Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:44, дипломная работа
дВ настоящее время, усиливающееся взаимодействие участников товарных отношений на мировом рынке привело к тому, что транспортировка товара на тысячи и десятки тысяч километров от места его производства является стандартным явлением в практике мировой торговли. При подобной перевозке товаров естественно возникает необходимость сталкиваться с различными правопорядками, с различными проблемами.
Введение…………...………………………………………………………………...3
Глава I Понятие и элементы договора транспортной экспедиции……..…….…8
§1. Понятие договора экспедиции……………………………………….…..8
§2. Элементы договора транспортной экспедиции…………………….….20
§3. Правила транспортно-экспедиционной деятельности………….…….27
Глава II Содержание договора транспортной экспедиции………………….….33
§1. Права экспедитора и клиента………………………………….…….....33
§2. Обязанности экспедитора……………………………………...……….38
§3. Обязанности клиента…………………………….……………...……...48
Глава III Ответственность экспедитора и клиента...……..……………….…....55
§1. Общие основания ответственности………………………………...….55
§2. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза; за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции…………………………………………………………….…....63
§3. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором..80
§4. Претензионный порядок и сроки исковой давности по спорам из договора транспортной экспедиции………………..………………………82
Заключение…..………………………………………………………………….....86
Библиографический список………..…………………………………
Но такой анализ был бы ошибочным по двум причинам. «Во-первых, все действия, совершаемые экспедитором по обслуживанию клиента, - отмечал О.С.Иоффе, - образуют единый и недробимый процесс, юридическое регулирование которого осуществимо лишь при помощи одного, а не нескольких договоров. Во-вторых, цементирует единство этого процесса вспомогательный характер деятельности экспедитора по отношению к транспортным перевозкам. Вне связи с транспортом нет и договора экспедиции. В свою очередь такая связь делает экспедиционную работу настолько специфической, что она выходит за рамки всех других гражданско-правовых обязательств и нормируется с помощью особого юридического института - договора экспедиции».[22]
Иначе определял понятие договора экспедиции и сферу его применения М.Е.Ходунов. По его мнению, те организации, которые отправляют и принимают от транспортных организаций грузы по доверенности своих клиентов, «было бы правильнее именовать не экспедиционными конторами, а агентами по отправлению и приему грузов, тем более что при сдаче грузов к перевозке они не составляют и не подписывают перевозочные документы, а лишь доставляют на станции, порты и пристани отправления грузы, упакованные отправителем вместе с накладными, заполненными и подписанными отправителями».[23]
Для М.Е.Ходунова основной признак правоотношений, регулируемых договором экспедиции, заключается в том, «принимает ли на себя обслуживающая клиента организация обязательства только перед клиентом или перед перевозчиком». Только в последнем случае, указывал он, «договор, заключенный клиентом и обслуживающей его организацией, заслуживает названия договора экспедиции. Именно те договоры, по которым одна сторона обязуется вступить в договор перевозки от своего имени, но за счет другой стороны, заслуживают предпочтения с точки зрения интересов народного хозяйства, как способствующие повышению ответственности тех организаций, которые претендуют на признание их экспедиторами, а вместе с тем и улучшению качества их работы».[24]
В рассуждениях М.Е.Ходунова несколько смущает акцент не на юридических признаках, ограничивающих сферу применения договора экспедиции, а скорее на целесообразности такого регулирования (с точки зрения интересов народного хозяйства).
Соответствующим образом М.Е.Ходуновым определялось понятие договора экспедиции: «По договору экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется сдать к перевозке вверенный ей груз от своего имени, но за счет другой стороны (клиента) либо получать от перевозчика адресованный ей груз для передачи клиенту или для переотправки в адрес, указанный клиентом».
К числу обязательных признаков всякого договора экспедиции, по мнению М.Е.Ходунова, должно относиться то обстоятельство, что «по договору, заключенному экспедитором с перевозчиком, отправителем считается экспедитор, хотя бы в перевозочном документе и было указано, что он действует по поручению клиента. Если груз направлен в адрес экспедитора, то он считается получателем, хотя бы в перевозочном документе и было указано, что груз направлен ему для передачи клиенту».[25]
Как справедливо отмечают М.И.Брагинский и В.В.Витрянский, такой подход «грешит» двумя юридическими неточностями.
Во-первых, экспедитор (в понимании М.Е.Ходунова) обязуется совершать транспортно-экспедиционные операции лишь в отношении «вверенного» ему груза, что свидетельствует о том, что договор экспедиции приобретает реальный характер, а в этом случае он теряет свое отличие (консенсуальность) от договора перевозки конкретного груза и предстает в виде договора «мини-перевозки», дополнительного по отношению к основной перевозке груза.
Во-вторых, транспортная накладная представляет собой письменную форму самостоятельного договора перевозки конкретного груза, участниками которого признаются лишь организации, указанные в транспортной накладной в качестве соответственно грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей. Субъектный состав правоотношения по договору перевозки конкретного груза не может произвольно изменяться в зависимости от того, обслуживаются ли грузоотправители или грузополучатели организацией-экспедитором на основе договора экспедиции.[26]
Особого рассмотрения заслуживает позиция Х.И.Шварца, поскольку взгляды этого ученого, как представляется, в наибольшей степени соответствуют современным представлениям о роли и значении договора транспортной экспедиции.
Определяя сферу применения договорных отношений по транспортной экспедиции, Х.И.Шварц указывал: «Развитие транспорта привело к созданию экспедиции. С одной стороны, экспедиция специализировалась и породила договор о полном экспедиционном обслуживании, с другой - она стала неотъемлемым элементом транспортного процесса, в котором за ней закреплена роль дополнительной к перемещению груза услуги. Это свидетельствует о неосновательности попыток отрыва экспедиции от перевозки и, наоборот, подтверждает неразрывную связь этих элементов транспортного процесса».[27]
Истинный смысл и значение договора экспедиции Х.И.Шварц видел в том, что, заключая с грузоотправителем «договор на доставку грузов от дверей его предприятия или склада до конечного пункта назначения груза, который укажет этот отправитель, безотносительно к тому, каким видом (или видами) транспорта груз должен быть перемещен к пункту назначения, транспортно-экспедиционная организация принимает груз от отправителя в пункте отправления и на основе первого договора заключает договор (или договоры) перевозки, обеспечивающий наиболее рациональную в данных условиях доставку груза в пункт назначения».[28]
Х.И.Шварц полагал, что договор транспортной экспедиции как таковой должен строиться на началах полного обслуживания клиента, «ибо только такое обслуживание соответствует его целям, а именно: полностью освободить отправителя от забот, связанных с доставкой данного груза».[29] Этой идее созвучно положение о том, что «экспедитор должен заключать договоры перевозки лишь от своего имени».[30]
По мнению В.К.Андреева, транспортно-экспедиционное обслуживание «по своему экономическому содержанию шире транспортно-экспедиционной деятельности и представляет собой сочетание вспомогательной перевозки и транспортно-экспедиционных операций...».[31] Последнее обстоятельство (вспомогательная перевозка как обязательный элемент транспортно-экспедиционных правоотношений) приводит В.К.Андреева к выводу о том, что договором транспортной экспедиции охватываются правоотношения, связанные с завозом (вывозом) грузов на железнодорожные станции, в морские, речные порты и аэропорты организациями автомобильного транспорта, осуществляющими транспортно-экспедиционное обслуживание отправителей и получателей грузов.
К сфере транспортно-экспедиционного обслуживания, по мнению В.К.Андреева, относится также деятельность объединенных транспортных хозяйств, «которые имеют на своем балансе железнодорожные подъездные пути и локомотивы. Перемещая принятые от железной дороги вагоны с грузами на склады клиентов и обратно, эти предприятия выполняют погрузочно-разгрузочные работы, прием и сдачу грузов, расчетные и другие транспортно-экспедиционные операции».[32]
Понятие же договора, опосредующего соответствующие правоотношения, определялось В.К.Андреевым следующим образом: «По договору транспортно-экспедиционного обслуживания экспедитор обязуется отправлять и получать грузы для клиента с доставкой их на станцию, в порт (пристань) или на склад, а клиент в свою очередь обязуется передавать для отправки и принимать доставляемые экспедитором грузы, а также уплачивать обусловленное вознаграждение».[33] Кроме того, подчеркивал В.К.Андреев, «экспедитор может принять на себя по договору обязанности по выполнению операций, связанных с перевозкой (погрузочно-разгрузочные, складские и другие работы)».[34]
Рассматривая подходы к определению сущности договора транспортной экспедиции, необходимо отметить, что система правового регулирования транспортно-экспедиционного обслуживания в советской России сложилась лишь к началу 80-х гг. XX века. Однако и в этот период регламентация указанных правоотношений оставалась фрагментарной и непоследовательной, поскольку она была направлена лишь на урегулирование неких транспортно-экспедиционных операций и услуг, осуществлявшихся автотранспортными предприятиями и организациями при перевозках грузов.[35]
Необходимо отметить, что современное гражданское законодательство выработало свои особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции.
Так, в настоящее время, договор транспортной экспедиции - это распространенный в хозяйственной деятельности и в то же время наиболее противоречивый вид гражданско-правовых отношений. До сегодняшнего дня среди специалистов ведутся споры, к какой категории соглашений относится договор транспортной экспедиции - к посредническим, подрядным или к договору об оказании услуг.[36]
Действительно, данный договор находится на «стыке» многих видов обязательств. И если рассматривать отдельные элементы работ и услуг экспедитора, то они полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. В частности, погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени.
Однако, несмотря на наличие различных точек зрения на преобладание тех или других обязательств, транспортно-экспедиционные отношения выделены в самостоятельный гражданско-правовой договор.
Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения, связанные с перевозкой грузов, с организациями железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного транспорта. Все эти отношения оформляются договорами перевозки, которые способствуют движению сданных к перевозке грузов от пункта отправления до пункта назначения.
При перевозке грузов, кроме собственно транспортировки, необходимо выполнить целый ряд вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением груза: доставить груз в пункт отправления, сдать его органам транспорта и оформить эту сдачу перевозочными документами, а при прибытии груза в пункт назначения он должен быть принят от органов транспорта и доставлен к месту нахождения получателя груза.
Как правило, когда такие перевозки представляют собой небольшой объем хозяйственной деятельности предприятий, эти операции выполняют сами отправители и получатели грузов. Однако в тех случаях, когда объем таких перевозок значителен, осуществление операций, связанных с доставкой грузов в пункты отправления и совершением других действий, поручается специальным организациям, которые по договорам с грузоотправителями, грузополучателями принимают на себя выполнение всех или части этих операций. Такие организации существуют и именуются экспедиционными, а заключаемые ими договоры именуются договорами транспортной экспедиции.[37]
Отношения, возникающие в связи с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности, регулируются главой 41 ГК РФ, а также Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона установление перечня экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требований к качеству экспедиционных услуг, а также порядка оказания экспедиционных услуг производится Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554[38] (далее Правила транспортно-экспедиционной деятельности).
Специфика правового регулирования отношений из договора транспортной экспедиции состоит в том, что все нормы ГК РФ либо Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» имеют приоритет над положениями, установленными по соглашению сторон.
В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Следует отметить, что нормы, регулирующие отношения сторон по договору транспортной экспедиции, не распространяются на оказание услуг почтовой связи организациями и операторами почтовой связи. К такому выводу ведет анализ законодательства, в частности ст. 17, 32, 34 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи».[39]
Закон о транспортно-экспедиционной деятельности также не применяется в сфере услуг почтовой связи в силу прямого указания в п. 2 ст. 1 этого Закона.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Из приведенного определения договора транспортной экспедиции можно сделать вывод, что это договор консенсуальный, взаимный и возмездный. Его консенсуальный характер заключается в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между экспедитором и клиентом, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, а также расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства.
Взаимность этого договора обусловлена возложением прав и обязанностей на каждую из сторон договора: экспедитор за вознаграждение обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором условий, а клиент имеет право на такое обслуживание за счет оплаты услуг экспедитора.[40]