Государственный контроль использования и охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция

Описание работы

В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения

Содержание

Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

конспект лекций.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

      Так, при проверке земель сельскохозяйственного  назначения, к специальным элементам  государственного контроля можно отнести: своевременное и правильное внедрение комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических, противоэрозионные мероприятий, сохранность защитных лесонасаждений, рациональное использование земель при строительстве, добыче общераспространенных полезных ископаемых и др.

     Контроль  за использованием и охраной земель может различаться и по характеру взаимоотношений. По этому признаку выделяются: внешний и внутренний (внутриведомственный) контроль. При этом если внешний контроль, как правило, осуществляется общегосударственными органами власти и управления, то внутренний может быть осуществлен самим землепользователем или частным собственником земли, а также может быть проведен на уровне ведомства или конкретной отрасли народного хозяйства, в том числе и их представителями.

     Этот  контроль содержит все сведения, необходимые  для государственного контроля, а  также решает вопросы, специфические  для решения задач конкретного  ведомства, хозяйства. Эти вопросы  должны быть согласованы с органом, осуществляющим функции государственного контроля за использованием и охраной земель.

     По  характеру государственного контроля в отношении полноты  введений различают сплошной и выборочный контроль. Сплошному контролю, как  правило, подвергают всю контролируемую территорию, выборочному – только отдельные части территорий, наиболее вызывающие сомнения в части соблюдения земельного законодательства. Сплошной контроль обычно проводится госинспектором по использованию и охране земель по графику, специально им разрабатываемому на предстоящий период времени. При сплошном контроле происходит всесторонняя проверка соблюдения земельного законодательства по всем его параметрам и элементам. Выборочный контроль применяют при недостатке времени и средств, используя наиболее характерные или усредненные показатели с меньшими затратами труда. Выборочный контроль позволяет прояснить ситуацию на отдельных частях территории, но при правильном применении выборочного контроля можно составить представление о положении дел в целом на всей территории без дополнительного вложения средств и затрат труда. Выборочный контроль часто проводят должностные лица вышестоящих органов с целью выявления правильности постановки государственного контроля на той или иной территории и составления четкой картины о нарушениях закона в целом или отдельных его элементов. Но сколь бы дорого не обходился сплошной контроль, он тоже должен периодически проводиться хотя бы для того, чтобы, ни один участок на земле не остался без использования и ни один правонарушитель или преступник не ушел от ответственности.       

      По  времени и непрерывности характеры  государственного контроля подразделяются на:

     1. систематический (постоянный);

     2. периодический (через равные промежутки времени);

     3. единовременный (через некоторые  промежутки времени).

     Систематический контроль ведется без обозначения  периодов времени, постоянно и, как  правило, специальными органами, где  он входит в круг обязанностей должностных  лиц. Он направлен на получение, обработку  и анализ сведений о нарушениях земельного законодательства, о состоянии качества земель, об их эффективном и рациональном использовании и их охране. Систематический контроль позволяет предупреждать правонарушения, своевременно принимать необходимые меры, привлекать к ответственности нарушителя при невыполнении земельного законодательства. Но по ряду нарушений достаточно проводить контроль через определенные промежутки, обычно, установленные заранее. Например, в сельскохозяйственном производстве такие периоды могут быть увязаны с сезонностью использования земли как главного средства производства.

     Единовременный  контроль может проводиться на огромных территориях и, как правило, решает узкоспециальные задачи. Он вызван обычно сложившимися на данный период экономическими, социальными или природными условиями. Постоянный контроль позволяет иметь и поддерживать сведения на уровне современности.

     Проведение  государственного контроля за использованием и охраной земель может осуществляться различными способами. Выбор того или иного способа зависит от условий проводимого контроля, поставленных задач и специфики данных. Применение методов и технических средств получения и обработки сведений должны обеспечивать минимум затрат. Контроль можно провести путем обследований, обмеров, сличения документов и др. Применение более совершенных технических средств и методов способствует правильному и своевременному осуществлению государственного контроля. Госконтроль за использованием и охраной земель проводится в основном 2-мя способами: визуально-инструментальным и документальным.  
 
 
 
 

     3 КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КОНТРОЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ  ЗЕМЕЛЬ 

     План  работы: 

     1. Компетенция органов государственного  контроля использования и охраны  земель

          2. Права и обязанности должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.  

     Функция государственного контроля за использованием земель направлена на процесс пользования  землей со стороны землепользователя  и собственников земли и на процесс осуществления управления землями со стороны ведомственных органов. В этом его своеобразие по сравнению с остальными функциями государственного земельного управления.

     Государственный земельный кадастр распространяется на всех землепользователей, собственников  земли и на все органы ведомственного управления землями. Контроль должен пронизывать все стадии и формы организации и осуществления использования земли, обеспечивая этим возможность принятия своевременных и необходимых в данной обстановке мер воздействия на контролируемый объект.

     Государственный контроль за использованием и охраной  земель осуществляется органами государства:

     а) административными;

     б) судебными;

     в) прокуратурой;

     г) специальными и ведомственными.

     Административными органами являются представительные органы, осуществляющие законодательные функции, и исполнительные органы. Высшим представительным органом Республики является Парламент Республики Казахстан, состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе (Конституция РK, ст.50). Парламент принимает, уточняет и изменяет конституционные законы. Высшую исполнительную власть в нашем государстве осуществляет Правительство. Оно возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью (Конституция РК, ст.64). Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а также подотчетно Парламенту Республики Казахстан в случае представления Программы Правительства.

     Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы норм, касавшихся охраны окружающей среды, в том числе и земельных ресурсов (Конституция РК, ст.61). Правительство же обеспечивает исполнение законов, организует управление государственной собственностью, в том числе и природными ресурсами, а также руководит деятельностью министерств, госкомитетов и других центральных и местных исполнительных органов.

      Местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными  органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

     Местные представительные органы – маслихаты  областей, районов, городов и других aдминистративно-территориальных единиц. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, и возглавляются акимами соответствующих областей, районов, городов и т.д. Они обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании c интересами и потребностями развития соответствующей территории.

     Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных узаконенных форм судопроизводства. Судебную систему государства представляют: Верховный Суд Республики Казахстан и местные суды: областные, районные, городские (Конституция РК ст. 75). Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав и свобод  и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законных нормативных правовых актов, международных договоров государства (Конституция РК, ст.76). Высшим судебным органом является Верховный Суд Республики Казахстан. По гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, он осуществляет контроль за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Председатель Верховного Суда, председатели коллегии и суды Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета Республики.

     Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных и правовых актов на территории республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики Казахстан. Прокуратура представляет интересы государства в суде. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту РК. Прокуратура республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики Казахстан (Конституция РК, ст. 33). Контроль за использованием и охраной земельных ресурсов на местах осуществляется со стороны областных, районных, городских прокуратур, возглавляемых прокурорами соответствующих областей, районов, городов.

     К ведомственным и специальным  органам, осуществляющим государственный  контроль за использованием и охраной  земель, относятся органы по охране природы и землеустроительная служба.

     Система органов по охране природы в Республике Казахстан представлена Министерством охраны окружающей среды, областными и районными управлениями экологии и биоресурсов.

     Министерство  охраны окружающей среды Республики Казахстан и его органы на местах осуществляет государственный контроль в части:

  • защиты земель от захламления, загрязнения и засорения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, пестицидами и минеральными удобрениями;
  • соблюдения установленных норм и правил по применению, хранению, транспортировке, обезвреживанию и захоронению средств химизации, биологических веществ;
  • соблюдения природоохранного режима заповедников, заказников и других особо охраняемых природных территорий;
  • применения землепользователями и собственниками земельных участков природоохранных технологий производства, недопущения причинения вреда окружающей природной среде и ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности;
  • обеспечения экологических требований при размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и других объектов при внедрении новой техники и технологии, отрицательно влияющих на состояние земель;
  • своевременного и правильного проведения землепользователями и собственниками земельных участков комплекса организационно-хозяйствен - ных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических, противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв;
  • снятия, хранения и использования плодородного слоя почвы;
  • приведения земель, высвобождающихся по мере выработки промышленных запасов полезных ископаемых или других нарушающих процессов и работ в состояние пригодное для дальнейшего использования их в соответствии с целевым назначением (рекультивацией земель);
  • выполнения мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель, по консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.

Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель