Государственный контроль использования и охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция

Описание работы

В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения

Содержание

Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

конспект лекций.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

       Направленность, сущность санкций указанного порядка  не совсем согласуется с природой современных земельных отношений, необходимость их применения не обусловливается содержанием последних. Но тем не менее, нельзя исключить в перспективе возможность применения некоторых из них и расширения тем самым арсенала административных взысканий за земельные правонарушения. Законодатель с учетом развития земельно-правовой практики может распространить их действие в отношении некоторых известных видов земельных правонарушений или разработать новые составы правонарушений с санкциями указанного порядка.

       Вместе  с тем, законодатель вправе установить ограничение к применению отдельных видов санкций.

       Невозможность применения некоторых видов санкций  к отдельным категориям субъектов  административных правонарушений прямо  определена в самом административном законодательстве либо вытекает из особенностей правового статуса субъектов административных правонарушений. Так, в соответствии со статьей 35 КоАП РК военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также прокуроры, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники налоговой полиции и таможенных органов за нарушение норм и правил рационального использования природных ресурсов несут административную ответственность на общих основаниях. Однако при этом к ним не могут быть применены санкции в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, курсантам (слушателям) военных и специальных учебных заведений – также и в виде штрафа. Административный арест не может быть применен и по отношению к юридическим лицам.

       Для обеспечения эффективности применения системы административных санкций имеет значение деление их на основных и дополнительных. К основным взысканиям отнесены: административный штраф, предупреждение, административный арест. В качестве дополнительных применяются: возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация, принудительный снос возведенного строения (п.3 статьи 46 КоАП РК).

       Некоторые виды административных санкций могут  применяться в качестве как основных, так и дополнительных. К ним, в частности, отнесены: лишение специального права, предоставленного гражданину или юридическому лицу, лишение или приостановление действия лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (п.2 статьи 46 КоАП РК).

       За  одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное (дополнительные) административные взыскания (п.6 статьи 60 КоАП РК).

       В сфере земельных отношений основным, наиболее широко применяемым видом  административного взыскания является штраф. Возможность применения штрафа предусмотрена санкциями практически  всех статей об административной ответственности за земельные правонарушения. Хотя административный штраф выражается через определенные денежные суммы, им преследуются лишь предупредительные и карательные цели. Административный штраф не содержит в себе компенсационную нагрузку, поэтому он не может рассматриваться в качестве меры возмещения ущерба. Возможность его применения никак не увязана с фактом ущерба, а при его наличии размер штрафа не всегда определяется факторами ущерба (его масштабы, последствия, характер, способ и т.д.). В силу изложенного привлечение к штрафу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного ущерба.

   Институт  административного штрафа в последние  годы подвергся значительному усовершенствованию. Расширился перечень оснований и  случаев его применения. Учитывая непрерывность денежной инфляции и других факторов, вместо зафиксированных в твердых суммах размеров был установлен расчетный порядок определения размера штрафов. При этом законом определены максимально допустимые и минимальные размеры административных штрафов, устанавливаемые с учетом статуса субъектов правонарушений (нижние и верхние пределы). Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя, штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, а также юридическое лицо, являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства, - менее пяти месячных расчетных показателей, а размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, - не менее двадцати месячных расчетных показателей. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, , не может превышать двести месячных расчетных показателей, на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, а также юридическое лицо, являющееся субъектом малого или среднего предпринимательства - четыреста месячных расчетных показателей, на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства - две тысячи месячных расчетных показателей (п.п. 2, 3 статьи 48 КоАП РК).

       Исчисление  по принципу кратности по отношению к месячному расчетному показателю (минимальному размеру заработной платы), действующему на момент наложения административного взыскания, обеспечило гибкое реагирование размеров штрафов на инфляцию и значительное увеличение абсолютных размеров штрафов, что привело к определенному усилению эффективности данного наказания.

       Административные  штрафы применяются исключительно  теми государственными органами и их должностными лицами, которые прямо  указаны в законе. 

         Уголовная ответственность за земельные правонарушения 

       Уголовная ответственность за земельные правонарушения наступает в случаях совершения в сфере земельных отношений  общественно опасных деяний, содержащих признаки преступлений, предусмотренных  уголовным законом. Преступлением  в сфере земельных отношений следует рассматривать виновное общественно опасное деяние (действие или без действие), посягающее на установленный земельным, природоресурсовым и экологическим законодательством земельный правопорядок в Республике Казахстан и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей среде или здоровью людей, а равно иное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

       Преступлением причиняется или может быть причинен значительный вред установленному правопорядку в области регулирования земельных  отношений, правам и законным интересам  субъектов земельных правоотношений.

       Уголовно  наказуемые деяния в сфере земельных  отношений нарушают одновременно нормы земельного и уголовного законодательства. Поэтому они содержат все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РК.

       К земельным правоотношениям, преследуемым в уголовном порядке, применяются  все общие положения материального и процессуального уголовного законодательства. Так, к уголовной ответственности привлекаются исключительно физические лица – граждане и должностные лица на основе обвинительного приговора суда.

       Нормы уголовно-правовой ответственности имеют повышенную карательную нагрузку, выполняют превентивную и охранительную функции.

       В результате принятия нового Уголовного кодекса уголовное законодательство страны претерпело принципиальные изменения. Обострение экологической ситуации, истощение и деградация природных ресурсов, многократное увеличение антропогенной нагрузки на землю, возрастающая роль земельных ресурсов в становлении рыночных отношений и другие факторы обусловили существенную корректировку в сторону усиления уголовно-правового реагирования на особо опасные земельные правонарушения.

       Современная уголовно-правовая охрана земельных  отношений в республике характеризуется  следующими изменениями.

       1. В УК РК появились статьи  об уголовной ответственности,  в которых сформулированы принципиально  новые составы земельных правонарушений: статья 161 – отравление земельных ресурсов, вызвавших или способных вызвать экологическую катастрофу (экоцид); статья 186 – нарушение вещных прав на землю. Одновременно декриминализованы практически все связанные с землей уголовно наказуемые деяния, содержащиеся в УК Казахской ССР 1959 года: статья 84 умышленная потрава посевов, статья 157 самовольное сенокошение; статья 156 – незаконное распоряжение землей или сельскохозяйственными угодьями. При этом отдельные из этих деяний с определенными изменениями в конструкциях их составов отнесены в разряд административных проступков.

       2. Конструкции составов ответственности  стали охватывать достаточно  большой перечень видов, способов  и последствий деяния, благодаря  чему существенно расширяются пределы применения и увеличиваются возможные случаи уголовной ответственности за земельные правонарушения. Так, норма об уголовной ответственности за загрязнение земли (статья 159 УК КазССР) заменена нормой более усовершенствованной диспозицией (статья 285 – порча земли), которая в отличие от прежней статьи позволяет реагировать практически на все основные виды и случаи порчи земли.

       3. В УК РК введены в действие  генерализованные нормы с обширной  сферой воздействия, охраняющие  имущественные отношения, отношения природопользования и охраны окружающей среды, охватывающие одновременно и соответствующие аспекты земельных отношений. К ним в частности, относятся:

       статья 225 – регистрация незаконных сделок по природопользованию; статья 177 –  нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности; статья 178 – нарушение экологических требований при производстве и использованию экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;

       статья 286 – нарушение правил охраны и использования недр;

       статья 293 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий; статья 284 –  непринятие мер по ликвидации последствий  экологического загрязнения.

       4. В целом произошло усиление  экологической направленности уголовного  закона. Оно выразилось в выделении в нем самостоятельной главы об экологических преступлениях и увеличении количества составов экологических преступлений. В результате чего расширилась нормативная основа для уголовно-правовой охраны экологических аспектов земельных отношений. В отличие от этого прежнее уголовное законодательство главным образом направлялось на защиту хозяйственных, ресурсов аспектов земельной сферы.

       5. В отношении рассматриваемой  категории преступлений возросла  интенсивность уголовного наказания, при этом в структуре санкций стали преобладать меры имущественного характера. Так, за самовольный захват земли по УК КазССР 1959 г. Предусматривалось наказание в виде исправительных работ на срок от шести до одного года или штрафом в размере до трехсот рублей со сносом незаконно возведенного строения, или конфискация урожая.

       Аналогичное нарушение – незаконный захват чужого земельного участка по новому УК РК наказывается штрафом в размере  от 200 до 500 месячных расчетных показателей  или в размере заработной платы или иного дохода, определенного за период от 2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

       Если  указанное деяние совершается лицом  с использованием своего служебного положения – специальным субъектом, то наказание еще суровее и, например, срок лишения свободы достигает 3 лет.

       Наиболее  суровая санкция предусмотрена  в отношении экоцида, выразившегося, в частности, в отравлении земельных  ресурсов, вызвавших или способных  вызвать экологическую катастрофу – лишение свободы от 10 до 15 лет (статья 161 УК РК).

       Анализ  конструкций составов преступлений в сфере земельных отношений  позволяет выделить:

       1. Преступные деяния, имеющие экологическую  направленность. К этой группе  относятся специальные земельно-правовые нормы: отравление земельных ресурсов, вызвавших или способных вызвать экологическую катастрофу (статья 161 – экоцид); отравление, загрязнение или иная порча земли, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, ухудшение природных свойств земли (статья 285 – порча земли).

       2. Деяния, представляющие собой экологические  преступления, где объектом посягательства  могут являться и земельные  отношения (качество, природные свойства  земли). Суть этой категории деяний  составляют нарушение экологических требований, правил безопасности при осуществлении природопользования и других видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду (статьи 277-280, 286, 293, 294 и другие статьи УК РК).

       3. Преступные посягательства на  вещные права на землю, режим государственного управления земельным фондом и гражданского оборота земель. В эту группу деяний входят: незаконное проникновение на чужой земельный участок, повлекшее причинение существенного вреда правам и охраняемым интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства; незаконный захват земельного участка (статья 186 УК РК – нарушение вещных прав на землю); регистрация заведомо незаконных сделок по земле и земельным правам, искажение данных государственного учета земель и государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение платы за пользование земельными ресурсами, загрязнение земли, охрану и воспроизводство земельных ресурсов, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (статья 225 УК РК – регистрация незаконных сделок по природопользованию).

Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель