Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа
Цель и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационной работы состоит в развитии теоретических представлений об асимметрии информации и особенностях данного явления на рынке труда, а также разработке научно-методических рекомендаций по ее выявлению и преодолению.
Необходимость достижения поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- уточнить содержание асимметрии информации на основе анализа существующих подходов к ее изучению и собственного исследования;
- определить особенности асимметрии информации на рынке труда и факторы, влияющие на выбор работником качества предлагаемой им рабочей силы и выбор работодателем качества предоставляемых им рабочих мест;
- выявить последствия асимметричного распределения информации на рынке труда;
- разработать методику оценки асимметрии информации на рынке труда;
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования рынка труда в условиях асимметрично распределенной информации.
1.1. Анализ подходов к изучению асимметрии информации о рынке.
1.2. Особенности информационной асимметрии на рынке труда.
1.3. Последствия асимметрии информации на рынке труда.
Глава 2. Пути преодоления информационной асимметрии на рынке труда.
2.1. Способы оценки асимметрии информации на рынке труда.
2.2. Методы снижения информационной асимметрии.
2.3. Анализ асимметрии информации о работодателе.
Следующее последствие асимметрии информации — моральный риск, риск усиления оппортунистического поведения рыночных субъектов. Для его анализа нами была предложена модель, объясняющая механизм реализации постконтрактного оппортунизма работника. В условиях постконтрактной асимметрии информации работник может предпринимать действия (отлынивание, хищения и т. д.), увеличивающие его полезность, но наносящие ущерб работодателю. В работе предлагается двухпериодная модель выбора работником оптимального для него уровня оппортунизма. Полезность работника складывается из назначенной ему заработной платы и дополнительной полезности от совершения оппортунистических действий, которые он может производить, если существует постконтрактная асимметрия информации. В том случае, если работник решает совершать эти действия, он увеличивает текущую полезность, но (из-за последующего наказания) сокращает полезность будущего периода.
Модель показывает, что
работник будет совершать
В работе показано, что помимо вышеописанных традиционных последствий асимметрия информации имеет и некоторые другие результаты. Среди них можно отметить безработицу, дискриминацию, специфические тенденции изменения заработных плат, изменение структуры доходов наемных работников, особые принципы перемещения по карьерной лестнице, текучесть персонала, изменение удовлетворенности сотрудников трудом.
Существенным пробелом в исследовании асимметрии информации на рынке труда является отсутствие методики ее количественной оценки. В связи с чем нами была поставлена и решена задача разработки подобной методики. Содержательно в ней можно выделить две составные части: оценка типа рыночной структуры и расчет системы количественных показателей оценки асимметрии информации. Апробация данной методики была осуществлена применительно к работодателю (в лице такого крупного работодателя, как ОАО «РЖД» и его ДЗО).
Исследование показало, что информация о работодателе является весьма асимметричной. Интегральный коэффициент асимметрии информации составляет достаточно большую величину (КаиИнт=0,8). Таким образом, можно говорить о том, что с 80%-й вероятностью информация о работодателе является асимметричной.
Асимметрия информации наблюдается в отношении всех характеристик работодателя. Наиболее часто асимметрии подвержена информация о карьерных перспективах (Каи=0,84), соблюдении законодательства (Каи=0,83), заработной плате (Каи=0,82) и отношениях с руководством (Каи=0,81).
Наиболее высока степень информационной асимметрии относительно таких параметров, как перспективы карьерного роста на предприятии (в среднем коэффициент степени асимметрии информации о данном показателе достигает 0,42), отношения с руководством (Ксаи = 0,36) и соблюдение законодательства (Ксаи-0,32). При этом наиболее сложно для работников получить полную и достоверную информацию о таких показателях, как перспективы карьерного роста: 6,54 балла (по десятибалльной шкале сложности) и соблюдение законодательства - 5,68 балла.
Как показало исследование,
наблюдающаяся асимметрия информации
порождает целый ряд
Несмотря на то, что ОАО
«РЖД» предпринимает
На основе систематизации
существующих подходов к преодолению
асимметрии информации в работе были
выделены и описаны такие методы
решения связанных с
По результатам проведенного анализа асимметрии информации о работодателе в лице ОАО «РЖД» и его дочерних зависимых обществ можно говорить о необходимости использования прежде всего сигнальных и организационных методов преодоления асимметрии информации.
Целесообразно повысить информативность корпоративного сайта компании, разместив на нем интересующую работников информацию о имеющихся в компании вакансиях и их подробных характеристиках, предусмотрев эффективную форму связи компании с соискателями вакансий. При использовании рыночных посредников в целях подбора сотрудников необходимо предоставлять им максимально полную информацию о требованиях к претендентам и характеристиках вакансий. Это позволит снизить издержки, связанные с нецелевыми откликами на вакансии.
Возможно повысить информационную прозрачность компании как работодателя путем проведения своеобразных дней «открытых дверей», когда соискатели могут посмотреть на работодателя «изнутри». Целесообразно организовывать мероприятия по повышению узнаваемости компании и формированию позитивного имиджа в обществе. Этому во многом может способствовать продолжение проводимой ОАО «РЖД» благотворительной деятельности.
176
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Ляшенко, Ирина Юрьевна, 2010 год
1. Авдашева С.Б. Теория организации отраслевых рынков: учебник / С.Б.Авдашева, Н.М. Розанова М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. -320 с.
2. Аистов А. О фильтрующей роли образования в России /А.Аистов // Экономический журнал ВШЭ. 2009. - № 3. - С. 452481
3. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм / Дж. Акерлоф // THESIS. 1994. - Вып. 5. - С. 91 — 104
4. Алчиан А. Производство,
стоимость информации и
5. Антипина О.Н. Асимметрия информации / О.Н. Антипина // Вестник Московского университета. Сер.6. «Экономика». - 2003. - № 2. - С. 110-125
6. Антипина О.Н. Асимметрия информации : Окончание. Начало № 2, 2003г. / О.Н. Антипина // Вестник Московского университета. Сер.6. «Экономика» - 2003. - № 3. - С. 71-87
7. Антипина О.Н. Ценообразование
в информационной экономике:
8. Антосик JI.B. Антимонопольное
регулирование в России в
9. Апокин А.Ю. Модель сигналов на рынке труда с учетом студенческой занятости и эффекта сообучения: автореф. дис. . канд. экон. наук / А.Ю. Апокин. М., 2008. - 27 с.
10. Атаманов Г. Выступление
к статье В. Романенко, Г.
Никитиной «Сложность
11. П.Баранов И.Н. Конкуренция
в сфере здравоохранения / И.Н.
Баранов. Научные доклады. - 2010. - №
1 (R) - СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010. -55 с. - (http://www.gsom.pu.ru/files/
12. Бахарев И. Работодатели-
13. Блауг М. Джордж Стиглер
/ М. Блауг // Economicus.Ru Галерея экономистов.
- (http://gallery.economicus.ru/
14. Бокушева Р. Актуальные
аспекты страхования в
15. Болотова Е.А. Информация
как философская категория:
16. Бремзен А. Конспекты
лекций по теории контрактов /А.
Бремзен, С. Гуриев. (http://www.nes.ru/~sguriev/
17. Бухвалов A.B. Теория фирмы
и теория корпоративного
18. Ведерникова Н.И.
19. Ведерникова Н. Информационная
асимметрия на российском
20. Вечканов Г.С. Дискриминация
на рынках рабочей силы / Г.С.Вечканов,
Г.Р. Вечканова // Сайт «Центр
Креативных Технологий». -(http://www.inventech.ru/lib/
21. Волкова Н.В. Кадровая
политика для закрепления на
предприятии молодых
22. Быкова A.M. Трудовые отношения
с работодателем бывший
23. Вэриан X. Микроэкономика.
Промежуточный уровень.
24. Галдин М.В. Методические
подходы к выявлению
25. Гальперин В.М. Микроэкономика Т.2 / В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И. Моргунов. М.: Экономическая школа, 1997 .-512 с.
26. Глушков В.В. О кибернетике как о науке / В.В. Глушков //Кибернетика, мышление, жизнь. — М.: Мысль, 1964. 163 с.
27. Гончарова Ю. Продажные связи // Ю. Гончарова, А. Гостев. -Секрет фирмы. 2008. - №06 (238). - С. 46
28. Государственная и частные
службы занятости на рынке
труда. Исследование
29. Грабар A.A. Имидж работодателя
на рынке труда / A.A. Грабар, И.В.
Скопина // Региональная экономика
и управление: электронный научный
журнал. 2006. - № 4 (8). -(http://www.region.mcnip.m/
30. Григорьев М.Н. Повышение
конкурентоспособности
31. Демсец X. Еще раз о теории фирмы / X. Демсец // Природа фирмы: К 50-летию выхода в свет работы Р. Коуза «Природа фирмы»; под ред. О.И. Уильямсона, С.Дж. Уинтера; пер. с англ. М.: Дело, 2001. - 360 с. -С. 237-267
32. Деньгов B.B. Теория контрактов:
Новейший раздел современной
микроэкономической теории / В.В.
Деньгов, Е.Я. Грегова // Вестник
Санкт-Петербургского
33. Джафаров Д.А. Операции
поглощения акционерных
34. Дискриминация представителей
этнических меньшинств на
35. Дмитриев Д.Д. Локальный
отраслевой рынок региона:
36. Домненко Г.Б. Производство
информационных благ в
37. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм : Исследование зарубежного опыта / И.Б. Дуракова. М.: Центр, 1998. - 156 с.
38. Жадан A.A. Саморегулирование и регулирование экстерналий рынка : дис. . канд. экон. наук / A.A. Жадан. Саратов, 2006. - 166 с.
39. Жиглинский И.Ю. Анализ
финансового состояния
40. Зудина JI. Кадровик. Увольнение
по собственному желанию.
41. Ингстер А.Ю. Неформальные
контракты в переходных
42. Как кадровые агентства
обманывают клиентов? // Портал Биз-Hec.Online.
(http://job.bl.by/news/93741.
43. Как найти инсайдера?
// Сайт afera.info (Все о мошенничестве,
аферизме, обмане). (http://afera.info/2006/03/23/
44. Как обманывают работодатели
// Сайт Ultrabyte (Поиск работы через
интернет). (http://ultrabyte.ru/
45. Как распознать обман
работодателя? — Исследование компании
HeadHunter // Сайт HeadHunter. -(http://voronezh.hh.ru/
46. Капелюшников Р.И. Категория
трансакционных издержек / Р.И.Капелюшников
// Институт свободы — Московский
Либертариум. — (http://www.
47. Капелюшников Р.И.
48. Капелюшников Р.И. Обновление
высшего менеджмента
49. Капелюшников Р.И. Теория трансакционных издержек / Р.И. Капелюшников // Институт свободы Московский Либертариум. -(http ://www. libertarium.ru/10623)