Договор транспортной экспедиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

дВ настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.

Содержание

Введение…………...………………………………………………………………...3
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции………………….….33
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……….38
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...……...48
Глава III Ответственность экспедитора и клиента...……..……………….…....55
§1. Общие основания ответственности………………………………...….55
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции…………………………………………………………….…....63
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..………………………………………………………………….....86
Библиографический список………..…………………………………

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Возмездность договора экспедиции очевидна, так как из определения договора усматривается, что экспедитор принимает на себя выполнение определенных операций за соответствующее вознаграждение. Цена услуг экспедитора, не относится к существенным условиям договора. Поэтому сторонам для того, чтобы договор вступил в силу, не обязательно согласовывать его цену.

Если цена услуг экспедитора не определена в договоре, экспедитор вправе требовать оплаты по так называемой обычной цене (п. 3 ст. 424 ГК РФ[41]).[42]

Экспедитором может быть любое юридическое либо физическое лицо, получившее статус предпринимателя. Лицензирование указанной деятельности не предусмотрено действующим законодательством, поэтому экспедитор будет обязан получить лицензию лишь на те виды работ, лицензирование которых предусмотрено действующим законодательством, в частности осуществление погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам.[43]

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что целостное учение о договоре транспортной экспедиции сформировалось только в современной правовой доктрине, рассматривающей договор транспортной экспедиции как самостоятельный гражданско-правовой договор.

Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, взаимным и возмездным, его правовая сущность заключается в том, что конститутивным элементом договора транспортной экспедиции является выполнение или организация выполнения определенных услуг, связанных с перевозкой груза за вознаграждение и за счет клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Элементы договора транспортной экспедиции

 

 

Субъектами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами договора транспортной экспедиции могут быть как граждане, так и юридические лица, заинтересованные в получении экспедиционных услуг. При этом необходимо, чтобы клиент был отправителем или получателем груза при взаимоотношениях с транспортными организациями.

Экспедитором может быть как организация, специализирующаяся на оказании транспортно-экспедиционных услуг, так и обычный перевозчик (располагающий для этих целей специальным структурным подразделением). В последнем случае договор будет являться смешанным.[44]

В соответствии с действующим законодательством (ст. 805 ГК РФ) экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, как это осуществляется при исполнении договоров поручения, комиссии и агентирования. При этом, несмотря на привлечение к исполнению третьих лиц, экспедитор продолжает нести ответственность перед клиентом за ненадлежащее исполнение договора.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом. К числу основных услуг относятся такие как, организация перевозки груза транспортом и по определенному маршруту, который избирается экспедитором или клиентом; заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки грузов; обеспечение отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой.[45]

К числу дополнительных услуг договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза; погрузка и выгрузка груза; уплата пошлины, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг.

Кроме того, при транспортной экспедиции внешнеторговых грузов экспедитор обычно принимает на себя обязанности по оформлению договоров по страхованию груза.[46]

При этом следует иметь в виду, что оказание подобных услуг (как основных, так и дополнительных) может осуществляться также перевозчиком в тех случаях, когда обязанности экспедитора исполняются самим перевозчиком в соответствии с договором, заключенным между ним и грузоотправителем, грузополучателем.

При заключении договора транспортной экспедиции (ст. 802 ГК РФ) предусмотрена письменная форма договора. Когда экспедиционное поручение носит разовый характер, оно оформляется путем направления клиентом письма-заявки экспедитору. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима ему для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует не от своего имени, а от имени клиента).[47]

Договор транспортной экспедиции необходимо отграничивать от смежных договоров.

В частности, отграничение транспортной экспедиции от перевозки связано с целью и предметом данных договоров, относящихся по своей правовой природе к договорам возмездного оказания услуг. Целью перевозки является физическое перемещение груза. Для разграничения данных категорий договоров суд зачастую прибегает к правилу ст. 431 ГК РФ: соотносятся ли воля сторон и цель договора.[48]

Например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 1 октября 2003 года по делу № А68-24/5-305/4-02[49] суд оценивал, направлена ли воля сторон на «технологический процесс подачи и уборки вагонов, осуществляемых ответчиком по своему подъездному пути» или «на лицензируемую доставку грузов из пункта отправления в пункт назначения с выдачей транспортной накладной».

ФАС Московского округа в деле № КГ-А40/247-03 от 11 февраля 2003 года[50] признал, что обязательство по перевозке груза, взятое на себя экспедитором, может быть как самостоятельным, так и составной частью экспедиторских услуг.

Договор транспортной экспедиции является вспомогательным по отношению к перевозке. По сути, договор экспедиции не может быть заключен в отсутствие договора перевозки груза, уже заключенного или подлежащего заключению. Данный вывод следует и из содержания п. 1 ст. 801 ГК РФ, определяющего, что стороной по договору транспортной экспедиции является грузоотправитель либо грузополучатель, которые выступают субъектами договора перевозки.[51]

Однако клиент не обязательно должен быть стороной по договору перевозки: экспедитор может заключить данный договор как от имени клиента, так и от своего имени.

Проблема отграничения договора транспортной экспедиции от перевозки возникает в том случае, если экспедиционное обслуживание включает и перевозку либо экспедиционные услуги оказываются перевозчиком. Проблема легко решается, если услуги экспедитора оказывает перевозчик: данная ситуация разрешается на основании ст. 801 ГК РФ: п. 2 указывает, что на отношения между клиентом и перевозчиком, осуществляющим функции экспедитора, распространяются правила регулирования договора транспортной экспедиции.[52]

Можно сделать вывод, что договор будет являться смешанным. Но возникает вопрос: если экспедитор самостоятельно осуществляет перевозку, то входит ли это в перечень услуг экспедитора, либо договор будет являться смешанным и отношения по перемещению груза будут регулироваться нормами главы 40 ГК РФ? Исходя из вышеприведенных постановлений Федеральных арбитражных судов Московского и Центрального округов, следует прийти к выводу о том, что в судебной практике не сложилось единой позиции по квалификации подобных договоров.

Думается, что более верным является признание этого договора смешанным. Статья 801 ГК РФ признает смешанным договор, если функции экспедитора выполняет перевозчик. По аналогии можно сделать вывод о правовой природе договора транспортной экспедиции, включающего и оказание услуг по перевозке груза.

Предмет договора транспортной экспедиции составляет совокупность услуг, оказываемых экспедитором, и действия клиента, направленные на возмещение расходов экспедитора и уплату вознаграждения.

Особенностью договора транспортной экспедиции выступает неопределенность предмета данного договора законодательным путем. В ГК РФ предмет сформулирован достаточно абстрактно: как выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой. ГК РФ не содержит ни исчерпывающего перечня подобных услуг, ни перечня основных из них, которые должны входить в предмет договора.

Отсюда можно сделать вывод, что стороны должны в договоре перечислить предоставляемые экспедитором клиенту услуги как предмет договора, согласование которого является обязательным для признания его заключенности.[53]

Судебная практика по данному вопросу противоречива. К интересному выводу пришел ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 8 октября 2003 года по делу № Ф08-3830/2003.[54] Суд установил, что экспедитор отвечает за сохранность груза исходя из его обязанности доставить груз (то есть доставить груз в том же количестве и в том же состоянии, что и было во время принятия груза). В данном деле груз был уничтожен во время пожара. Экспедитор не принимал на себя обязанность осуществлять хранение груза. Риск случайной гибели по общему правилу несет собственник, перераспределение риска в отношении договора транспортной экспедиции не осуществляется кодексом или законом. Таким образом, суд фактически расширил предмет договора.

Аналогичная позиция высказана в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28 мая 2003 года по делу № Ф08-1826/2003.[55] К противоположному выводу пришел ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 22 декабря 1999 года по делу № Ф03-А51/99-1/1935.[56] Позиция суда сводилась тому, что экспедитор несет ответственность лишь в рамках тех услуг, предоставление которых предусмотрено договором.

Споры, связанные с предметом договора транспортной экспедиции, включают в себя и проблему индивидуальной определенности груза или его относимости к категории родовых вещей. По своей правовой природе вещи, составляющие груз, могут быть как родовыми, так и индивидуально-определенными. Тем не менее совершение действий по доставке, перевозке груза так или иначе индивидуализирует имущество.

Кроме того, у имущества на любом этапе перевозки есть собственник либо законный владелец. Проблема возникает в связи с перевозкой грузов, принадлежащих различным собственникам, либо с хранением подобных грузов до сдачи их перевозчику. В ситуации случайной гибели такого имущества невозможно определить, чей конкретно груз подвергся гибели или порче.

Проблемы правовой природы вещей, выступающих грузом по договору транспортной экспедиции, рассматривались судами в постановлениях ФАС Московского округа от 2 марта 2004 года по делу № КГ-А40/237-04[57] и ФАС Дальневосточного округа от 10 августа 2004 года по делу № Ф03-А51/04-1/2198.[58]

В первом случае суд справедливо указал на возможность определения стоимости утраченного груза как индивидуально-определенного имущества, а не родового, как утверждал ответчик. По второму делу суд оценивал вопрос: является ли неисполнением договора транспортной экспедиции хранение и погрузка груза не того качества? Действительно, неясно будет ли в данном случае исполнение ненадлежащим, либо следует вести речь о неисполнении, поскольку согласованный груз доставлен не был. Ненадлежащее исполнение включает в себя и ненадлежащий предмет.

Думается, в случае доставки «не того» груза следует оценивать назначение груза в том или ином случае. Если вместо компьютеров доставили зубочистки, то следует вести речь о неисполнении, но если вместо одного сорта бревен доставили другой (как в деле, рассмотренном Постановлении ФАС Дальневосточного округа), то это следует расценивать как ненадлежащее исполнение. Разница в квалификации определяется статьей 393 ГК РФ.

ГК РФ не содержит каких-либо специальных правил о заключении договора транспортной экспедиции. Как показывают вышеприведенные судебные решения, в отношении признания перечня услуг экспедитора существенным условием договора позиция судебной практики является неоднозначной.

Кроме того, суд иногда рассматривает данное условие в качестве определимого.

Дело в том, что некоторые специальные акты содержат перечень услуг экспедитора в рамках того или иного вида перевозки. Не является существенным и условие договора о цене. Вместе с тем суд не рассматривает в качестве согласования предмета договора конклюдентные действия по оплате услуг экспедитора.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основными элементами договора транспортной экспедиции являются: его субъекты - клиент и экспедитор; предмет договора и его цена.

 

 

 

 

 

§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

 

 

8 сентября 2006 года Постановлением Правительства РФ № 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности. Указанный документ создавался в целях устранения пробелов, которые существовали в законодательстве относительно перечня экспедиторских документов, порядка оказания транспортно-экспедиционных услуг и требований к их качеству.

Таким образом, правовое регулирование транспортно-экспедиционных услуг в РФ в настоящее время осуществляется в соответствии с главой 41 ГК РФ, Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» и упомянутыми Правилами. Ранее названный вид деятельности в незначительной степени также регулировался соответствующими транспортными уставами и кодексами, в основном в части обязанностей грузоотправителя/грузополучателя. Теперь Правила в п. 2 оговаривают, что уставы и кодексы не имеют силы для отношений между клиентом и экспедитором.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции