Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:44, дипломная работа
дВ настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.
Введение…………...………………………………………………………………...3
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции………………….….33
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……….38
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...……...48
Глава III Ответственность экспедитора и клиента...……..……………….…....55
§1. Общие основания ответственности………………………………...….55
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции…………………………………………………………….…....63
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..………………………………………………………………….....86
Библиографический список………..…………………………………
Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза, признаются транспортно-экспедиционными услугами.
Процесс перемещения грузов довольно сложен, причем зачастую сопряжен с немалыми рисками. Поэтому для урегулирования отношений между владельцами грузов и перевозчиками был принят Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, который определяет порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, могут быть довольно разнообразными в зависимости от условий договора, как то, заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования; обеспечение отправки и получения груза и т.п.
Также экспедитор может оказывать услуги по получению требующихся для экспорта и импорта документов, выполнению таможенных и иных формальностей, проверке количества и состояния груза, его погрузке и выгрузке, уплате пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранению груза, его получению в пункте назначения, маркировке и затариванию груза, проверке состояния упаковки и маркировки, складированию, а также совершение других операций с грузом.
Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
- перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
- требования к качеству экспедиционных услуг;
- порядок оказания экспедиционных услуг.
Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 года № 23[59] и действуют с 25 апреля 2008 года, указанный Порядок обязателен для исполнения экспедиторами и клиентами.[60]
Организации, оказывающие услуги транспортно-экспедиционной деятельности, обязаны обеспечить наличие всех документов, сопровождающих данный вид деятельности. К таким документам относятся поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); а также, складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования дополнительных экспедиторских документов. В данном случае целесообразно составлять еще и отчет экспедитора о выполненных работах.
Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
В то же время необходимо отметить, что на сегодняшний день некоторые положения Правил вообще не могут быть реализованы: в п. 1 указано, что «настоящие правила устанавливают порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг»; п. 15 говорит о том, что «по требованию клиента экспедитор предоставляет ему ...сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям»; а в п. 19 прописано, что качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно соответствовать национальным стандартам РФ и нормативно-правовым актам в области транспортно-экспедиционной деятельности.
Но, во-первых, национальных стандартов качества транспортно-экспедиционных услуг нет, а единственным достойным упоминания в этой связи документом, причем отнюдь не обязательным к соблюдению, в настоящее время является разработанный Ассоциацией экспедиторов России ГОСТ Р 52298-2004. (Национальный стандарт РФ. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования. Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 года № 148-ст[61]). Данный стандарт устанавливает классификацию транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых на транспорте всех видов грузоотправителям и грузополучателям, а также общие требования к качеству этих услуг и методы их контроля;
Во-вторых, единственным нормативно-правовым актом, регламентирующим транспортно-экспедиционную деятельность, помимо анализируемых Правил, является соответствующий Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, ст. 2 которого по вопросу качества услуг отсылает к Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, которые должны быть приняты во исполнение Закона. Правила приняты. Вопрос качества услуг остается открытым.
Помимо перечисленного, в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности по-прежнему нет единых требований к упаковке и маркировке грузов, вследствие чего вопрос о пригодности упаковки/тары к транспортировке зачастую решается с помощью специально привлеченных экспертов уже после порчи/повреждения груза для определения виновного лица.
В ст. 802 ГК РФ указано, что договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. До утверждения Правил транспортно-экспедиционной деятельности договор признавался заключенным, если имелась подписанная сторонами накладная о приеме груза либо заявка клиента на услуги экспедитора, акцептованная последним. Суды руководствовались в данном случае аналогией со ст. 785 ГК РФ, устанавливающей, что договор перевозки груза заключен, если отправителю груза выдана транспортная накладная.
Теперь поручение экспедитору и экспедиторская расписка - это не договоры, а лишь его составные части. Согласно п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. На практике это означает, что перед тем, как воспользоваться услугами экспедитора, клиент должен дополнительно заключить договор транспортной экспедиции в письменной форме, что, безусловно, затягивает процедуру отправки груза.
Таким образом, подводя итог, в «плюс» Правилам транспортно-экспедиционной деятельности можно записать наличие регламентации процесса согласования/отказа в согласовании услуг, подлежащих оказанию экспедитором; введение перечня экспедиторских документов; установку перечня сведений, которые экспедитор обязан представить по требованию клиента.
При этом отнести в «минус» отсутствие на момент вступления в силу Правил транспортно-экспедиционной деятельности национальных стандартов и нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос качества транспортно-экспедиционных услуг, а также утвержденных и готовых к применению форм экспедиторских документов и установленного порядка их оформления; запрет на признание поручения экспедитору и экспедиторской расписки договором транспортно-экспедиционного обслуживания, содержащим необходимые существенные условия; отсутствие регламентации порядка оказания экспедиционных услуг, в том числе требований к упаковке и маркировке груза; неразграниченность экспедиторских документов в зависимости от вида транспорта и отсутствие в соответствующем перечне дополнительных документов, являющихся экспедиторскими для перевозки груза определенным видом транспорта.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности не учтены существующие проблемы применения законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности. Кроме того, в них введены новеллы, практическое применение которых в настоящее время сопряжено с дополнительными сложностями. А главный вопрос - качества и порядка оказания услуг - остался открытым.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что история правового регулирования транспортной экспедиции как результата общественно-полезного разделения труда показывает первичность данного вида договорных отношений по сравнению с договором, обязательством перевозки. Расположение же в ГК РФ главы 41 «Транспортная экспедиция» и принятие Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» доказывают независимость исследуемого договора от транспортных договоров, что проявляется и в том, что сам договор перевозки в настоящее время может рассматриваться как договор транспортной экспедиции.
Несмотря на зависимость договора транспортной экспедиции от договора перевозки, договор транспортной экспедиции всегда является консенсуальным договором. Для того чтобы договор считался заключенным, передачи клиентом груза экспедитору не требуется. В том же случае, если момент заключения договора и передачи груза экспедитору совпадают, это совпадение не превращает договор экспедиции в реальный договор. Передача груза в данной ситуации выступает лишь основанием для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции
§1. Права экспедитора и клиента
Содержание конкретного договора транспортной экспедиции представляет собой совокупность всех его условий. Однако, учитывая, что, как правило, условия договора определяют права и обязанности сторон, обычно и само содержание договора сводят к предусмотренным им правам и обязанностям сторон.
Согласно Федеральному закону от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент, в частности, имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта; требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, представления информации о процессе перевозки груза; давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.[62]
Экспедитору предоставлены следующие права.
Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
В случае если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.
Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.[63]
Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. В указанных ситуациях за возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором ответственность несет клиент.
Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Согласно ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, должна возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.
Основной обязанностью клиента является возмещение расходов экспедитора, связанных с исполнением поручения клиента, а также уплата обусловленного договором вознаграждения. При этом определено, что возможна ситуация, при которой экспедитор предъявит клиенту требование о возмещении расходов в большем размере, чем согласован в договоре (например, в случае изменения маршрута перевозки или вида транспорта).
Однако под угрозой отнесения таких расходов на себя, экспедитор должен немедленно после их совершения уведомлять клиента.
Другая обязанность клиента заключается в выдаче доверенности экспедитору, если это необходимо для выполнения его обязанностей. Тем самым, складывается впечатление, что перечисленные в договоре права и обязанности экспедитора по совершению юридических действий от имени клиента можно рассматривать в качестве общих полномочий на совершение определенных сделок, не требующих оформления отдельного документа.
Однако Закон о транспортно-экспедиционной деятельности в качестве общего правила отрицает возможность выражения непосредственно в договоре транспортной экспедиции полномочия на совершение сделок от имени клиента, предусматривая единственное исключение, касающееся заключения договора страхования груза.
Важной обязанностью клиента является и предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедицию. При этом, по мнению диссертанта, активную роль должен играть и экспедитор, проверяя полноту такой информации, так как предоставляемая клиентом информация является информацией организационного характера, упорядочивающей процесс исполнения договора.