Государственный контроль использования и охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция

Описание работы

В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения

Содержание

Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

конспект лекций.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

      Несвоевременный возврат земель, предоставленных  во временное пользование, или невыполнение обязанностей по проведению их в состояние, пригодное  для использования в народном хозяйстве. Предприятия, организации и учреждения, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым и подземным способом, проводящие геологоразведочные, строительные и иные работы на предоставленных во временное пользование сельскохозяйственных и других землях, обязаны за свой счет приводить эти земельные участки в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном и других отраслях народного хозяйства. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ и оговаривается в проекте при предоставлении земель. При оформлении предоставления права на земельный участок для расширения существующих объектов проверяется правильность использования ранее отведенных участков, а также проведение работ по рекультивации нарушенных земель. Дополнительное предоставление земель под разработку полезных ископаемых открытым способом производится, как правило, после приведения ранее отработанных участков в состояние, пригодное для хозяйственного использования.

      Размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние  земель. Начнем с того, что строительству и вводу в эксплуатацию объектов предшествует их проектирование. Все проекты должны пройти экологическую экспертизу, при которой должны быть рассмотрены вопросы влияния будущего объекта на окружающую среду и предусмотрены меры по устранению отрицательных последствий. Но даже при использовании прекрасных проектов в процессе строительства объекта возможны отступления от проекта. Землеустроительная служба призвана следить за строительством таких объектов и соответствии их проектным проработкам. Но в практике бывают случаи отступления от проекта и при эксплуатации уже построенного объекта. Контроль за подобными отклонениями также возложен на органы власти и управления, в том числе и на работников землеустроительной службы.

      Нарушение установленных сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков. Процессуальные сроки рассмотрения заявок и ходатайств физических и юридических лиц установленных законом. Волокита, увеличение этих сроков не дают уверенности в завтрашнем дне будущему землепользователю или собственнику земли не способствуют усилению чувства хозяина и отнюдь не способствуют рациональному использованию земли. А зачастую земельные участки на период волокиты с заявлениями остаются без всякого использования. За подобные нарушения к ответственности привлекают соответствующих должностных лиц органов государственной власти и управления земельными ресурсами.

      Сокрытие  информации о наличии  специального земельного фонда.  Так как специальный земельный фонд района формируется в основном из неиспользуемых, нерационально используемых и заброшенных земель, то при данном правонарушении речь идет о неточности и сокрытии информации по фактическому использованию земель. Все землепользователи  и собственники земли, как юридические, так и физические лица обязаны своевременно и точно подавать информацию о фактическом использовании земель. Использование земли у граждан не сложно установить визуально или свидетельскими показаниями, да и площади здесь не большие, а вот с организациями дело обстоит гораздо серьезнее. Поэтому законом установлена ответственность за данное нарушение именно должностных лиц: руководителей организаций, предприятий, учреждений, их структурных подразделений и главных специалистов.

      Искажение сведений государственной  регистрации, учета  и оценки земель. За умышленное уничтожение этих сведений, а также заведомое увеличение или уменьшение площадей, повышение или понижение баллов оценки земель могут быть привлечены к ответственности как отдельные граждане, так и должностные лица. Дело в том, что за последнее время земля признана недвижимостью, и на нее распространены все вещественные права. В связи с этим земельные участки и права (собственности или землепользования) на них получили денежную оценку, которая непосредственно зависит от балла ее экономической оценки и природных свойств. В ряде случаев даже размеры налоговых и арендных ставок зависимы непосредственно от этих баллов. Поэтому многим субъектам права землепользования или частной собственности становится выгодным уменьшение величин площадей и баллов оценки. В подобных правонарушениях могут быть обвинены и работники землеустроительной службы.

      Уничтожение граничных (межевых) знаков. Правонарушением признано умышленное уничтожение граничных знаков, однако и непреднамеренное уничтожение и повреждение знаков влечет за собой если не привлечение к административной ответственности, то хотя бы возмещению ущерба. Уничтожение граничных знаков создает неразбериху в использовании земли, вызывает земельные споры, что в конечном итоге вредно сказывается на рациональном землепользовании, сроках посадок и т.д. Так как восстановление знаков всегда сопряжено с геодезическими работами, с вызовом на место работников землеустроительной службы, то это требует больших затрат времени, сил и средств.

      Самовольное занятие земельных  участков (самовольный  захват земли) – пользование земельным участком в любых целях без надлежащего оформленного права на него. Это одно из самых распространенных нарушений земельного законодательства. При этом самовольный захват может быть как уже занятых земель, так и свободных, никому еще не предоставленных. Субъектами этого нарушения могут быть и отдельные физические лица, и должностные лица, руководители организаций и предприятий. Самовольным захватом считается также использование гражданами или организациями земельных участков, о предоставлении которых состоялось решение, но границы, которых на местности не установлены землеустроительными органами и землепользователям не выданы документы, удостоверяющие право пользования землей. Землепользователь приобретает право пользования участком только с момента получения соответствующего документа. Существенное значение имеет и цель, для которой участок был занят самовольно, а также тот факт, был ли нанесен кому-то и в каких размерах ущерб в результате самовольного землепользования. Зачастую трудно отличить, в какой части нарушен закон на самом деле в результате самовольного захвата земли: или нарушено право собственности государства на землю, или чье-то право землепользования.

      Нарушение вещных прав на землю. Этот вид нарушения уголовным законодательством нашего государства признан преступлением. Таковым считается незаконное проникновение на чужой земельный участок, повлекшее причинение существенного вреда правам или охраняемым законом интересам граждан или организацией либо охраняемым законом интересам общества или государства. При этом учитывается организованность преступления, угроза или применение насилия, неоднократность  совершения преступления. Незаконным считается проникновение на чужой участок без согласия того землепользователя или собственника земли и без наличия права сервитута, надлежаще оформленного.

      Экоцид. Экоцидом считается массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы, земельных или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызвавших или способных вызвать экологическую катастрофу. Главным в этом преступлении является размер нанесенного ущерба или возможность его и массовость, обширные территории, на которых происходит преступление.

      Потрава посевов, порча или  уничтожение урожая сельскохозяйственных культур, повреждение  насаждений. Потрава посевов представляет собой повреждение или уничтожение сельскохозяйственных культур, а также плодово-ягодных насаждений домашним скотом или птицей. Сюда можно отнести проезд по посевам или насаждениям на автомобиле, тракторе, комбайне или другой машине и проезд на гужевом транспорте. При этом могут подвергаться порче или уничтожению не только посевы, но и стога сена, урожай культур, в валках и многолетние насаждения. Повреждение посевов или насаждений может происходить или при неразумной обработке ядохимикатами, гербицидами и удобрениями полей и лесополос с воздуха. Вместе с тем повреждение или уничтожение посевов и насаждений может быть совершено и другими способами, например, замазучиванием, засолением и т.д. земельных угодий с произрастающими на них сельскохозяйственными культурами. Это может происходить при производстве изыскательских, буровых и других работ. При этом нарушении обязательному возмещению подлежат ущерб, нанесенный предприятиям, организациям, потравой. Для определения ущерба создается специальная комиссия, возглавляемая представителем местных органов власти. В состав комиссии, как правило, включают агронома, экономиста или работника финансовых органов и других специалистов, могущих правильно определить размер причиненного ущерба.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ  

      План  работы:

      1 Понятие земельного правонарушения

      2 Структура и основные виды земельных правонарушений

      3 Основные причины земельных правонарушений  

       Закрепленные  в земельном законодательстве права  и обязанности, правила поведения субъектов составляют важнейшую нормативную основу социальной эффективности земельных отношений. Обеспечение неукоснительного соблюдения землеохранных требований, защита прав и интересов участников земельных отношений являются основной целью правового регулирования.

       С точки зрения законодателя, идеальной  моделью поведения субъектов  выступает безусловное и строгое  соответствие их действий, поступков  правовым требованиям, определяющим параметры позитивных земельных отношений. Именно юридически корректное поведение является единственно желательным и необходимым для обеспечения земельного правопорядка.

       Однако  реальность современных земельных  отношений еще достаточно далека от совершенства, в ней не обнаруживается необходимый уровень упорядоченности. На практике допускаются многочисленные отклонения от нормативных правил, требований и предписаний, юридическим выражением которых является нарушение земельного законодательства или, иначе говоря, земельное правонарушение.

       Земельное правонарушение, представляя собой  наиболее острое проявление противоречий (расхождений) между юридическими требованиями (запретами, ограничениями, предписаниями) и реальностью опосредованных ими земельных отношений, является основанием для приведения в действие механизмов юридической ответственности и возмещения ущерба.

       Земельное правонарушение является неправомерным, противоправным и, как правило, виновным деянием (действием или бездействием). Оно представляет собой и фактическое, и правовое основание для привлечения  виновных к юридической ответственности, применения к ним предусмотренных законодательством санкций и мер воздействия.

       Субъектами  земельных правонарушений могут  выступать граждане, должностные  и юридические лица, как участвующие  в позитивных, включая договорных, земельных правоотношениях (арендаторы, землепользователи, собственники земли), так и не являющиеся субъектами такого рода правоотношений (лицо, незаконно проникшее на чужой земельный участок). Наиболее полный перечень, а также классификация субъектов земельных правоотношений содержатся в статьях 12 и 30 Земельного кодекса РК. Перечисленные в них субъекты, включая органы управления государства и административно-территориальных единиц, в случае совершения ими противоправного деяния в рассматриваемой сфере должны считаться субъектами земельного правонарушения.

       Противоправность  действий органов государственной  власти и управления может выражаться: в принятии заведомо неправового  законодательного акта, противоречащего  основам земельного строя страны, в предоставлении в аренду земельного участка иностранному государству для специальных целей, без достаточного учета при этом экологических и землеохранных правил, интересов безопасности жизни и здоровья населения. Иностранные государства, международные объединения и организации могут оказаться субъектами земельного правонарушения как вследствие причинения ущерба земле, так и в результате неисполнения требований и условий, вытекающих из заключенного с ними договора о землепользовании.

       По  действующему законодательству субъектом  всех видов правонарушений выступает физическое лицо. В отличие от этого юридическое лицо – субъект лишь некоторых видов правонарушений. Юридическое лицо, например, не может рассматриваться субъектом дисциплинарного проступка или уголовного деяния.е По законодательству страны юридическое лицо не являлось также субъектом административного правонарушения вплоть до принятия 30 января 2001 года нового КоАП РК.

       Для признания физического лица субъектом  земельного правонарушения оно должно обладать определенными общими признаками (достижение определенного возраста, вменяемость), а в специально предусмотренных законом случаях – дополнительными признаками, критериями: наличие функциональных обязанностей; нахождение в трудовых правоотношениях; наличие статуса должностного лица.

       Общим объектом земельных правонарушений является комплекс общественных отношений, направленных на обеспечение и защиту установленного государством земельного правопорядка страны, прав и законных интересов собственности земельных  участков и землепользователей.

       Объект  земельного правонарушения тесно связан с его предметом. Предметом земельного правонарушения следует считать  отдельные земельные участки, угодья, категории земель, а также земельный  фонд в целом в тех пределах, в каких они подпадают в  сферу правового регулирования и при этом охватываются воздействием противоправного деяния. Следует иметь в виду, что согласно другой точке зрения предметом правонарушения являются права и законные интересы субъектов правоотношений. В любом случае предмет правонарушения представляет собой то, на что направлено негативное воздействие противоправного деяния.

Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель