Информационная асимметрия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационной работы состоит в развитии теоретических представлений об асимметрии информации и особенностях данного явления на рынке труда, а также разработке научно-методических рекомендаций по ее выявлению и преодолению.
Необходимость достижения поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- уточнить содержание асимметрии информации на основе анализа существующих подходов к ее изучению и собственного исследования;
- определить особенности асимметрии информации на рынке труда и факторы, влияющие на выбор работником качества предлагаемой им рабочей силы и выбор работодателем качества предоставляемых им рабочих мест;
- выявить последствия асимметричного распределения информации на рынке труда;
- разработать методику оценки асимметрии информации на рынке труда;

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования рынка труда в условиях асимметрично распределенной информации.
1.1. Анализ подходов к изучению асимметрии информации о рынке.
1.2. Особенности информационной асимметрии на рынке труда.
1.3. Последствия асимметрии информации на рынке труда.
Глава 2. Пути преодоления информационной асимметрии на рынке труда.
2.1. Способы оценки асимметрии информации на рынке труда.
2.2. Методы снижения информационной асимметрии.
2.3. Анализ асимметрии информации о работодателе.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 62.47 Кб (Скачать)

Следующее последствие асимметрии информации — моральный риск, риск усиления оппортунистического поведения  рыночных субъектов. Для его анализа  нами была предложена модель, объясняющая  механизм реализации постконтрактного оппортунизма работника. В условиях постконтрактной асимметрии информации работник может предпринимать действия (отлынивание, хищения и т. д.), увеличивающие  его полезность, но наносящие ущерб  работодателю. В работе предлагается двухпериодная модель выбора работником оптимального для него уровня оппортунизма. Полезность работника складывается из назначенной ему заработной платы  и дополнительной полезности от совершения оппортунистических действий, которые  он может производить, если существует постконтрактная асимметрия информации. В том случае, если работник решает совершать эти действия, он увеличивает  текущую полезность, но (из-за последующего наказания) сокращает полезность будущего периода.

Модель показывает, что  работник будет совершать оппортунистические действия в том случае, если назначенная  работодателем заработная плата  лично для него не является эффективной. Кроме того, модель позволяет дать теоретическое обоснование способов преодоления рассматриваемой проблемы: разработки системы стимулов и внедрения  механизмов контроля.

В работе показано, что помимо вышеописанных традиционных последствий  асимметрия информации имеет и некоторые  другие результаты. Среди них можно  отметить безработицу, дискриминацию, специфические тенденции изменения заработных плат, изменение структуры доходов наемных работников, особые принципы перемещения по карьерной лестнице, текучесть персонала, изменение удовлетворенности сотрудников трудом.

Существенным пробелом в  исследовании асимметрии информации на рынке труда является отсутствие методики ее количественной оценки. В  связи с чем нами была поставлена и решена задача разработки подобной методики. Содержательно в ней  можно выделить две составные  части: оценка типа рыночной структуры  и расчет системы количественных показателей оценки асимметрии информации. Апробация данной методики была осуществлена применительно к работодателю (в  лице такого крупного работодателя, как  ОАО «РЖД» и его ДЗО).

Исследование показало, что  информация о работодателе является весьма асимметричной. Интегральный коэффициент  асимметрии информации составляет достаточно большую величину (КаиИнт=0,8). Таким  образом, можно говорить о том, что  с 80%-й вероятностью информация о  работодателе является асимметричной.

Асимметрия информации наблюдается  в отношении всех характеристик  работодателя. Наиболее часто асимметрии подвержена информация о карьерных  перспективах (Каи=0,84), соблюдении законодательства (Каи=0,83), заработной плате (Каи=0,82) и  отношениях с руководством (Каи=0,81).

Наиболее высока степень  информационной асимметрии относительно таких параметров, как перспективы  карьерного роста на предприятии (в  среднем коэффициент степени  асимметрии информации о данном показателе достигает 0,42), отношения с руководством (Ксаи = 0,36) и соблюдение законодательства (Ксаи-0,32). При этом наиболее сложно для работников получить полную и  достоверную информацию о таких  показателях, как перспективы карьерного роста: 6,54 балла (по десятибалльной шкале  сложности) и соблюдение законодательства - 5,68 балла.

Как показало исследование, наблюдающаяся асимметрия информации порождает целый ряд неблагоприятных  последствий: увеличивает текучесть  кадров, отрицательно сказывается на удовлетворенности сотрудников  трудом, приводит к усилению склонности к совершению оппортунистических действий и снижает производительность труда.

Несмотря на то, что ОАО  «РЖД» предпринимает определенные действия в этом направлении, асимметрия информации о данном работодателе принимает, как показало наше исследование, значительные масштабы. Это позволяет сделать  вывод о необходимости более  активного и целенаправленного  использования описанных в работе мер по снижению информационной асимметрии.

На основе систематизации существующих подходов к преодолению  асимметрии информации в работе были выделены и описаны такие методы решения связанных с информационной асимметрией проблем: административно-законодательные, экономические, сигнальные, организационные, институциональные, — и определены критерии, на основании которых можно  говорить о необходимости применения того или иного метода.

По результатам проведенного анализа асимметрии информации о  работодателе в лице ОАО «РЖД»  и его дочерних зависимых обществ  можно говорить о необходимости  использования прежде всего сигнальных и организационных методов преодоления асимметрии информации.

Целесообразно повысить информативность  корпоративного сайта компании, разместив  на нем интересующую работников информацию о имеющихся в компании вакансиях  и их подробных характеристиках, предусмотрев эффективную форму  связи компании с соискателями вакансий. При использовании рыночных посредников  в целях подбора сотрудников  необходимо предоставлять им максимально  полную информацию о требованиях  к претендентам и характеристиках  вакансий. Это позволит снизить издержки, связанные с нецелевыми откликами  на вакансии.

Возможно повысить информационную прозрачность компании как работодателя путем проведения своеобразных дней «открытых дверей», когда соискатели могут посмотреть на работодателя «изнутри». Целесообразно организовывать мероприятия  по повышению узнаваемости компании и формированию позитивного имиджа в обществе. Этому во многом может  способствовать продолжение проводимой ОАО «РЖД» благотворительной  деятельности.

176

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Ляшенко, Ирина Юрьевна, 2010 год

1. Авдашева С.Б. Теория  организации отраслевых рынков: учебник / С.Б.Авдашева, Н.М. Розанова  М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. -320 с. 

2. Аистов А. О фильтрующей  роли образования в России /А.Аистов // Экономический журнал ВШЭ. 2009. - № 3. - С. 452481

3. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»:  неопределенность качества и  рыночный механизм / Дж. Акерлоф // THESIS. 1994. - Вып. 5. - С. 91 — 104

4. Алчиан А. Производство, стоимость информации и экономическая  организация / А. Алчиан, Г. Демсец // Вехи экономической мысли. Т. 5. Теория отраслевых рынков.; под  общ. ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 2003. - 669 с. - С. 280-317

5. Антипина О.Н. Асимметрия  информации / О.Н. Антипина // Вестник  Московского университета. Сер.6. «Экономика». - 2003. - № 2. - С. 110-125

6. Антипина О.Н. Асимметрия  информации : Окончание. Начало №  2, 2003г. / О.Н. Антипина // Вестник Московского  университета. Сер.6. «Экономика» - 2003. - № 3. - С. 71-87

7. Антипина О.Н. Ценообразование  в информационной экономике: автореф.  дис. . д-ра экон. наук / О.Н. Антипина. М., 2009. - 53 с. 

8. Антосик JI.B. Антимонопольное  регулирование в России в условиях  информационной асимметричности  рыночного пространства: препринт / JLB. Антосик; науч. ред. H.H. Лебедева. Волгоград:  Изд-во ВолГУ, 2006. — 52 с. 

9. Апокин А.Ю. Модель  сигналов на рынке труда с  учетом студенческой занятости  и эффекта сообучения: автореф.  дис. . канд. экон. наук / А.Ю. Апокин. М., 2008. - 27 с. 

10. Атаманов Г. Выступление  к статье В. Романенко, Г.  Никитиной «Сложность определения  понятия информация, связанная с  его многозначностью» / Г.Атаманов // Материалы электронного научного  семинара. — (http://www.elektron2000.eom/0157/komm0157.04.html)

11. П.Баранов И.Н. Конкуренция  в сфере здравоохранения / И.Н.  Баранов. Научные доклады. - 2010. - №  1 (R) - СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010. -55 с. - (http://www.gsom.pu.ru/files/upload/niim/publishing/papers/2010/ wpl baranov.pdf)

12. Бахарев И. Работодатели-обманщики  / И. Бахарев // Газета.ру. -2010. 25 мая. - (http://www.gazeta.ru/business/2010/05/25/3373038.shtml)

13. Блауг М. Джордж Стиглер  / М. Блауг // Economicus.Ru Галерея экономистов. - (http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/framerightn.pl?type= in&links=./in/stigler/biogr/stiglerbl.txt&name=stigler&img=brief.gif)

14. Бокушева Р. Актуальные  аспекты страхования в сельском  хозяйстве / Р. Бокушева, О. Хайдельбах. (http://www.agroinsurance.com/files/ dp57.pdf)

15. Болотова Е.А. Информация  как философская категория: онтологические  и гносеологические аспекты: дис. . канд. филос. наук/ Е.А. Болотова. Краснодар, 2005. - 127 с. 

16. Бремзен А. Конспекты  лекций по теории контрактов /А.  Бремзен, С. Гуриев. (http://www.nes.ru/~sguriev/teaching/leccontracts.pdf)

17. Бухвалов A.B. Теория фирмы  и теория корпоративного управления / A.B. Бухвалов // Вестник Санкт-Петербургского  университета. — Сер. 8. 2004. - Вып. 4. (№  32). - С. 99-117

18. Ведерникова Н.И. Информационная  асимметрия на рынке труда:  учеб. пособие / Н.И. Ведерникова.  СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 64 с. 

19. Ведерникова Н. Информационная  асимметрия на российском рынке  труда / Н. Ведерникова, Г. Гендлер  // Человек и труд. 2001. -№2. - 57-59

20. Вечканов Г.С. Дискриминация  на рынках рабочей силы / Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова // Сайт «Центр  Креативных Технологий». -(http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0088/)

21. Волкова Н.В. Кадровая  политика для закрепления на  предприятии молодых специалистов (на примере выпускников экономических  специальностей высших учебных  заведений) : автореф. дис. . канд. экон. наук / Н.В. Волкова. Барнаул, 2005. - 24 с. 

22. Быкова A.M. Трудовые отношения  с работодателем бывший работник  доказал в суде / A.M. Быкова // Трудовые  споры. 2010. - №5 (http://www.trudspor.ru/arhiv/5may2010g/hronikakonflikta3056/ trudovieotnosheniyasrabotodatelembivshiyrabotnikdokazalvsude)

23. Вэриан X. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный  подход / X. Вэриан. М.: ЮНИТИ, 1997. - 767 с. 

24. Галдин М.В. Методические  подходы к выявлению асимметрии  социально-экономического развития  региона (на примере Омской  области) : автореф. дис. . канд. экон. наук / М.В. Галдин. Омск, 2004. - 25 с. 

25. Гальперин В.М. Микроэкономика  Т.2 / В.М. Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И. Моргунов. М.: Экономическая школа, 1997 .-512 с. 

26. Глушков В.В. О кибернетике  как о науке / В.В. Глушков  //Кибернетика, мышление, жизнь. —  М.: Мысль, 1964. 163 с. 

27. Гончарова Ю. Продажные  связи // Ю. Гончарова, А. Гостев. -Секрет фирмы. 2008. - №06 (238). - С. 46

28. Государственная и частные  службы занятости на рынке  труда. Исследование эффективности  формальных посредников при трудоустройстве  / Под ред. В. Кабалиной и  И. Козиной. М.: Российская политическая  энциклопедия (РОССПЭН), 2000. - 192 с. 

29. Грабар A.A. Имидж работодателя  на рынке труда / A.A. Грабар, И.В.  Скопина // Региональная экономика  и управление: электронный научный  журнал. 2006. - № 4 (8). -(http://www.region.mcnip.m/modules.php?name=News&file=article&sid=105)

30. Григорьев М.Н. Повышение  конкурентоспособности розничной  торговой сети на основе формирования  ее информационного образа: авто-реф.  дис. . канд. экон. наук /М.Н. Григорьев.  СПб., 2007. - 19 с. 

31. Демсец X. Еще раз о  теории фирмы / X. Демсец // Природа  фирмы: К 50-летию выхода в  свет работы Р. Коуза «Природа  фирмы»; под ред. О.И. Уильямсона, С.Дж. Уинтера; пер. с англ. М.: Дело, 2001. - 360 с. -С. 237-267

32. Деньгов B.B. Теория контрактов: Новейший раздел современной  микроэкономической теории / В.В.  Деньгов, Е.Я. Грегова // Вестник  Санкт-Петербургского университета. 2003. - Сер. 5. -Вып. 1 (№ 5). -С. 31-39

33. Джафаров Д.А. Операции  поглощения акционерных обществ:  зарубежный опыт и российская  практика : дис. канд. экон. наук / Д.А.  Джафаров.-М., 2002.- 180 с. 

34. Дискриминация представителей  этнических меньшинств на рынках  труда и жилья // Сайт Центра  этнополитических и региональных  исследований. (http://minorities.ceprs.indem.ru/DiskrTrJil.htm)

35. Дмитриев Д.Д. Локальный  отраслевой рынок региона: управление  асимметрией информации как фактор  формирования и развития конкурентной  среды (на примере рынка железобетонных  изделий) : автореф. дис. . канд. экон. наук / Д.Д. Дмитриев. Пермь, 2009. - 24 с. 

36. Домненко Г.Б. Производство  информационных благ в современной  экономике (теоретические аспекты) : автореф. дис. . канд. экон. наук/ Г.Б.  Домненко. М., 2007. - 29 с. 

37. Дуракова И.Б. Управление  персоналом: отбор и найм : Исследование  зарубежного опыта / И.Б. Дуракова. М.: Центр, 1998. - 156 с. 

38. Жадан A.A. Саморегулирование  и регулирование экстерналий  рынка : дис. . канд. экон. наук / A.A. Жадан.  Саратов, 2006. - 166 с. 

39. Жиглинский И.Ю. Анализ  финансового состояния предприятий  АПК в условиях информационной  асимметрии : автореф. дис. . канд. экон. наук / И.Ю. Жиглинский. СПб- Пушкин, 2007. - 23 с. 

40. Зудина JI. Кадровик. Увольнение  по собственному желанию. начальника. Из судебной практики / JI. Зудина // Трудовое право для кадровика. 2008. -№ 10.-(http://www.hr-portal.ru/print/41881)

41. Ингстер А.Ю. Неформальные  контракты в переходных экономиках: динамический подход / А. Ю. Ингстер.  М.: EERC, 2003. — 75 с. 

42. Как кадровые агентства  обманывают клиентов? // Портал Биз-Hec.Online. (http://job.bl.by/news/93741.php )

43. Как найти инсайдера? // Сайт afera.info (Все о мошенничестве,  аферизме, обмане). (http://afera.info/2006/03/23/kaknajjtiinsajjdera.html)

44. Как обманывают работодатели // Сайт Ultrabyte (Поиск работы через  интернет). (http://ultrabyte.ru/viewclause.php?id=1201175963)

45. Как распознать обман  работодателя? — Исследование компании HeadHunter // Сайт HeadHunter. -(http://voronezh.hh.ru/article.xml?articleld:=l 103&research)

46. Капелюшников Р.И. Категория  трансакционных издержек / Р.И.Капелюшников // Институт свободы — Московский  Либертариум. — (http://www.libertarium.ru/libertarium/llibsb3l-2)

47. Капелюшников Р.И. Неоинституционализм  / Р. И. Капелюшников// Институт  свободы — Московский Либертариум.  — (http://www.libertarium.ru/10621)

48. Капелюшников Р.И. Обновление  высшего менеджмента российских  промышленных предприятий: свидетельства  «Российского экономического барометра» / Р.И. Капелюшников, Н.В. Демина // Российский журнал менеджмента. 2005. - Том 3. - № 3. - С. 27-42

49. Капелюшников Р.И. Теория  трансакционных издержек / Р.И. Капелюшников // Институт свободы Московский  Либертариум. -(http ://www. libertarium.ru/10623)

Информация о работе Информационная асимметрия