Договор транспортной экспедиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

дВ настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.

Содержание

Введение…………...………………………………………………………………...3
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции………………….….33
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……….38
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...……...48
Глава III Ответственность экспедитора и клиента...……..……………….…....55
§1. Общие основания ответственности………………………………...….55
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции…………………………………………………………….…....63
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..………………………………………………………………….....86
Библиографический список………..…………………………………

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Услуги, оказываемые экспедитором по различным договорам транспортной экспедиции, могут существенно отличаться в зависимости от потребностей клиента. Так, перечень услуг экспедитора будет варьироваться в зависимости от вида транспорта, посредством которого должна быть осуществлена перевозка, от того, заключен ли договор транспортной экспедиции по организации доставки, либо же по обеспечению отправки (получения) груза, а также от многих других факторов.

Одной из обязанностей экспедитора, или скорее первым этапом сотрудничества сторон, условно можно назвать консультирование клиента. Суть его заключается в том, что экспедитор дает клиенту рекомендации по формированию и формулировкам транспортных условий договоров, выбору видов средств транспорта, маршрута перевозки. Роль такого сотрудничества трудно переоценить, так как правильный выбор указанных факторов влечет существенное снижение издержек клиента.

При осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор может осуществлять приведение груза в транспортабельное состояние, его маркировку. Данные действия экспедитора обеспечивают сохранность груза в процессе хранения и транспортировки груза, облегчают процесс перегрузки товара для таможенного контроля, хранения товара, для более быстрого получения груза от перевозчика.

В рамках транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор может выполнять таможенные и иные формальности. Однако таможенное оформление товаров экспедитор может осуществить самостоятельно только в случае, если он является таможенным брокером. Во всех остальных случаях он вынужден обращаться к специализированной организации (таможенному брокеру) под угрозой отнесения на него убытков, вызванных отказом в принятии от него грузовой таможенной декларации таможенным органом в связи с подачей неуполномоченным лицом, возможной конфискации товара и применения в отношении сотрудников экспедитора мер административной ответственности.

Обязанность экспедитора по страхованию груза должна быть прямо предусмотрена договором. В противном случае экспедитор не вправе заключать от имени клиента договор страхования груза. Однако представляется, что экспедитор вправе заключить договор страхования груза и при отсутствии подобной обязанности в договоре. Речь в данном случае идет о наличии у экспедитора доверенности, которая уполномочивает его на подобное действие.

Обязанность по предоставлению информации возложена не только на клиента, но и на экспедитора. Экспедитор обязан предоставить информацию непосредственно о себе, а также необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что права  экспедитора и клиента регулируются не только ГК РФ, но и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Обязанности экспедитора

 

 

Применительно к содержанию договора транспортной экспедиции, вернее его идеальной модели, предусмотренной в ст. 801 ГК РФ, обнаруживается одна интересная особенность его правового регулирования, а именно: права и обязанности его сторон - экспедитора и клиента - определяются как бы на трех разных уровнях.[64]

Во-первых, из самого определения договора транспортной экспедиции следует, что имеет место общая обязанность экспедитора выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а также общая обязанность клиента возместить экспедитору понесенные им расходы (так как услуги выполняются «за счет клиента») и оплатить оказанные услуги (так как услуги выполняются экспедитором «за вознаграждение»).

Во-вторых, ГК РФ говорит о некоторых определенных обязанностях экспедитора, которые «могут быть предусмотрены» договором транспортной экспедиции, и относит к их числу следующие обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; другие обязанности, связанные с перевозкой.

В-третьих, в ст. 801 ГК РФ говорится также о неких иных обязанностях экспедитора, исполнение которых также «может быть предусмотрено» договором транспортной экспедиции «в качестве дополнительных услуг», представляющих собой «необходимые для доставки груза операции», а именно: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза; получение груза в пункте назначения; иные операции и услуги, предусмотренные договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Отмеченное весьма своеобразное правовое регулирование обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции (а может, неудачное употребление законодателем в отношении них понятия «дополнительные услуги») породило в современной юридической литературе представление о том, что все обязанности экспедитора следует делить на «основные» и «дополнительные».[65]

Так, В.Т.Смирновым и Д.А.Медведевым высказано мнение о том, что «можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора. Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора. Они включают в себя следующие операции, во-первых, это организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором; во-вторых, заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента; в-третьих, обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте; в-четвертых, осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой».

Как видно, в число «основных» обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции в понимании названных авторов попали те, в отношении которых законодатель в п. 1 ст. 801 ГК РФ не употребил термин «дополнительные услуги».

Однако можно ли указанные обязанности, перечень которых оставлен открытым («другие обязанности, связанные с перевозкой»), считать основными и имеющими общее значение (надо понимать, для каждого из конкретных договоров транспортной экспедиции), в отличие от дополнительных обязанностей, обусловленных «индивидуальными особенностями конкретного договора», если сам законодатель говорит о том, что указанные обязанности «могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции»?

Кроме того, очевидно, что названные обязанности экспедитора («основные») никак не могут иметь общего значения для договоров транспортной экспедиции по той причине, что они (каждая из них) предназначены для разных договорных моделей транспортной экспедиции и исключают друг друга.

Трудно себе представить, например, договор транспортной экспедиции, по которому экспедитор взял бы на себя обязательство организовать перевозку груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному им или клиентом (т.е. принял на себя ответственность за весь в целом процесс транспортировки груза), и которым одновременно предусмотрена обязанность экспедитора по заключению договора перевозки, скажем, от имени клиента, или по отправке груза.[66]

В число же дополнительных обязанностей экспедитора, по мнению тех же В.Т.Смирнова и Д.А.Медведева, попали, естественно, те обязанности, которые обозначены в п. 1 ст. 801 ГК РФ как «дополнительные услуги»: получение требующихся для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, погрузка и выгрузка, хранение груза и т.п.

Представляется, что если и возводить какие-либо из обязанностей экспедитора в ранг «основных», «общих», то речь может идти только об абстрактной обязанности выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Однако с точки зрения формальной логики выделение указанных «основных» обязанностей возможно лишь на основе их противопоставления «неосновным», «дополнительным» обязанностям экспедитора.

Такое противопоставление научно некорректно, поскольку в данном случае речь идет не об однопорядковых понятиях: конкретные обязанности и услуги, оказываемые (выполняемые) экспедитором, относятся к его обязанности выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза, как к роду и представляют собой содержательную детализацию общей обязанности экспедитора применительно к различным договорным моделям транспортной экспедиции.

Дифференциация конкретных обязанностей экспедитора, проведенная в п. 1 ст. 801 ГК РФ, с выделением категории тех обязанностей, которые осуществляются «в качестве дополнительных услуг», может быть объяснена лишь тем обстоятельством, что последние представляют собой не юридические действия экспедитора, а фактические (производственные, технические) операции, призванные обслуживать различные стадии транспортного процесса с учетом специфики осуществляемой перевозки груза.[67]

Поэтому включение в договор транспортной экспедиции указанных обязанностей, выполнение которых осуществляется экспедитором «в качестве дополнительных услуг», не сопряжено с необходимостью определять в том же договоре, от чьего имени будет действовать экспедитор, выполняя данные обязанности: от своего или от имени клиента на основе доверенности последнего.

Выполнение экспедитором другой категории обязанностей, не обозначенных законодателем в качестве «дополнительных услуг», в отличие от последних возможно лишь путем совершения экспедитором определенных юридических действий, а для этого он должен быть наделен соответствующими полномочиями либо непосредственно договором, когда он действует от своего имени, либо доверенностью, когда он действует от имени клиента.

Нормы о транспортной экспедиции, содержащиеся в главе 41 ГК РФ, по сути своей представляют собой лишь свод правил, являющихся общими для всякого конкретного договора транспортной экспедиции, что подчеркивается и самим законодателем, отсылающим к специальному Закону о транспортно-экспедиционной деятельности, который и должен определить круг основных обязанностей экспедитора применительно к различным вариантам транспортно-экспедиционной деятельности.[68]

Именно этим объясняется то обстоятельство, что в п. 1 ст. 801 ГК РФ предусмотрен лишь примерный перечень наиболее типичных обязанностей экспедитора, который к тому же носит диспозитивный характер. Более определенный и конкретный круг обязанностей экспедитора может быть сформулирован применительно к различным договорным моделям транспортной экспедиции.

Так, для договора о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, когда экспедитор берется организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, и обеспечивает доставку груза в пункт назначения собственным транспортом, круг иных обязанностей экспедитора может быть ограничен лишь принятием груза от клиента, его сопровождением и охраной в пути следования, обеспечением соблюдения маршрута и выдачей в пункте назначения грузополучателю.[69]

Если же указанный договор заключен на условиях привлечения иных перевозчиков, то он должен предусматривать следующий набор обязанностей экспедитора: принять груз от клиента; заключить от своего имени договоры перевозки с перевозчиками, соответствующими избранным сторонами видам транспортных средств и маршруту передвижения груза; обеспечить в пункте назначения принятие груза от последнего перевозчика, его доставку и выдачу получателю.

Для исполнения последней обязанности экспедитор может привлечь иную экспедиторскую организацию, действующую в месте нахождения получателя груза, заключив с ней (от своего имени) соответствующий договор.

Договор о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты предполагает выполнение экспедитором следующего круга обязанностей: принятие груза от клиента; погрузка его в автомобиль (если эта обязанность не возложена на клиента); доставка груза на станцию железной дороги, в порт (на пристань) или аэропорт; заключение договора перевозки с соответствующей транспортной организацией от своего имени или от имени клиента по его доверенности.[70]

Если такой договор предусматривает обязанность экспедитора организовать выполнение услуг по завозу груза в место нахождения перевозчика, то к названным обязанностям экспедитора добавляется обязанность по заключению договора перевозки (от своего имени) с перевозчиком, который доставит груз на железнодорожную станцию, в порт (на пристань) или аэропорт.

В случаях, когда указанным договором регулируются отношения по вывозу грузов со станции железной дороги, из порта (с пристани) или аэропорта, экспедитор выполняет следующие обязанности: принятие груза от соответствующей транспортной организации с соблюдением всех требований, предъявляемых соответствующим транспортным законодательством (от своего имени или от имени клиента на основе его доверенности); доставку груза или организацию его доставки путем заключения договора перевозки с перевозчиком, например с автотранспортной организацией, от имени экспедитора в место нахождения получателя; выдачу груза получателю с проверкой его количества или состояния.[71]

Информация о работе Договор транспортной экспедиции