Государственный контроль использования и охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция

Описание работы

В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения

Содержание

Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

конспект лекций.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

       Целый ряд противоправных деяний, посягающих на право управления земельным фондом, право собственности и землепользования, ввиду отсутствия специальных составов должны пресекаться общими составами уголовной ответственности, например, незаконная конфискация, изъятие или иное незаконное распоряжение земельными правами. При наличии необходимых признаков эти деяния могут повлечь ответственность по статье 307 УК РК – злоупотребление должностными полномочиями или по статье 303 УК РК – превышение власти или должностных полномочий. Норм такого порядка в новом УК РК немало: статья 221 – уклонение гражданина от уплаты налога, статья 222 – уклонение от уплаты налогов с организаций, статья 226 – принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, статья 268 – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

       Уголовная ответственность за преступления в сфере земельных отношений имеет ряд особенностей и признаков:

       1. Реагирует только на те противоправные  деяния, которые повлекли (или могли  повлечь) неблагоприятные последствия,  характеризующиеся повышенной общественной  опасностью. Поэтому в конструкциях составов преступлений в числе обязательных признаков учитываются общественно опасные последствия деяния, как-то: существенное загрязнение окружающей среды; причинение вреда здоровью человека; ухудшение природных свойств земли; возникновение или угроза возникновения экологической катастрофы; причинение существенного вреда правам и охраняемым законом интересам граждан или организаций, либо охраняемым законом интересам общества или государства, причинение крупного или значительного ущерба и т.д.

       Значительным  ущербом в статьях главы «Об  экологических преступлениях» признается размер ущерба, в сто раз превышающий  месячный расчетный показатель, установленный  законодательством РК на момент совершения преступления. Крупным ущербом признается ущерб, в триста раз превышающий месячный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.

       Практически все составы преступлений, связанные  с землей, являются материальными, поэтому  преступления считаются оконченными  с момента наступления вредных последствий, указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы.

       Для убедительности изложенного достаточно просмотреть конструкции всех основных статей УК РК, имеющих отношения  к земельным правонарушениям: 186 – нарушение вещных прав на землю; 187 – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества; 188 - неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества; 161 – экоцид; 277 – нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности; 278 - нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ; 285 – порча земли; 294 – непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения.

       2. Совершение деяния специальным субъектом – должностным лицом с использованием своего служебного положения рассматривается в качестве квалифицирующего признака, влекущего более суровую санкцию (ч.3 статьи 186 УК РК).

       Согласно  примечанию, содержащемуся в УК РК, должностными лицами в статьях УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах РК, других войсках и воинских формированиях РК.

       3. Целый ряд составов преступлений  в качестве квалифицирующих и  соответственно отягчающих вину  признаков рассматривает некоторые  элементы объективной стороны  деяния: место совершения (территория с чрезвычайной экологической ситуацией – ч.2 статьи 278, ч.3 статьи 281, ч.3 статьи 285 УК РК) и т.д.

       4. Не содержит специальных составов  ответственности за земельные  правонарушения с административной  преюдицией – повторное совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, как это имело место в прежнем уголовном законодательстве в отношении некоторых видов правонарушений в облати природопользования (ч.1 статьи 83, ч.1 статьи 162, ч.1 статьи 163 УК КазССР).

       Вместе  с тем в конструкциях ряда общих  составов рецидив (повторность деяния) является квалифицирующим признаком, рассматривается в качестве отягчающего  обстоятельства и влечет более строгое  наказание (ч.2 статьи 221 УК РК – уклонение от уплаты налога лицом, ранее судимым за уплаты налога).

       5. наряду с санкцией имущественной  направленности (денежный штраф  в кратном увеличении размера  месячного расчетного показателя  или размера заработной платы  или иного дохода осужденного  за определенный период) достаточно характерной основной санкцией является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (статьи 283, 285, 225, ч.3 статьи 186 УК РК). В отдельных случаях предусмотрена возможность ее применения в качестве дополнительной санкции (статьи 294, 268 УК РК).

       6. Большинство составов сконструировано  таким образом, что защита земельного  правопорядка одновременно направлена  на обеспечение упорядоченности  смежных (экологических, поресурсовых) отношений, и наоборот, защита других объектов природы или их комплексов оказывает охранительное воздействие и на земельную сферу.

       7. Диспозиции специальных земельных  уголовно-правовых норм, как общих  норм, являются бланкетными –  для установления признаков преступления отсылают к другому нормативному акту. Поэтому для их применения возникает необходимость обращения в специальное законодательство: земельное, экологическое и т.д. 

         Гражданско-правовая ответственность  за нарушение земельного законодательства 

       Одним из основных принципов правового регулирования земельных отношений является предотвращение нанесения ущерба земле или устранение его последствий (п.9 статьи 4 Земельного кодекса РК).

       Для регулирования гражданско-правовой ответственности за земельные правонарушения имеют непосредственное отношение следующие положения Земельного кодекса Республики Казахстан. Во-первых, в кодексе закрепляется принцип ответственности физических и юридических лиц, государственных органов и должностных лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан (статья 168 ЗК РК). И при этом, во-вторых, закон устанавливает, что гражданско-правовые отношения, связанные с правом собственности на земельные участки и правом землепользования, регулируются нормами гражданского законодательства (п.4 статьи 6 ЗК РК). В-третьих, непосредственно закрепляет принцип полного возмещения убытков и определяет основания возмещения убытков, причиненных собственникам и землепользователям (статья 165 ЗК РК). Таким образом, в действующем законодательстве применительно к сфере земельных отношений закреплены принципы полного возмещения вреда и неотвратимости ответственности, которые в данном случае реализуются посредством норм гражданско-правовой ответственности, наступающей по факту причинения противоправного вреда земле, правам и законным интересам собственников и землепользователей в результате нарушения земельного законодательства.

       Гражданско-правовая ответственность реагирует собственно не на сами земельные правонарушения, а на причинение при этих нарушениях ущерба земле, правам, законным интересам граждан и юридических лиц, включая в первую очередь собственников и землепользователей.

       Гражданско-правовая ответственность является особым способом возмещения ущерба, причиненного в сфере земельных отношений.

       Гражданско-правовую ответственность характеризует  наступление в отношении виновного  лица отрицательных имущественных  последствий, возникающих в связи  с неисполнением, ненадлежащим исполнением обязанности из договора, из причинения внедоговорного вреда. Основное назначение гражданско-правовой ответственности – выполнение компенсационной функции, восстановление имущественного компонента нарушенных общественных земельных отношений.

       Гражданско-правовую ответственность за земельные правонарушения следует отличать от возмещения потерь и убытков, вызванных правомерной деятельностью, хотя между ними имеются определенные сходства. Принципиальные отличия между ними заключаются в основаниях возникновения этих двух видов правоотношений.

       Гражданско-правовая ответственность возникает из факта  причинения противоправного ущерба. Последний может явиться основанием применения в отношении лица, совершившего противоправное деяние, также и других лишений – административного, уголовного или иного характера. Например, отравление, загрязнение или иная порча земли вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, повлекшие причинение вреда здоровью человека или ухудшение природных свойств земли, служит основанием также и для привлечения виновных к уголовной ответственности.

       Правоотношения  по возмещению потерь и убытков, хотя и возникают из факта причинения ущерба, являются следствием правомерной, предусмотренной земельным законодательством, деятельности.

       Назначение  института возмещения правомерного вреда сводится исключительно к компенсации нанесенного ущерба, не содержит каких-либо иных обязательств в отношении субъекта причинения правомерного ущерба.

       В случаях правомерного ущерба главным  образом применяются специальные нормы института возмещения убытков и потерь, вызванных разрешенной деятельностью. Противоправный ущерб возмещается на основе общих положений гражданско-правовой ответственности с субсидиарным применением специальных земельно-правовых норм.

       Гражданско-правовая ответственность за земельное правонарушение наступает, если: имеется факт причинения ущерба; ущерб является следствием противоправного поведения; существует причинная связь (непосредственная или опосредованная) между противоправным деянием и наступившим результатом (вредным последствием); присутствует вина причинителя ущерба. Такие обязательные элементы гражданско-правовой ответственности, как вина, противоправность деяния, причинная связь между противоправным виновным поведением и наступившим ущербом не имеют какую-либо особенность в своих проявлениях в сфере земельных отношений. Особенности характерны самому ущербу, являющемуся результатом земельного правонарушения и объективным основанием гражданско-правовой ответственности. Они предопределяют некоторую специфику гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства. Исходя из этого, имеет смысл более подробно остановиться на этом элементе земельного правонарушения.

       Сфере земельных отношений свойственно  многообразие форм и способов проявления противоправного ущерба. Структура и характер ущерба зависит от многих факторов: способа совершения противоправного деяния; источника причинения ущерба; объекта, субъекта противоправного деяния и т.д. Ущерб может возникнуть из-за: нарушения определенных договорных обязательств; необоснованного прекращения, ограничения права собственности и землепользования; ухудшения качества земли в результате нарушения землеохранных требований; неправомерного управленческого решения; ошибок в разработке проектов и программ, способных влиять на землю; не предоставления необходимой информации о качественных характеристиках, правовом режиме земель и т.д.

       Структура ущерба в земельных отношениях охватывает:

       а) прежде всего и, как правило, потери качества земли либо иных полезных свойств природы, связанных с землей (снижение уровня плодородного слоя почвы; уничтожение гумусного слоя; засоление, закисление почвы; противоправное ухудшение климата, рельефа местонахождения земельного участка);

       б) упущенную выгоду, которая может иметь место не всегда. Но на землях, вовлеченных в хозяйственный оборот, неполучение предполагаемого дохода очень часто является неизбежным последствием противоправного деяния. Например, из-за лишения возможности хозяйствования на земельном участке в результате его противоправного захвата, не приведения земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, нарушения сроков возврата временно занимаемых земель;

       в) убытки в виде непредвиденных расходов на восстановление качества земель, посевов, режима орошения, обеспечение исполнения ранее принятых обязательств перед третьими лицами и др.;

       г) в случаях ухудшения качественных характеристик земли наряду с  убытками (экономический ущерб) присутствует и ущерб экологический.

       Разумеется, указанный перечень оснований полного возмещения убытков, причиненных нарушением земельного законодательства, не является исчерпывающим. Согласно общим началам гражданского и земельного законодательства всякий противоправный вред в сфере земельных отношений подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение ущерба возможно путем: приведения земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и восстановления нарушенного имущественного состояния; компенсации всех необходимых средств и затрат на восстановление земли и существовавшего до нарушения имущественного состояния.

Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель