Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:44, дипломная работа
дВ настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.
Введение…………...………………………………………………………………...3
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции………………….….33
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……….38
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...……...48
Глава III Ответственность экспедитора и клиента...……..……………….…....55
§1. Общие основания ответственности………………………………...….55
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции…………………………………………………………….…....63
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..………………………………………………………………….....86
Библиографический список………..…………………………………
2
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и гражданского процесса
Договор транспортной экспедиции
Дипломная работа
кандидат юридических наук, доцент
Челябинск
2010
Оглавление
Введение…………...………………………………………
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...…….
§1. Общие основания ответственности………………………………...
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции……………………………………………………
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..……………………………………………
Библиографический список………..…………………………………………...
Введение
В настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.
В такой ситуации закономерна деятельность участников имущественного оборота, которые специализируются на обслуживании и организации процесса перевозки. Этими организаторами транспортного процесса, в котором могут быть задействованы десятки участников, являются экспедиторы. В связи с усилившейся значимостью транспортно-экспедиционной деятельности на международном уровне действует Международная федерация экспедиторских ассоциаций (FIATA/ФИАТА), подобные ассоциации экспедиторов имеются и на национальном уровне: в Российской Федерации - это Ассоциация экспедиторов России.
На мировом уровне и в экономически развитых странах договор транспортной экспедиции является более разработанным по сравнению с договором экспедиции в российском законодательстве. Расширение торговых связей с иностранными контрагентами неизбежно влечет необходимость использовать существующие международные нормы в области транспортно-экспедиционных правоотношений.
Несмотря на указанные исследования, остаются неразрешенными многие вопросы теоретического и практического характера, связанные с договором транспортной экспедиции.
Во-первых, действующее законодательство устранило отдельные пробелы в регулировании отношений в сфере транспортной экспедиции - было нормативно закреплено право экспедитора на удержание груза клиента до выполнения последним обязанности по оплате вознаграждения экспедитору и возмещения его расходов; предусмотрены нормы, регулирующие оказание экспедиционных услуг в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Также были учтены некоторые положения международной практики в области регулирования транспортной экспедиции - в частности, правила ограничения ответственности экспедитора и ее размеры.
Несмотря на произошедшие изменения, противоречия и пробелы в регулировании договора транспортной экспедиции сохранились. Так, это относится к перечню экспедиторских документов и порядку их применения, объему прав и обязанностей экспедитора по конкретному договору, установлению оценочных критериев, позволяющих применять меры гражданско-правовой ответственности к сторонам договора.
Во-вторых, в теории договоров также продолжают существовать пробелы в разработке договора транспортной экспедиции - практически не изучен вопрос о разграничении договора транспортной экспедиции с непоименованными транспортными договорами, о правовой природе договора на полное транспортно-экспедиционное обслуживание, согласно условиям которого экспедитор обязан своими силами осуществить доставку груза на всем пути или определенной части маршрута.
В-третьих, тема правового регулирования договора транспортной экспедиции отличается недостаточной разработанностью в современной юридической литературе.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что от темпов развития транспортно-экспедиционной деятельности в России, в том числе от степени и качества ее законодательного урегулирования, напрямую зависит степень интеграции нашей страны в мировую экономику, связанные с этим правовые проблемы еще не стали предметом детального теоретического исследования в юридической литературе.
В науке гражданского права данная тематика отражена в работах В.К.Андреева[1], Н.А.Андреевой[2], А.Базаровой[3], М.И.Брагинского[4], В.В.Витрянского[5], О.В.Давыдовой[6], И.Е.Данилиной[7], С.Дашян[8], М.О.Денисовой[9], М.В.Жидковой[10], В.А.Егиазарова[11], В.С.Иванова[12], Л.Иоффе[13], О.С.Иоффе[14], В.Каменкова[15] и др.
Предметом исследования являются транспортно-экспедиционные правоотношения, регулируемые нормами главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации[16] (далее ГК РФ) и Федеральным законом от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»[17] (далее Закон о транспортно-экспедиционной деятельности), транспортными уставами (кодексами), иными нормативно-правовыми актами.
Объектом исследования являются права и обязанности субъектов договора транспортной экспедиции, правовое положение субъектов данного договора, общие положения о договоре транспортной экспедиции, элементы указанного договора и ответственность сторон за неисполнение взятых на себя обязательств.
Целью исследования является рассмотрение правового режима заключения, исполнения и расторжения договора транспортной экспедиции согласно действующему законодательству, а также изучение оснований возникновения ответственности сторон в случае нарушения условий договора. Кроме рассмотрения теоретических аспектов договора транспортной экспедиции, в данной работе исследуется практическое применение данного гражданско-правового договора, а также проводится обобщение анализа судебной практики.
Целью исследования обусловлены задачи настоящей работы, к числу которых относятся:
1. Обозначить понятие договора экспедиции;
2. Выявить основные элементы договора транспортной экспедиции;
3. Охарактеризовать правила транспортно-экспедиционной деятельности;
4. Рассмотреть права экспедитора и клиента;
5. Определить обязанности экспедитора;
6. Обозначить обязанности клиента;
7. Сформулировать общие основания ответственности;
8. Дать характеристику основаниям и размеру ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции;
9. Выявить основания и размер ответственности клиента перед экспедитором;
10. Охарактеризовать претензионный порядок и обозначить сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы - анализ и синтез, индукция, дедукция, аналогия, переход от абстрактного к конкретному; методы теоретического анализа - системный подход, сочетание исторического и логического; методы эмпирического исследования. Были использованы также частнонаучные методы исторического, сравнительного, технико-юридического, системно-структурного анализа.
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции
§1. Понятие договора экспедиции
Как отмечает М.И. Брагинский, в дореволюционных книгах и учебниках по гражданскому и торговому праву встречаются лишь фрагменты, которые свидетельствуют о том, что российским цивилистам были известны экспедиционные сделки, а также положения отдельных зарубежных законодательств (швейцарского, германского), регулирующие подобные сделки.[18]
В то же время целостное учение о договоре транспортной экспедиции в дореволюционных научных трудах по юриспруденции отсутствует.[19] И это не удивительно: в условиях, когда договор перевозки рассматривался действовавшим законодательством в качестве отдельного вида договора подряда, велись дискуссии относительно признаков перевозчика и необходимости регулирования договора перевозки в качестве самостоятельного договора, вряд ли можно было рассчитывать на адекватное отражение в доктрине договора транспортной экспедиции, безусловно, связанного с договором перевозки.
В советский период гражданское законодательство не содержало понятия договора транспортной экспедиции и не обеспечивало внятного правового регулирования правоотношений, которые возникают при транспортно-экспедиционном обслуживании грузоотправителей и грузополучателей. В то же время отдельные подходы к вопросу рассмотрения договора экспедиции в качестве самостоятельного гражданско-правового договора можно встретить в трудах советских ученых-правоведов.
Так, О.С.Иоффе полагал, что экспедиция представляет собой один из видов деятельности по оказанию услуг, и поэтому ставил ее в общий ряд с договорами хранения, поручения, комиссии. Отличие договора экспедиции от иных названных видов договоров об оказании услуг состоит в том, что договор хранения направлен на фактические, а договоры поручения и комиссии - на юридические действия, в то время как в договоре экспедиции сочетаются действия фактического и юридического порядка.
К фактическим действиям, выполняемым экспедитором, О.С.Иоффе относил такие действия, как доставка груза на транспорт или с транспорта на склад получателя, погрузочно-разгрузочные работы, хранение грузов до сдачи их органам транспорта или до момента их вручения клиенту и др.; к юридическим - действия, связанные с оформлением сдачи и получения грузов. «Тесное переплетение фактических и юридических действий, - писал О.С.Иоффе, - и выделяет экспедицию из числа других договоров по оказанию услуг».[20]
Определяя место договора экспедиции среди других гражданско-правовых договоров и сферу его применения, О.С.Иоффе подчеркивал, что отдельные элементы работы экспедитора как будто бы полностью укладываются в рамки других договоров: погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда; доставка груза - договором перевозки; обеспечение его сохранности - договором хранения; оформление сдачи и приемки груза - договорами поручения и комиссии.[21]