан, на земельных участках общего пользования в населенных пунктах и др. Борьба с сорными растениями должна вестись агротехническими, химиче6скими и другими средствами с учетом особенностей отдельных видов сорняков.
Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель