Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция
В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения
Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74
Наибольший интерес должны представлять причины объективного порядка, поскольку они соотносятся со всеми основными видами земельных правонарушений, являются относительно устойчивыми социальными явлениями и процессами, ограничивающими пределы и возможности правомерного поведения.
Земельные
правонарушения в значительной степени
порождаются и генерируются объективными
противоречиями сферы земельных
отношений, несостыкованностью землеохранных
императивов с текущими экономическими
интересами, приоритетами государства,
социальных групп и отдельных субъектов.
Поэтому основные причины земельных правонарушений
прежде всего следует искать в системе
отношений собственности на землю, в принципах
организации общественного производства,
где земля выступает непременным и важнейшим
элементом. Так, в недавнем прошлом, в условиях
административно-
Отсутствие реальных стимулов реализации сводило на нет регулятивное значение таких важнейших землеохранных норм, как: применять экологически безопасные технологии производства; не допускать ухудшения экологической обстановки в процессе своей хозяйственной деятельности; производить защиту земель от водной и ветровой эрозии, вторичного засоления, загрязнения отходами производства; проводить рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия, других полезных свойств; производить рациональное снятие, сохранение и использование плодородного слоя при проведении работ, связанных с нарушением земель.
На этапе перехода к рыночной экономике, так или иначе, сохраняют свое действие и другие ранее известные причины и условия, порождавшие неправомерное поведение, факторы негативной направленности, определявшие уровень и структуру земельных правонарушений. Из них наиболее существенными продолжают оставаться: недостаточность средств, выделяемых на землеохранные цели; отсутствие необходимых организационно-правовых, материально-технических условий для осуществления общепревентивных, контрольных действий; крайне низкий уровень земельной, экологической и правовой культуры субъектов земельных правоотношений; недостаточно адекватное реагирование органов прокуратуры, суда, природоохранных инспекций и других специальных органов к фактам земельных правонарушений; неинформированность населения о законодательстве, недостаточная прозрачность деятельности органов государственного регулирования земельных отношений.
К ним следует добавить сравнительно новые факторы: почти полное ограничение функциональных и контрольных возможностей землеохранных структур и служб, сведение к минимуму деятельности по распространению землеохранных знаний; исчезновение института общественного контроля за рациональным использованием и охраной земель; резкое ослабление административных мер воздействия, при отсутствии реально действующих рычагов экономической ответственности субъектов земельных отношений; повсеместное злоупотребление и нарушение со стороны управленческих и исполнительно-распорядительных органов при распоряжении ресурсами земельного фонда республики.
7 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
План работы:
1
Понятие юридической
2
Административная
3 Уголовная ответственность за земельные правонарушения
4 Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства
5 Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
6 Материальная ответственность работников за земельные правонарушения
7
Земельно-правовая ответственность за
земельные правонарушения
Обеспечение правомерного, юридически корректного поведения субъектов земельных правоотношений является важнейшей задачей земельного права. Ее реализация требует оптимального соотношения в правовом регулировании позитивного и негативного стимулирования.
Оптимальность достигается, прежде всего, наличием в правовой системе необходимого набора норм позитивного стимулирования и обязательным подкреплением их системой норм об ответственности, в чем проявляется функциональное взаимодействие двух правовых методов – убеждения и принуждения. В соответствии со статьёй 169 Земельного кодекса Республики Казахстан, определяющей общие основы правоотношений ответственности в земельной сфере, физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут юридическую ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
Юридическая ответственность, пронизывая всю систему правового регулирования, призвана обеспечивать принудительное исполнение практически всех нормативных предписаний и запретов. Но следует иметь в виду, что юридическая ответственность выступает крайним средством в цепочке правового упорядочения и вступает в действие лишь в случаях отклоняющегося поведения субъектов земельных правоотношений.
Юридическая ответственность всегда связана только с правонарушением, является специфической, особой реакцией на правонарушение, при этом характеризуется тремя обязательными признаками: государственным принуждением; осуждением правонарушения и его субъектов; наличием неблагоприятных последствий для правонарушителя. Важно отметить, что главным, определяющим и принципиально отличающим юридическую ответственность от иных мер принуждения признаком является наступление для правонарушителя неблагоприятных юридических последствий.
Принуждение,
реализуемое в плоскости
Государство,
применяя юридическую ответственность
за земельные правонарушения, преследует
несколько целей: стимулирование соблюдения
под страхом наказания
В
самом широком смысле система
юридической ответственности
Цели, специфика среды и условий проявления регулятивного воздействия юридической ответственности предопределяют соответственно количество, содержание и сущность функций юридической ответственности.
Юридическая
ответственность
В уголовной, административной ответственности превалирует наказательно-карательная функция. Универсальной представляется превентивная функция. Причем она реализуется (во всяком случае, имеет равную потенциальную возможность для своей реализации) в одинаковой мере через все виды ответственности. Другие функции по отношению к превентивной имеют подчиненный (служебный) характер и в конечном итоге направлены на её осуществление. Изложенное говорит о взаимосвязанности всех функций.
Существует определенное «разделение труда» между видами юридической ответственности, согласно которому каждый из них имеет свою сферу действия. И от того, как охватывается соответствующая сфера конкретным видом ответственности и достигается необходимая степень реализации его функции, зависит результативность всей системы юридической ответственности. При этом количество и пропорции подлежащих реализации функции юридической ответственности каждый раз дифференцируются в зависимости от характера и последствий, а также от субъектов земельного правонарушения.
Разделение функций между видами юридической ответственности прослеживается также в следующих правилах. Уголовная и административная ответственность за земельное правонарушение наступает в отношении граждан и должностных лиц. В ряде случаев к административной ответственности привлекаются также и юридические лица. При этом эти два вида ответственности, специфику и сходство которых определяет карательная функция в силу совпадения их регулятивных характеристик, применяются исключительно на альтернативной основе. За одно и то же правонарушение виновный субъект не может привлекаться одновременно и к уголовной, и к административной ответственности. Будучи основными видами ответственности, реализующими карательную функцию, они тесно взаимодействуют. Разграничение сферы их применения проводится по объективному критерию – степени общественной опасности правонарушения.
Там, где на основе этого критерия определяется предельно нижняя точка действия уголовной ответственности, начинается сфера применения административной ответственности (лишь в рамках трудовых правоотношений подключается также и дисциплинарная ответственность). И наоборот, как только административная ответственность становится бессильной к адекватной оценке правонарушения, из-за повышения степени его общественной опасности, должна проявлять себя уголовная ответственность.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения не означает какого-либо самостоятельного вида социальной, ретроспективно-правовой ответственности. Здесь речь можно вести только как о комплексе норм, устанавливающих уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную и иную правовую ответственность за земельные правонарушения. Эти нормы объединяет единство объекта их воздействия – сфера земельных отношений.
Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой упорядоченную в определенную систему нормативно-правовую общность – правовой институт отрасли земельного права, включающий нормы административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, а также земельно-правовой ответственности за противоправные деяния в сфере земельных отношений. Указанной нормативной общности, условиям и сфере ее применения свойственен ряд особенностей, которые в обобщенном виде заключаются в следующем.
Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель