Государственный контроль использования и охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция

Описание работы

В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения

Содержание

Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

конспект лекций.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

       Так, например, если правонарушения связаны  с несоблюдением установленных  правил землепользования или охраны земель, в отношении должностных лиц по сравнению с гражданами устанавливается более строгая санкция.

       Прежде  административное законодательство РК, в отличие от уголовного, не содержало  определения должностного лица. КоАП РК восполнил этот пробел (примечание статьи 34). Исходя из законодательного определения, должностным лицом в сфере земельных отношений следует считать не любое лицо, занимающее должность в органе государственного управления, учреждении, организации или предприятии, а только лицо, которому в установленном порядке и на законных основаниях возложены функции представителя власти либо выполняющий руководящие, организационные, распределительные, контрольно-надзорные или административно-хозяйственные функции либо обязанности, связанные с охраной и рациональным использованием земель.

       Административная  ответственность в сфере земельных  отношений обладает следующим общепризнанными  преимуществами: относительно несложная  процедура применения; возможность  оперативного реагирования на административный проступок; достаточно чувствительный заряд карательно-компенсационной функции; возможность пресеченного деяния; повышенный предупредительно-профилактический эффект, ввиду возможности реализации принципа неотвратимости наказания «по горячим следам» правонарушения, относительно короткий промежуток во времени между проступком и реальным наказанием; коррекция отклоняющегося поведения с наименьшими потерями и лишениями для виновного лица; вневедомственность административного взыскания.

       Административная ответственность наступает только в отношении тех противоправных деяний, которые сформулированы в законе в виде конкретных составов земельных административных проступков.

       Законодательство  Республики Казахстан об административных правонарушениях состоит из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Иные законы, предусматривающие административную ответственность, подлежат применению только после их включения в Кодекс об административных правонарушениях (статья 1 КоАП РК). Применение административно-правовой ответственности за земельные правонарушения основывается на системе принципов, прямо закрепленной в КоАП РК: законность (статья 9); исключительность компетенции суда (статья 10); равенство граждан перед законом (статья 11); презумпция невиновности (статья 12); принцип вины (статья 13); недопустимость повторного привлечения к административной ответственности (статья 14); неприкосновенность личности (статья 16); неприкосновенность собственности (статья 19) и другие общеправовые, межотраслевые принципы (статьи 15, 17, 18, 20-27).

       Степень административно-правового воздействия на земельные правонарушения по сравнению с прежним законодательством ещё больше усилилась. Об этом свидетельствуют увеличение количества землеохранных статей и составов земельных административных проступков, содержащихся в КоАП РК.

       Перечень  составов административных проступков в сфере земельных отношений с указанием санкций содержится главным образом в двух главах КоАП РК: административные правонарушения, посягающие на собственность (глава 13); административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов (глава 19). В указанных главах КоАП РК имеются 13 сугубо «земельных» статей: 118 - нарушение права государственной собственности на землю; 120 - нарушение установленного порядка утверждения землеустроительной документации; 121 п.1 - уничтожение межевых знаков границ земельных участков; 250 - порча земли; 251 - нерациональное использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения; 252 - невыполнение требований природоохранного режима использования земель; 253 - использование земель не по целевому назначению; 254 - нарушение сроков возврата временно занимаемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению; 255 - проведение изыскательских работ без разрешения на использование земельного участка; 256 - нарушение установленных сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков; 257 - сокрытие информации о наличии земельных участков для жилищного строительства, специального земельного фонда; 258 - искажение сведений государственной регистрации, учета и оценки земель.

       В них содержится описание признаков  более 50 составов земельных административных правонарушений. Лишь одна статья 250 КоАП РК (порча земли) позволяет сконструировать около 10 составов земельных правонарушений: уничтожение плодородного слоя почвы (умышленное, неосторожное); самовольное снятие плодородного слоя почвы с целью продажи или передачи ее другим лицам (умышленное); отравление земли (умышленное, неосторожное); загрязнение земли химическими, биологическими, радиоактивными и иными опасными веществами; заражение земли бактериально-паразитическими или характерными вредными организмами (умышленное, неосторожное).

       Кроме того, к земельным правонарушениям  могут быть применены также и  такие генерализованные нормы, содержащиеся, например, в статьях 240, 241, 242 КоАП РК (нарушение экологических требований по охране окружающей среды; невыполнение предписаний и требований по охране окружающей среды и природопользованию), если характер и последствия деяний не предусмотрены либо не охватываются конструкциями специальных земельных составов правонарушений.

       Отдельные специальные составы административных правонарушений, связанные с землей и содержащие при этом признаки земельных правонарушений, находятся в главах 13, 20 КоАП РК. Из перечня правонарушений этих глав определенную земельно-правовую направленность имеют, например, такие деяния, как: проезд по посевам или насаждениями; потрава посевов; порча или уничтожение урожая сельскохозяйственных культур; повреждение насаждений; нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками (статьи 131, 132, 307, 309 КоАП РК).

       Исходя  из особенностей диспозиции составов административных земельных правонарушений, последние можно подразделить на следующие группы:

       1. Нарушения, посягающие на имущественные  права и интересы собственников  и землепользователей: самовольное занятие земельных участков (статья 11), нарушение сроков возврата временно занимаемых земель (статья 11) или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению (статья 254 КоАП РК); самовольное занятие и обмен земельных участков и совершение иных сделок, посягающих на право собственности на землю (статья 254 КоАП РК); проведение изыскательских работ без разрешения на использование земельного участка (статья 255 КоАП РК).

       2. Нарушения в сфере управления земельным фондов: сокрытие информации о наличии земельных участков для жилищного строительства (статья 257 КоАП РК); искажение сведений государственной регистрации, учета и оценки земель (статья 258 КоАП РК); нарушение установленных сроков рассмотрения ходатайств о предоставлении земельного участка (статья 256 КоАП РК) и др.

       3. Нарушения правил использования  земель: использование земель не  по целевому назначению (статья 253 КоАП РК); нерациональное использование  или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения (статья 251 КоАП РК); непринятие мер по борьбе с сорняками, вредителями и болезнями растений (статьи 307, 309 КоАП РК).

       4. Нарушения, имеющие экологическую  направленность: порча сельскохозяйственных  и других земель (статья 250 КоАП  РК); невыполнение требований природоохранного режима использования земель (статья 252 КоАП РК); размещение, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию объектов и иные нарушения экологических требований, отрицательно влияющие на состояние земель (статья 240 КоАП РК).

       5. Нарушения установленных требований  к осуществлению производственно-хозяйственной  деятельности на земле: самовольное  возведение хозяйственных и бытовых  строений; отступление от проектов  внутрихозяйственного землеустройства  и т.д.

       Некоторые правонарушения, в зависимости от субъекта правонарушения, направленности его умысла и других их особенностей, могут быть отнесены к разным или одновременно к нескольким группам противоправных деяний. Например, уничтожение межевых знаков границ земельных участков и землепользований (статья 121 КоАП РК) можно рассматривать одновременно как посягательство на имущественные права и интересы собственников и землепользователей и на установленный порядок управления земельным фондом, либо только на одно из них.

       Административное законодательство содержит также общие составы административных правонарушений, такие как: нарушение экологических требований по охране окружающей среды; невыполнение предписаний и требований по охране окружающей среды и природопользования (статья 240 КоАП РК); несообщение о производственных сверхнормативных сбросах и выбросах загрязняющих веществ (статьи 241, 242, 245 и другие КоАП РК). Как было выше отмечено, их применение к некоторым земельным правонарушениям возможно в случаях: если земельные правонарушения не предусмотрены или не охватываются конструкциями специальных составов; возникла конкуренция между специальными составами правонарушений в отношении конкретного земельно-правового проступка; противоправное деяние одновременно посягает на два и более объекта охраны. Последний случай является достаточно характерным для сферы экологических и природоресурсовых отношений. Так, например, в законодательстве перечисляются следующие виды лесонарушений: нарушение сроков возврата временно занимаемых участков лесного фонда; повреждение и загрязнение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда (статья 75 Лесного кодекса РК, статьи 286, 289, 291 и другие КоАП РК). Эти деяния одновременно являются и земельными нарушениями: несвоевременный возврат соответствующего земельного участка, повреждение и загрязнение участка земли, на котором произрастает лесной массив.

       Водный  кодекс РК (статья 120) предусматривает  ответственность за самовольное  бурение скважин и строительство  водозаборов подземных вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающих водную эрозию почв, также одновременно являющихся земельными правонарушениями.

       За  совершение административного правонарушения к физическим и юридическим лицам  применяется административное взыскание, являющееся мерой государственного принуждения (санкцией) и заключающееся в предусмотренном Законом лишении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение.

       Санкция, будучи мерой наказания лиц, совершивших  административное правонарушение, направлена на реализацию воспитательной, предупредительной и карательной функций юридической ответственности.

       В соответствии со статьей 44 КоАП РК административное взыскание применяется в целях  восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. За совершение административных проступков действующим законодательством предусмотрена возможность применения следующих видов взысканий:

       1) предупреждение;

       2) административный штраф;

       3) возмездное изъятие предмета, явившегося  орудием совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения;

       4) конфискация предмета, явившегося  орудием совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения, доходов, денег и ценных бумаг,  полученных вследствие совершения  административного правонарушения;

       5) лишение специального права;

       6) лишение лицензии, специального  разрешения, квалификационного аттестата  (свидетельства) или приостановление  ее (его) действия на определенный  вид деятельности либо совершение  определенных действий;

       7) приостановление или запрещение  деятельности индивидуального предпринимателя;

       8) принудительный снос самовольно  возводимого или возведенного  строения;

       9) административный арест;

       10) административное выдворение за  пределы Республики Казахстан  иностранца или без гражданства.

       К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1), 6), 8) а также приостановление или запрещение деятельности юридического лица (статья 45 КоАП РК).

       Из  указанного перечня лишь некоторые  виды санкций задействованы в административно-правовой охране земельных отношений. Например, в законодательстве отсутствуют составы административной ответственности за земельные правонарушения, предусматривающие такие виды санкций, как: административный арест; лишение специального права, лицензии, специального разрешения; приостановление или запрещение предпринимательской деятельности.

Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель