Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция
В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения
Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74
Направленность,
сущность санкций указанного порядка
не совсем согласуется с природой
современных земельных
Вместе с тем, законодатель вправе установить ограничение к применению отдельных видов санкций.
Невозможность применения некоторых видов санкций к отдельным категориям субъектов административных правонарушений прямо определена в самом административном законодательстве либо вытекает из особенностей правового статуса субъектов административных правонарушений. Так, в соответствии со статьей 35 КоАП РК военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также прокуроры, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники налоговой полиции и таможенных органов за нарушение норм и правил рационального использования природных ресурсов несут административную ответственность на общих основаниях. Однако при этом к ним не могут быть применены санкции в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, курсантам (слушателям) военных и специальных учебных заведений – также и в виде штрафа. Административный арест не может быть применен и по отношению к юридическим лицам.
Для
обеспечения эффективности
Некоторые виды административных санкций могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных. К ним, в частности, отнесены: лишение специального права, предоставленного гражданину или юридическому лицу, лишение или приостановление действия лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (п.2 статьи 46 КоАП РК).
За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное (дополнительные) административные взыскания (п.6 статьи 60 КоАП РК).
В
сфере земельных отношений
Институт
административного штрафа в последние
годы подвергся значительному
Исчисление по принципу кратности по отношению к месячному расчетному показателю (минимальному размеру заработной платы), действующему на момент наложения административного взыскания, обеспечило гибкое реагирование размеров штрафов на инфляцию и значительное увеличение абсолютных размеров штрафов, что привело к определенному усилению эффективности данного наказания.
Административные
штрафы применяются исключительно
теми государственными органами и их
должностными лицами, которые прямо
указаны в законе.
Уголовная ответственность за земельные
правонарушения
Уголовная ответственность за земельные правонарушения наступает в случаях совершения в сфере земельных отношений общественно опасных деяний, содержащих признаки преступлений, предусмотренных уголовным законом. Преступлением в сфере земельных отношений следует рассматривать виновное общественно опасное деяние (действие или без действие), посягающее на установленный земельным, природоресурсовым и экологическим законодательством земельный правопорядок в Республике Казахстан и причиняющее вред земельным ресурсам, окружающей среде или здоровью людей, а равно иное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.
Преступлением
причиняется или может быть причинен
значительный вред установленному правопорядку
в области регулирования
Уголовно наказуемые деяния в сфере земельных отношений нарушают одновременно нормы земельного и уголовного законодательства. Поэтому они содержат все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РК.
К земельным правоотношениям, преследуемым в уголовном порядке, применяются все общие положения материального и процессуального уголовного законодательства. Так, к уголовной ответственности привлекаются исключительно физические лица – граждане и должностные лица на основе обвинительного приговора суда.
Нормы уголовно-правовой ответственности имеют повышенную карательную нагрузку, выполняют превентивную и охранительную функции.
В
результате принятия нового Уголовного
кодекса уголовное
Современная уголовно-правовая охрана земельных отношений в республике характеризуется следующими изменениями.
1.
В УК РК появились статьи
об уголовной ответственности,
в которых сформулированы
2.
Конструкции составов
3.
В УК РК введены в действие
генерализованные нормы с
статья 225 – регистрация незаконных сделок по природопользованию; статья 177 – нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности; статья 178 – нарушение экологических требований при производстве и использованию экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ;
статья 286 – нарушение правил охраны и использования недр;
статья 293 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий; статья 284 – непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения.
4.
В целом произошло усиление
экологической направленности
5.
В отношении рассматриваемой
категории преступлений
Аналогичное нарушение – незаконный захват чужого земельного участка по новому УК РК наказывается штрафом в размере от 200 до 500 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода, определенного за период от 2 до 5 месяцев, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Если
указанное деяние совершается лицом
с использованием своего служебного
положения – специальным
Наиболее
суровая санкция предусмотрена
в отношении экоцида, выразившегося,
в частности, в отравлении земельных
ресурсов, вызвавших или способных
вызвать экологическую
Анализ конструкций составов преступлений в сфере земельных отношений позволяет выделить:
1.
Преступные деяния, имеющие экологическую
направленность. К этой группе
относятся специальные
2.
Деяния, представляющие собой
3. Преступные посягательства на вещные права на землю, режим государственного управления земельным фондом и гражданского оборота земель. В эту группу деяний входят: незаконное проникновение на чужой земельный участок, повлекшее причинение существенного вреда правам и охраняемым интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства; незаконный захват земельного участка (статья 186 УК РК – нарушение вещных прав на землю); регистрация заведомо незаконных сделок по земле и земельным правам, искажение данных государственного учета земель и государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение платы за пользование земельными ресурсами, загрязнение земли, охрану и воспроизводство земельных ресурсов, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (статья 225 УК РК – регистрация незаконных сделок по природопользованию).
Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель