Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:44, дипломная работа
дВ настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.
Введение…………...………………………………………………………………...3
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции………………….….33
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……….38
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...……...48
Глава III Ответственность экспедитора и клиента...……..……………….…....55
§1. Общие основания ответственности………………………………...….55
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции…………………………………………………………….…....63
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..………………………………………………………………….....86
Библиографический список………..…………………………………
Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту, либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.
Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.
Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что по договору транспортной экспедиции клиент несет три обязанности: во-первых, клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором; во-вторых, клиент обязан возместить экспедитору расходы, понесенные им в связи с выполнением предусмотренных договором услуг; в-третьих, клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение за оказанные услуги в размере и порядке, предусмотренных договором.
В отличие от общих условий перевозки, определяемых транспортными уставами и кодексами (ст. 784 ГК РФ), условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются прежде всего соглашением сторон (п. 3. ст. 801 ГК). Однако перечень услуг, связанных с перевозкой груза, довольно неопределенный.
В связи с этим обосновывается вывод о необходимости определить, какие услуги составляют существо, конститутивную часть договора транспортной экспедиции, без наличия которых он теряет свою правовую природу, а также какие услуги, например, погрузка и выгрузка груза, являются лишь логическим завершением хозяйственной деятельности экспедитора и включаются в договор транспортной экспедиции как случайные условия. Это позволит окончательно выделить договор транспортной экспедиции из обширной группы возмездно оказываемых услуг, особенно из группы непоименованных транспортных договоров.
Непосредственно в договоре транспортной экспедиции стороны вправе предусмотреть только обязанность экспедитора заключить от имени клиента договор страхования груза. Все иные договоры, в соответствии с п. 4. ст. 4 Закона о транспортной экспедиции, экспедитор заключает от имени клиента на основании выданной клиентом доверенности. Таким образом, Закон о транспортно-экспедиционной деятельности в качестве общего правила отрицает возможность выражения непосредственно в договоре транспортной экспедиции полномочия на совершение сделок от имени клиента, предусматривая единственное исключение, касающееся заключения договора страхования груза.
Глава III Ответственность экспедитора и клиента
§1. Общие основания ответственности
На обязательства, возникающие из транспортно-экспедиционного обслуживания, распространяются общие положения об основаниях гражданско-правовой ответственности.
Однако, учитывая специфику транспортно-экспедиционных отношений, где в качестве экспедитора выступает предприниматель, говорить о вине как основании его ответственности не следует, поскольку в данном случае идет речь о предпринимательском риске экспедитора, ответственность которого предусматривается п. 3 ст. 401 ГК РФ.
Экспедитор в данном случае освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение договора лишь в том случае, когда это произошло вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Бремя доказывания в указанных случаях возлагается на экспедитора.[81]
Пределы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора экспедиции установлены нормами главы 25 ГК РФ. Экспедитор несет полную имущественную ответственность в соответствии с требованиями ст. 393 ГК РФ. Таково общее правило. Однако нарушение условий договора экспедиции нередко зависит не от экспедитора или его клиента, а от перевозчика.
По его вине могут быть нарушены сроки доставки груза, допущена его утрата или повреждение, задержка выдачи груза получателю после прибытия его в пункт назначения и т.п. В этих и других возможных случаях виновного поведения перевозчика, ставшего причиной нарушения договора экспедиции, пределы ответственности экспедитора ограничены рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК РФ) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством. Таким образом, особенностью экспедиционных отношений в данном случае является определенная взаимообусловленность двух транспортных договоров - экспедиции и перевозки груза.
Пределы ответственности клиента по договору транспортной экспедиции установлены законом (ч. 4 ст. 804 ГК РФ) или соглашением сторон. Возмещение убытков за виновное неисполнение клиентом своих обязательств осуществляется по правилам ст. 15 и 393 ГК РФ.
По общему правилу стороны обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, вправе предусмотреть в договоре условие об одностороннем отказе от исполнения обязательства, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
ГК РФ дает сторонам право отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Односторонний отказ от исполнения договора означает его расторжение. При одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (ст. 806 ГК РФ, п. 5 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор обязан возместить клиенту убытки в полном объеме, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). Клиент вправе также потребовать от экспедитора уплаты предусмотренной договором или законом неустойки.
Деятельность экспедитора является предпринимательской. Поэтому если соглашением сторон или законом не предусмотрено иное, экспедитор несет ответственность при условии недоказательства им, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, а именно чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Специальные нормы об имущественной ответственности экспедитора и клиента предусмотрены Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Так, этим законом устанавливается два вида ответственности экспедитора:
- при оказании услуг в международных сообщениях;
- при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях.
При международных сообщениях ответственность в некоторых случаях ограничивается определенной суммой расчетных единиц. Так, предельные размеры ответственности при возникновении ущерба:
- иного, нежели утрата, недостача (порча) груза составляет 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки (п. 3 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности);
- в виде утраты, недостачи, повреждения (порчи) - две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (п. 2 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).[82]
В соответствии с п. 1 ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).
Указанная норма нашла свое отражение в федеральном законодательстве, регламентирующем отношения по договору транспортной экспедиции.
Так, если договор перевозки заключается экспедитором от имени клиента (по его доверенности), то перевозчик отвечает перед клиентом, являющимся стороной в договоре перевозки, и несет перед ним установленную законом ограниченную ответственность.
Если же по условиям договора транспортной экспедиции на экспедитора возложена обязанность заключить договор перевозки от своего имени, он и становится контрагентом перевозчика. Тогда экспедитор, доказавший, что причиной нарушения его обязательств послужило неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перевозчиком по договору, который экспедитор заключил с ним от своего имени, подобно перевозчику также будет нести ограниченную ответственность перед клиентом либо даже полностью освобождаться от нее (ч. 2 ст. 803 ГК РФ).
Вместе с тем данное правило составляет исключение, поскольку по общему правилу экспедитор, как и всякий должник, не исполнивший обязательство, должен отвечать перед кредитором в полном объеме.
Следует однако иметь в виду, что Закон о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрел существенные дополнительные ограничения ответственности экспедитора. Так, при несохранности груза, принятого от клиента, экспедитор возмещает только реальный ущерб и только в том случае, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).
В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что в этом случае экспедитор также возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного груза. На возмещение упущенной выгоды клиент вправе претендовать лишь в том случае, если несохранность груза имела место по вине экспедитора (п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Ответственность экспедитора за нарушение срока исполнения его обязательств в форме возмещения убытков может быть вовсе исключена соглашением сторон (п. 1 ст. 9 названного закона).
Для применения ограниченной ответственности в размере реального ущерба при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза во внутрироссийских перевозках необходимо отсутствие в действиях экспедитора вины, т.е. не только умысла и грубой неосторожности, но и простой неосторожности. Умысел присутствует при намеренном действии или бездействии лица, сознательно направленном на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Неосторожность имеется, когда должник при исполнении обязательства не проявляет в степени, необходимой для надлежащего исполнения обязательства заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру обязательства и условиям оборота. Грубая неосторожность выражается в непроявлении лицом той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно было бы ожидать от всякого участника имущественного оборота в подобном положении, и в результате этого непринятие лицом очевидных мер в целях надлежащего исполнения обязательства.
Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает, что ограничения ответственности при утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, возникших не вследствие нарушения обязательств перевозчиком, применяются лишь при отсутствии вины экспедитора. Если имеется виновное поведение экспедитора (либо третьего лица, на которого экспедитор возложил исполнение определенных обязанностей), то помимо возмещения реального ущерба и полного или в определенных случаях частичного возвращения клиенту уплаченного вознаграждения, экспедитор также возмещает клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, т.е. его ответственность выше. Однако данная ответственность не может быть признана полной, так как Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» сужено содержание понятия «реальный ущерб».
Отсутствие вины экспедитора в возникшей утрате, недостаче или повреждении (порче) груза может быть констатировано, лишь когда будет доказано, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от экспедитора по характеру транспортно-экспедиционного обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения данного обязательства.
В случае применения к экспедитору ограниченной ответственности, помимо возмещения реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор может быть обязан возвратить клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Такая обязанность может быть возложена на экспедитора только в случае, если она предусмотрена договором транспортной экспедиции. Экспедитор возвращает вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. При утрате груза вознаграждение возвращается в полном объеме, так как размер, пропорциональный стоимости утраченного груза, составляет сто процентов.
При согласовании сторонами договора транспортной экспедиции порядка выплаты вознаграждения после выполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором, соответствующая часть вознаграждения не уплачивается клиентом. Правило о возврате вознаграждения соответствуют тому, что договор транспортной экспедиции - это договор об оказании услуг. Законодатель не возлагает на экспедитора обязанность возвратить клиенту в соответствующем размере расходы, понесенных им в интересах клиента. Для того чтобы экспедитор был обязан возместить их, необходимо включить эти расходы в цену товара. В отличие от транспортно-экспедиционных обязательств, перевозчик согласно ГК РФ полностью возвращает провозную плату, которая включает как вознаграждение, так и понесенные им расходы, причем не только в случае утраты, но и недостачи, повреждения груза.