Договор транспортной экспедиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

дВ настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.

Содержание

Введение…………...………………………………………………………………...3
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции………………….….33
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……….38
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...……...48
Глава III Ответственность экспедитора и клиента...……..……………….…....55
§1. Общие основания ответственности………………………………...….55
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции…………………………………………………………….…....63
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..………………………………………………………………….....86
Библиографический список………..…………………………………

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Расчетная единица - СДР (цифровой и буквенный код валюты по Общероссийскому классификатору валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000, утв. постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст - 960 и XDR). Это единица специального права заимствования, которую определяет Международный валютный фонд. Для определения суммы, которую должен будет возместить экспедитор, расчетные единицы переводятся в рубли. Осуществляется это либо на дату принятия судебного решения, либо на дату, установленную соглашением сторон. Официальный курс СДР к рублю ежедневно устанавливает Банк России (Приказ ЦБ РФ от 24.05.1999 № ОД-191 «Об установлении Банком России официального курса СДР»).

В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат. Так, если договором транспортной экспедиции предусмотрено обязательство экспедитора организовать перевозку груза и данная перевозка осуществляется одним видом транспорта или она осуществляется несколькими видами транспорта, к ответственности экспедитора и клиента обычно применяются положения соответствующего международного договора или национального законодательства, регулирующего отношения на данном виде транспорта.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что по общему правилу экспедитор несет полную имущественную ответственность, однако в тех случаях, когда нарушение условий договора произошло по вине перевозчика, пределы ответственности экспедитора ограничены рамками возмещения фактически причиненного ущерба или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством. Пределы ответственности клиента по договору транспортной экспедиции установлены ГК РФ, в то же время дополнительные условия ответственности клиента могут быть предусмотрены соглашением сторон.

Необходимо также отметить, что ненадлежащее исполнение обязательств экспедитором может быть вызвано как неправомерными действиями самого экспедитора, так и ненадлежащим исполнением договора перевозки транспортной организацией. Ответственность экспедитора в этом случае определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Экспедитор так же, как и перевозчик, должен нести ограниченную ответственность перед клиентом. На него будет распространяться действие правил, предусматривающих обстоятельства освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза и иные виды нарушений обязательств.

Ограниченная ответственность экспедитора, предусмотренная транспортными уставами и кодексами, возможна при двух условиях: при наличии договорных связей между экспедитором и перевозчиком и при доказанности того факта, что нарушение экспедитором обязательства перед клиентом было вызвано неисполнением или ненадлежащим исполнением договора перевозки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

 

 

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции наступает при неисполнении или ненадлежащем исполнении им обязанностей по договору, по основаниям и в размере, установленным ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

В соответствии с Законом ответственность экспедитора перед клиентом является полной, если экспедитор не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 1 ст. 7 Закона), которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

- за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

- за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности;

- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

Утратой груза признается невозможность перевозчика (экспедитора) выдать груз получателю по истечении установленного срока доставки. Причем утратой является не только физическое отсутствие груза. Утрата груза возникает и тогда, когда он не уничтожен и не похищен, но не может быть своевременно вручен перевозчиком надлежащему грузополучателю.

Груз считается утраченным в случае, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции или если такой срок договором не определен, то в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.

Тридцатидневный срок, установленный Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, применяется при утрате в случае, если экспедитор не докажет, что утрата вызвана ненадлежащим исполнением договора перевозки. Груз, который доставлен, но не выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (п. 7 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Недостачей груза признается утрата какого-либо его количества, представляющего собой однородную массу.

Повреждением груза является физическое (механическое) изменение груза, влекущее за собой понижение его ценности, либо полную или частичную невозможность использования.

Порча груза - биологическое или химическое изменение, влекущее за собой понижение ценности груза или полную или частичную невозможность его использования.

Экспедитор отвечает за вину клиента перед перевозчиком и за вину последнего перед клиентом. Законом о транспортно-экспедиционной деятельности не устанавливается очередности предъявления требований между перевозчиком, экспедитором и клиентом. Поэтому клиенту не столь важно знание истинного виновника (экспедитора или перевозчика) происшедшего нарушения.

При внутрироссийском сообщении установлены виды ответственности экспедитора. Во-первых, это ответственность, возникшая в связи с нарушением перевозчиком договора перевозки; во-вторых, ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, возникших не по договору перевозки. Предел ответственности установлен в размере действительной или объявленной стоимости утраченного (поврежденного) груза. А также иные случаи ответственности, которые определяются согласно общим положениям ГК РФ и предусматривают полную ответственность экспедитора.

Если утрата, недостача или повреждение (порча) произошли при осуществлении перевозки, то к экспедитору применяются нормы соответствующего транспортного устава или кодекса. Если же утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли не во время перевозки, то применяется норма Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

Если произошло нарушение обязательства, то перед клиентом всегда отвечает экспедитор. Однако важно определить, кто именно допустил нарушение. В случае нарушения обязательства перевозчиком, то ответственность экспедитора будет ограниченной. Если экспедитор нарушил обязательство и при этом нарушение привело к последствиям иным, чем утрата, недостача или повреждение (порча) груза, то ответственность экспедитора будет полной.

Экспедитор может доказать, что он допустил ненадлежащее исполнение обязательств из-за ненадлежащего выполнения договора перевозки перевозчиком. В этом случае экспедитор несет ограниченную ответственность перед клиентом. При этом применяется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза и за иные виды нарушений обязательств. Указанные перечни содержатся в транспортных уставах.

Например, перевозчик на железной дороге освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки из-за сложившихся у перевозчика при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Нарушение обязательств по договору экспедиции, вызванное ненадлежащим исполнением договоров перевозки, в рассматриваемой ситуации влечет за собой применение к экспедитору тех же правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Если имеет место утрата, недостача или повреждение груза, возникшие не из договора перевозки, то начинают действовать специальные правила об ответственности экспедитора.

Экспедитор отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента принятия груза и до выдачи груза получателю. Ответственность экспедитора наступает после принятия им груза, что подтверждается выдачей клиенту экспедиторского документа, и действует до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу. Получателем в договоре транспортной экспедиции может быть назван как конечный получатель - при организации экспедитором доставки груза, либо при осуществлении экспедиции по получению, так и основной перевозчик - при осуществлении экспедиции по отправлению.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба. Экспедитор отвечает перед клиентом за утрату или недостачу груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей части; за повреждение (порчу) груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

При несовпадении действительной стоимости и объявленной ценности груза компенсация, например, за повреждение груза, принятого экспедитором с объявлением ценности, может как превышать действительно причиненный грузу ущерб, так и быть меньше в зависимости от соотношения объявленной ценности груза и действительной его стоимости.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает общее правило о возмещении экспедитором убытков, причиненных клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и не является следствием обстоятельств непреодолимой силы или виновных действий (бездействия) клиента.

Если в договоре транспортной экспедиции не установлены определенные сроки, то экспедитор будет нести ответственность за нарушение разумных сроков, которые определяются в каждом конкретном случае. За нарушение сроков экспедитор по общему правилу несет ответственность в полном объеме. Исключение составляет нарушение срока, вызванного неисполнением обязанностей перевозчиком, и нарушение срока, в результате которого груз был признан утраченным.

При решении вопроса об освобождении экспедитора от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза следует различать две ситуации: ущерб произошел при осуществлении перевозки груза, либо он случился в другое время. В первом случае применяются положения соответствующих транспортных уставов и кодексов, во втором - непосредственно транспортно-экспедиционное законодательство.

За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (п. 2 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Вместе с тем, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. В зависимости от характера нарушений клиентом своих обязанностей ответственность по договору экспедиции может выражаться в форме уплаты неустойки или возмещения убытков.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции