Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция
В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения
Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74
Указ «О земле» впервые в земельном законодательстве изложил структуру убытков, подлежащих возмещению в порядке компенсации. В состав убытков включаются: сумма покупки права собственности или права землепользования с учетом инфляции; рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения; стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы и других затрат с учетом их инфляции; все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами; упущенная выгода. Данная структура без существенных изменений сохранилась в новом Земельном кодексе Республики Казахстан (п.2 статьи 166).
В
кодексе определил также
Важным представляется и уяснение того, что споры о возмещении ущерба, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются судом.
При рассмотрении исков о возмещении причиненного вреда земле и определении размера и объема убытков необходимо установить характер причиненного ущерба, количественный и качественный состав земель, подвергшихся загрязнению или порче, затребовать от землеустроительных органов сведения о балле бонитета почвы и с учетом добытых доказательств и проверки представленных расчетов решать вопрос о возмещении причиненного ущерба.
Для обеспечения полноты возмещения ущерба и учета всех его возможных последствий необходимо, прежде всего, выяснить место и сферу деятельности, где возник ущерб, характер отношений, формы и способы противоправных деяний, приведших к ущербу.
Ввиду того, что ущерб, причиненный нарушением земельного законодательства, нередко имеет сложную структуру, для его подсчета субсидиарно привлекаются специальные нормы, методики, нормативы, конкретизирующие, исходя из особенностей ущерба, общие положения гражданского, экологического и земельного законодательства о возмещении ущерба.
Согласно этим актам взысканию подлежит ущерб, нанесенный: уничтожением и повреждением земельных ресурсов; самовольным и нерациональным использование; загрязнением аварийными, несогласованными залповыми выбросами и сбросами, размещением отходов; сверхнормативным загрязнением.
Ответственность по возмещению ущерба несут лица, совершившие действия, квалифицированные как нарушение земельного законодательства. В случае, если конкретный виновник не установлен, ответственность несет владелец или пользователь земельного участка, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена его охрана. В случае невозможности разграничения ответственности нескольких лиц наступает солидарная ответственность всех причастных к факту ущерба.
В случаях возникновения ущерба со сложной структурой предписывается исходить из следующих правил: если ущерб нанесен двум и более видам природных ресурсов, общий ущерб определяется суммированием ущерба по каждому ресурсу в отдельности; в случае невозможности разграничения доли ущерба по каждому природному ресурсу общий объем может определяться по одному ресурсу, по которому наиболее полно доказан факт нарушения.
В нормативных актах, определяющих порядок возмещения ущерба, главное место занимают основные принципы, подходы, порядок, а также конкретные методики определения ущерба. Они, в частности, содержат такие специфические вопросы, как: порядок определения величин удельных экономических ущербов от загрязнения почв; определение степени деградации почв; критерии и показатели полной потери плодородия почв и т.д.
При отсутствии утвержденных такс и методик исчисления ущерба его возмещение проводится по проектным или фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков (статья 86 Закона «Об охране окружающей среды»). В таких случаях для подсчета противоправного ущерба земле применяются нормативы стоимости освоения новых земель, применяемые при возмещении убытков землепользователям и потерь сельскохозяйственного производства. Указанные нормативы используются и при разработке некоторых специальных методик подсчета ущерба.
Следует иметь в виду, что нормы рассматриваемого института прежде ограничивались возмещением только реального ущерба, теперь в нем имеется норма об обязательной компенсации упущенной выгоды, основанная на требованиях нового законодательства. Ее структура, размер определяются специальными нормами гражданского и земельного законодательства (статьи 106, 166 ЗК РК).
Наряду
с внедоговорной гражданско-
При этом исходя из смысла п.2 статьи 65 ЗК РК в договоре о временном землепользовании, в случае необходимости, стороны вправе обговорить также условия и требования, которые прямо не предусмотрены, но вытекают из общих положений земельного законодательства.
В уголовном и административном праве угроза причинения вреда, как и сам факт причинения вреда, может рассматриваться в качестве равнозначной конструкционной основы ответственности. Поэтому нередко, особенно в уголовном праве, составы ответственности конструируются по принципу: наказание за вред или угрозу причинения вреда. Например, в УК РК предусмотрена ответственность за деяния, вызвавшие или способные вызвать экологическую катастрофу – статья 161; создавшие угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде – ч.1 статьи 278, ч.1 статьи 279. в отличие от этого основанием гражданско-правовой ответственности выступает только само причинение ущерба, реальный ущерб, а не угроза его причинения. Возможны отдельные исключения лишь относительно договорных земельных правоотношений, где угроза ущерба может быть указана в качестве одного из оснований ответственности, наряду с другими, такими как: нарушение сроков рекультивации, возврата земельного участка, неполное осуществление землеохранных мероприятий и т.д.
Как известно, любое нарушение условий и требований, вытекающих из договора, является, основанием для гражданско-правовой ответственности. Поэтому здесь нанесение ущерба земле или правам и законным интересам субъектов земельных отношений не всегда является единственным основанием наступления договорной ответственности. В отдельных случаях нарушение может и не повлечь причинение ущерба, то есть не исключается ответственность без факта ущерба. Кроме того, как уже говорилось, угроза причинения ущерба земле, с определением ее признаков и критериев, может быть указана в качестве самостоятельного основания договорной ответственности.
В
изложенных случаях договорная гражданско-правовая
ответственность за земельное правонарушение
будет означать «ответственность за
нарушение обязанности в
В
связи с развитием рыночных отношений,
активным вовлечением земель в гражданский
оборот возмещение вреда земле и имущественным
интересам субъектов земельных отношений
на основе договора имеет достаточно широкие
перспективы. Его роль постепенно будет
возрастать, для этого уже имеются и экономические,
и законодательные предпосылки.
Дисциплинарная
Согласно существующему разделению функций и сфер действия между видами ответственности земельные правонарушения, совершенные работниками и должностными лицами во время исполнения ими трудовых, функциональных обязанностей, влекут определенные санкции на основе норм материальной и дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность является одним из традиционных видов ответственности, обладающим определенными особенностями по сфере, основаниями и порядку применения, а также характеру и направленности санкций. Возможность применения данного вида ответственности ограничена сферой трудовых правоотношений. Основанием ее применения является совершение дисциплинарного проступка – нарушение лицом, состоявшим в трудовых отношениях, функциональных, должностных обязанностей по охране и рациональному использованию земельных ресурсов. Поэтому, в отличие от ранее рассмотренных видов ответственности, дисциплинарная ответственность наступает исключительно в отношении тех правонарушений, которые произошли в течение рабочего времени и в связи с работой.
Закон не содержит какого-либо перечня дисциплинарных проступков: любое нарушение, связанное с трудовыми обязанностями, рассматривается дисциплинарным проступком. Исходя из этого любое земельное правонарушение, совершенное, например, работниками сельскохозяйственных предприятий во время выполнения трудовых обязанностей, является дисциплинарным проступком: нарушение правил возделывания земли; непринятие мер по сохранению почвы; загрязнение земельного участка; сверхнормативное орошение, применение препаратов и стимуляторов; совершение иных действий, приводящих к ухудшению состояния земельного участка, и т.д.
Субъектом ответственности может выступать только тот работник, в трудовые функции которого входит соблюдение земельно-правовых норм. Таким образом, данный вид ответственности возникает в тех случаях, когда нарушение должностным лицом или иным работником норм трудовой, исполнительной дисциплины встречается в виде нарушения земельно-правовых норм. Поэтому здесь всегда просматривается двойной объект правонарушения: нормы трудовой дисциплины – правила внутреннего трудового распорядка, уставы о дисциплине и нормативные требования по охране и использованию земель.
Основания
применения и виды дисциплинарных взысканий
регулируются трудовым законодательством.
В ранее действовавшем
К грубым однократным нарушениям закон относит: прогул; появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или интоксикации иного типа; нарушение работником правил охраны труда или пожарной безопасности, которое повлекло или могло повлечь тяжкие последствия, и др. (статья 26 Закона «О труде»). К сожалению, в этом перечне оснований расторжения трудового договора нет указания на грубое нарушение работником своих функциональных или должностных обязанностей. Такая диспозиция позволила бы охватить достаточно обширный круг дисциплинарных проступков, включая земельно-правовые.
Дисциплинарная
ответственность главным
Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель