Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:44, дипломная работа
дВ настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.
Введение…………...………………………………………………………………...3
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции………………….….33
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……….38
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...……...48
Глава III Ответственность экспедитора и клиента...……..……………….…....55
§1. Общие основания ответственности………………………………...….55
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции…………………………………………………………….…....63
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..………………………………………………………………….....86
Библиографический список………..…………………………………
К обстоятельствам, освобождающим экспедитора от ответственности, суды относят также неправомерные действия клиента. При этом принимается во внимание отсутствие у экспедитора возможности избежать неправомерных действий клиента и устранить их последствия.
Наличие обстоятельств, послуживших причиной неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором своих обязательств, само по себе не является основанием для освобождения его от ответственности. Экспедитору необходимо доказать то, что он не мог предотвратить и устранить возникшие обстоятельства, а суду - правильно оценить представленные ответчиком доказательства.[92]
Так, рассматривая дело, суд установил, что в результате возгорания автомобиля, на котором по договору транспортной экспедиции осуществлялась грузоперевозка, груз был поврежден. Клиент обратился в суд с иском о возмещении ему реального ущерба.
ФАС Московского округа удовлетворил требования истца. По мнению суда, экспедитор не представил доказательств того, что он не мог предвидеть или предотвратить возгорание машины, на которой перевозился груз. Довод экспедитора о том, что вина водителя в возгорании не установлена, был отклонен как несостоятельный (Постановление ФАС Московского округа от 3 июля 2006 года № КГ-А40/5715-06[93]).
Суды не признают обстоятельством, которого экспедитор не мог избежать и последствия которого не могли быть предотвращены, хищение груза, если только в ходе судебного разбирательства на основании представленных ответчиком доказательств не будет установлено, что обстоятельства совершенного преступления свидетельствуют об обратном (Постановление ФАС Московского округа от 10 января 2006г., 17 января 2006 года № КГ-А40/13210-05[94]; Постановление ФАС Московского округа от 26 января 2006 года № КГ-А40/14025-05[95]).
Исследуя вопрос, связанный с виной экспедитора, следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств может произойти по вине обеих сторон: и экспедитора, и клиента соответственно, в этом случае суд должен уменьшить размер ответственности экспедитора. Суд вправе уменьшить размер ответственности должника и в том случае, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению (ст. 404 ГК РФ).
Сам факт неисполнения условий договора кредитором не всегда свидетельствует о его вине (наряду с виной должника) в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств. Вместе с тем суды при исследовании обстоятельств дела всегда должны принимать во внимание подобного рода факты и оценивать их с точки зрения влияния на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств должником и возможности снижения ответственности должника.[96]
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба. Кроме того, если в договоре транспортной экспедиции не установлены определенные сроки, то экспедитор будет нести ответственность за нарушение разумных сроков, которые определяются в каждом конкретном случае. За нарушение сроков экспедитор по общему правилу несет ответственность в полном объеме. Исключение составляет нарушение срока, вызванного неисполнением обязанностей перевозчиком, и нарушение срока, в результате которого груз был признан утраченным.
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором
В силу ст. 10 Закона о транспортной экспедиции клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по представлению необходимой информации (документы, информация о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иная информация, необходимая для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции).
Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.[97]
Если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции, клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные неточностью или недостаточностью данных об общем характере груза, его марках, количестве мест или предметов, весе или количестве, а в некоторых случаях - об опасном или особом характере груза.[98]
Клиент также отвечает за любые убытки, причиненные экспедитору, если такие убытки были причинены в силу правонарушений клиента. В данном случае клиент выступает в роли обычного должника по просроченному денежному обязательству и экспедитор вправе потребовать от него уплаты просроченного денежного долга с начислением процентов годовых за пользование чужими денежными средствами в порядке и размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, а в части, непокрытой процентами, - также возмещения убытков, вызванных просрочкой уплаты денежного долга.[99]
Если получатель отказывается от принятия груза, то экспедитор должен уведомить об этом клиента.
Клиент в этом случае считается просрочившим исполнение своего обязательства, экспедитор же, не передавший груз получателю, не отвечает за последствия случайно наступившей по времени просрочки.[100]
В случае необоснованного отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, ему надлежит уплатить экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% суммы этих расходов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по представлению необходимой информации. Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки. Клиент также отвечает за любые убытки, причиненные экспедитору, если такие убытки были причинены в силу правонарушений клиента.
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции
Глава 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая транспортно-экспедиционные отношения, не предусматривает до предъявления экспедитору иска обязательное предъявление экспедитору претензии.
Правила предъявления претензий при оказании услуг по организации перевозок грузов прописаны в ст. 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им лицо, а также получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации. При утрате, недостаче или повреждении (порче) груза к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза.[101]
В Законе о транспортно-экспедиционной деятельности не указано, какие сведения должно содержать претензионное заявление, в связи с этим пострадавшая сторона вправе по своему усмотрению составить претензию, отразив в ней существенные сведения и обязательные реквизиты. Последние включаются в документ для того, чтобы придать претензии статус первичного бухгалтерского документа, обязательные реквизиты которого перечислены в Федеральном законе от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».[102]
Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение полугода со дня возникновения права на предъявление претензии, в течение следующих шести месяцев может быть предъявлен иск. При этом как в исковом заявлении, так и в претензии заслуживает внимания вопрос определения суммы претензии, так как нередко именно стоимостная оценка требования является предметом разногласий заказчика и исполнителя.[103]
В Законе об экспедиции сказано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, экспедитор и клиент несут ответственность в размере, который определяется исходя из норм ГК РФ и положений названного закона. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу груза.
Ущерб оценивается либо в размере объявленной ценности (части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза), либо в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза (недостающей его части). Если груз поврежден, то в претензии может быть указан размер суммы, на которую понизилась объявленная ценность груза, или размер суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза.[104]
В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Плюс к этому экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) вверенного ему груза. Кроме того, пострадавшая сторона за несвоевременное исполнение обязательств может выдвигать требования уплаты предусмотренных договором штрафов, пеней, неустоек.
По результатам рассмотрения претензия может быть удовлетворена либо нет. При положительной реакции на претензию и ее удовлетворении в ответе на такую претензию указываются такие сведения как: признанные требования (полностью или частично от заявленных партнером); признанная сумма, если претензия подлежит денежной оценке; документы, подтверждающие исполнение признанных требований (номер и дата платежного поручения на перечисление денежных средств).
Во втором случае, при отрицательной реакции, когда заявитель получил отказ (полный или частичный) в удовлетворении требований, в нем могут быть указаны обоснованные мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты, положения заключенного договора; доказательства, обосновывающие отказ; перечень прилагаемых к ответу на претензию документов и иных доказательств.[105]
Стоит отметить, что сама по себе претензионная работа со стороны ущемленного в правах и интересах лица не приостанавливает общий срок исковой давности (ст. 202 ГК РФ), что, надо полагать, должно способствовать скорейшему урегулированию спора.
Как известно, общий срок исковой давности, т.е. срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, установлен в три года (ст. 196 ГК РФ). Специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком, могут устанавливаться законом для отдельных видов требований (ст. 197 ГК РФ).[106]
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что претензионный порядок урегулирования споров по договору транспортной экспедиции является обязательным. Другими словами, указанный порядок применяется независимо от того, был ли он предусмотрен сторонами в договоре транспортной экспедиции.
Кроме того, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости внесения в абзац 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» изменений, изложив его в следующей редакции: «Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Законе о транспортно-экспедиционной деятельности.
В случаях, когда экспедитор приступил к исполнению обязательств по договору транспортной экспедиции, не запросив у клиента дополнительных документов или информации (п. 4 ст. 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности), клиент освобождается от возмещения убытков, возникших у экспедитора в связи с неполнотой информации».
Заключение
История правового регулирования транспортной экспедиции как результата общественно-полезного разделения труда показывает первичность данного вида договорных отношений по сравнению с договором, обязательством перевозки. Расположение же в ГК РФ главы 41 «Транспортная экспедиция» и принятие Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» доказывают независимость исследуемого договора от транспортных договоров, что проявляется и в том, что сам договор перевозки в настоящее время может рассматриваться как договор транспортной экспедиции.
Несмотря на зависимость договора транспортной экспедиции от договора перевозки, договор транспортной экспедиции всегда является консенсуальным договором. Для того чтобы договор считался заключенным, передачи клиентом груза экспедитору не требуется. В том же случае, если момент заключения договора и передачи груза экспедитору совпадают, это совпадение не превращает договор экспедиции в реальный договор. Передача груза в данной ситуации выступает лишь основанием для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
Рассматривая правовое регулирование договора транспортной экспедиции, необходимо также отметить, что современная редакция ст. 801 ГК РФ в связи с отсутствием критериев деления экспедиционных услуг на основные и дополнительные, открытым перечнем указанных услуг, не имеет практического значения и должна быть скорректирована. В новой редакции ст. 801 ГК РФ необходимо устранить упомянутое деление, при этом применив для определения предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический способ, используемый в ст. 779 ГК РФ - указать примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг и исключительный перечень услуг, которые не могут охватываться данным видом договора.