Государственный контроль использования и охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:35, лекция

Описание работы

В лекционном курсе по дисциплине Государственный контроль использования и охраны земель рассмотрены основные понятия, цели, задачи государственного контроля использования и охраны земель, компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель, а также юридическая ответственность за земельные правонарушения

Содержание

Введение 4
1 Охрана земель 5
2 Государственный контроль использования и охраны земель 8
3 Компетенция органов государственного контроля использования и охраны земель 15
4 Проверка как способ государственного контроля 22
5 Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства 24
6 Правонарушения в сфере земельных отношений 31
7 Понятие юридической ответственности за нарушение земельного законодательства 39
8 Земельно-правовые споры 73
Список литературы 74

Работа содержит 1 файл

конспект лекций.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

       Конфискация означает безвозмездное изъятие земельного участка у собственника или землепользователя в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (статья 95 ЗК РК). По Указу «О земле» конфискация являлась санкцией исключительно уголовных деяний (статья 74 Указа «О земле»). Законодательство не содержит уточнения относительно вида и характера преступления или иного правонарушения, влекущего конфискацию земли. Представляется, что данную норму необходимо трактовать в узком смысле, рассматривая конфискацию земли в виде санкции исключительно земельных и экологических составов, а не общеуголовных преступлений. Но в новом УК пока еще нет таких специальных уголовно-правовых норм, где конфискация земли указывалась бы в качестве санкции за преступление в сфере земельных отношений. Нормы указанного порядка отсутствуют и в КоАП РК.

       Применение  же конфискации земли в идее дополнительного  наказания за общеуголовные, корыстные  преступления, рассматривая землю как  имущество осужденного, будет противоречить  принципу устойчивости земельных прав, сущности и назначению земельно-правовой ответственности.

       В отличие от конфискации изъятие  как мера земельно-правовой ответственности  имеет определенную правовую регламентацию. Закон указывает следующие основания  для изъятия земельного участка: неиспользование земли по назначению; использование земли с нарушением законодательства.

       При этом излагается исчерпывающий перечень нарушений или отклонений от требований земельного законодательства, способные  привести к изъятию земельного участка. Земельный участок может быть изъят:

       1) когда участок, предназначенный  для сельскохозяйственного производства  либо жилищного и иного строительства,  не используется в соответствующих  целях в течение одного года, если более длительный срок  не предусмотрен законодательством. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

       2) если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (статьи 92, 93 ЗК РК). Нетрудно заметить, изъятие применимо не за всякое нарушение, а лишь в отношении определенного перечня земельных правонарушений.

       Изъятие земельного участка по другим основаниям не будет являться земельно-правовой ответственностью. Например, изъятие в порядке обращения взыскания на земельный участок или право землепользования по обстоятельствам собственника или землепользователя представляет собой один из способов удовлетворения имущественного притязания по гражданско-правовому обязательству (статья 63 ЗК РК).

       В зависимости от конкретных обстоятельств  прекращение права собственности  на земельный участок или права  землепользования посредством изъятия земли преследует следующие цели: пресечение действия или бездействия, причиняющего ущерб интересам охраны и рационального использования земли; сохранение качественных параметров земельного участка от противоправного воздействия; возвращение земельного участка в нормальный хозяйственный оборот в соответствии с его целевым назначением.

       Процесс изъятия требует соблюдения определенных правил, осуществляется в строго определенной последовательности, посредством совершения указанных в законе процессуальных действий. Поэтому сам факт систематического нарушения не приводит к автоматическому изъятию земельного участка.

       Закон содержит ряд ограничений и принципиально  новых положений относительно порядка  и условий применения изъятия  как меры земельно-правовой ответственности. Так, субъектом ответственности за неиспользование земельного участка по назначению является только землепользователь – гражданин или юридическое лицо, которому земельный участок был предоставлен на праве землепользования. За указанный вид нарушения законодательством не предусмотрено изъятие земельных участков, принадлежащих на праве частной собственности.

       Прекращение права частной собственности  на земельный участок принципиально  возможно только в порядке конфискации  в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (статья 95 ЗК РК), либо в порядке земельно-правовой ответственности за использование земельного участка с нарушением законодательства (статья 93 ЗК РК).

       В зависимости от характера и масштабов  правонарушения изъятию может быть подвергнут весь земельный участок либо только определенная часть.

       Земельно-правовая ответственность не ограничена какими-либо сроками исковой давности.

 

 8 ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ СПОРЫ 

      План  работы:

    1 Понятие  земельно-правовых споров

    2 Классификация  земельно-правовых споров. Подсудность земельных споров

    3 Порядок  разрешения земельных споров

     Земельными  спорами называются притязание двух и более субъектов земельных  правоотношений на обладание, обеспечение  и реализацию определенных земельных  прав и законных интересов.

     Содержание  земельного спора: предмет, объект, субъекты, основания возникновения, порядок  разрешения земельного спора.

     Предметом земельных споров являются общественные правоотношения, возникающие по поводу:

     - прав на землю;

     - границ земельных участков, предоставленных в собственность или на праве землепользования, местоположения, размеров, режима использования;

     - осуществления собственниками или  землепользователями своих прав  и обязанностей в связи с  возникновением или прекращением  прав на землю и др.

     Объектом  земельного спора непосредственно  или опосредованно выступают  только конкретный земельный участок  или связанные с ним вещные права на землю.

     Сторонами в земельном споре (субъект) могут  быть как  собственники земельных  участков, землепользователи, обладатели иных вещных прав на землю (сервитут, залог), так и государственные органы, выполняющие функции по управлению земельными ресурсами.

     Основания возникновения земельного спора  – нарушения, неправомерное ограничение  или прекращение земельных прав, посягательства на законные интересы субъектов земельных отношений. 

Стадии  судебного порядка рассмотрения споров 

     Разрешение  земельных споров состоит  из определенных обязательных действий участников урегулирования земельно-правового спора. Характер и последовательность действий урегулированы нормами земельного гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

      Процессуальный  порядок рассмотрения земельных  споров:

- обращение  в суд;

- меры  по обеспечению иска;

- подготовка  дела к судебному разбирательству;

- судебное  разбирательство;

- вынесение  решения

- обжалование  решения;

- исполнение  решения.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  

     1 Земельный кодекс Республики  Казахстан от 20.06.2003 года № №442-II с изменениями и дополнениями.

     2 Кодекс Республики Казахстан  «Об административных правонарушениях».

     3 Постановление Правительства Республики  Казахстан от 29 сентября 2003 года  № 990 «Об утверждении правил  осуществления государственного  контроля за использованием и  охраной земель». 

      4 Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1999 года №321 «Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан».

     5 Архипов И.Г. Земельное право РК. – Алматы: Борки, 1997

     6 Абдраимов Б.Ж. Актуальные вопросы правоприменения при разрешении судами земельных споров. - Алматы: Борки, 1998

     7 Хаджиев А.Х. Земельное право  Республики Казахстан. – Алматы: Данекер, 2001

     8 Абдраимов Б.Ж. Вопросы правового  механизма обеспечения законности  в земельном процессе. - Алматы: Жеті Жарғы, 1998

     9 Абдраимов Б.Ж. Земельный процесс в Республике Казахстан. -Алматы: Юрист, 2001

     10 Абдраимов Б.Ж., Жарылкасын Е. Возмещение  экологического вреда по законодательству  Республики Казахстан. – Алматы: Юрист, 2001

     11 Байдельдинов Д.Л. Экологическое законодательство Республики Казахстан. - Алматы: Жеті Жарғы, 1995

     12 Гражданский кодекс Республики Казахстан.

     13 Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан

      14 Ерофеев С. П. Земельное право.  – М.: Новый юрист, 1998

      15 Уголовное право Республики Казахстан. / Под ред. И.Ш. Борчаливили и С. М. Рахметова. – Алматы: Данкер, 2000 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Қазақстан Республикасының                       Министерство

Білім және ғылым                      образования и науки

министрлігі                   Республики Казахстан 

Д. Серікбаев  атындағы                    ВКГТУ им. Д. Серикбаева

ШҚМТУ 
 

                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                 Декан горно-металлургического

                                                                                 факультета

                                             ________________А.К. Адрышев

                                                «      »_________________2010 г

 ЖЕРДІ ҚОРҒАУ МЕН ПАЙДАЛАНУДЫҢ МЕМЛЕКЕТТІК БАҚЫЛАНУЫ

Государственный контроль использования  и охраны земель

Конспект  лекций 
 

специальность: 050907   «Кадастр», 050903 «Землеустройство»  

Форма обучения:  очная 

Курс                                    3

Лекции                              15 часов 
 
 
 
 
 
 
 

Өскемен

Усть-Каменогорск

2010

 

Конспект  лекций разработаны на кафедре «Геодезия, землеустройство и кадастр», на основании Государственного общеобязательного стандарта для студентов специальности 050903 «Землеустройство», 050907 «Кадастр» 
 
 
 

Одобрено на заседании кафедры 

Зав. кафедрой                                                                                      К.Б. Хасенов 

Протокол  №        от                        г. 
 
 
 

Одобрено  Методической комиссией ГМФ 

Председатель                                                                                    Н.Б. Нурбаева 

Информация о работе Государственный контроль использования и охраны земель