Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:27, доклад
В данной работе хочется рассмотреть феномен института информационного лоббизма, который сейчас является настолько малоизученным в современной научной традиции, что упоминание данного термина, как в научных, так и в публицистических трудах, встречается не так часто.
Информационный
лоббизм
В данной работе хочется рассмотреть феномен института информационного лоббизма, который сейчас является настолько малоизученным в современной научной традиции, что упоминание данного термина, как в научных, так и в публицистических трудах, встречается не так часто. Между тем, в условиях социального и политического изменения российского общества, которое происходит с конца 1980-х годов, также в условиях появления определенного плюрализма в экономике, политике, культуре, данное явление стало неизбежным для российской действительности. Более того, возрастая в своем значении, оно нуждается в активных исследованиях.
При проведении исследования и выявлении теоретических основ института информационного лоббизма необходимо обращаться к более широкому понятию – лоббизму в целом. Несмотря на то что в современной науке превалирует тенденция к отождествлению лоббизма с артикуляцией исключительно экономических интересов, данное явление существенно шире и включает в себя такие изначально не экономически ориентированные направления, как лоббизм общественных организаций, лоббизм одних представителей органов государственной власти по отношению к другим, международный государственный лоббизм и т. д. Соответственно, вывод о том, что лоббизм является гораздо более обширным явлением, чем простое экономическое отстаивание интересов, позволяет нам рассуждать не с позиции того, что зарождение
лоббизма не связано с капиталистическим развитием экономики (как об этом говорят
многие исследователи), а с той позиции, что данный институт ведет свое начало из глу-
бин человеческой истории, т. е. с тех времен, когда в сформировавшемся человеческом
социуме один человек получил и закрепил власть над другими. На протяжении всей
человеческой истории существовали люди, которые имели возможность артикулиро-
вать свои потребности или потребности представляемой ими группы интересов для
решения необходимых вопросов. Наша теория подтверждается длительной историей
самого термина «лоббизм», который официально был закреплен в письменном языке
еще в 1553 г. При этом на протяжении всей человеческой истории институт лоббизма
претерпевал определенную трансформацию, постепенно включая в себя новые соци-
ально-политические, методологические и технические аспекты.
Институт лоббизма функционирует в первую очередь в форме деятельности соци-
альных групп, отстаивающих свои особые социально-политические интересы путем
давления на центры принятия решений (ЦПР). Ключевым в данном процессе является
понятие «группа давления», взявшее свое начало из американской политической науки
и обозначающее группы, защищающие определенные материальные, социальные или
иные интересы посредством лоббистов, работающих в сфере воздействия на должнос-
тных лиц. Таким образом, институт лоббизма есть деятельность подобных субъектов
социальных и политических отношений, отстаивающих определенные интересы. Субъ-
екты лоббистской деятельности артикулируют свои интересы как группы давления
или группы интересов, таким образом, являясь основными силами, заставляющими
функционировать институт лоббизма.
Функционирование института лоббизма происходит на основе гарантированного
гражданам Основным законом РФ равного и свободного права на участие в принятии
решений или в системе легитимного выбора и распределения власти. Таким образом,
каждый заинтересованный субъект имеет сегодня реальную возможность участия
в социально-политическом процессе, что ведет к функционированию всей системы
гражданского общества, необходимость выстраивания которой назрела в современной
России. Учитывая, что механизмы гражданского общества пока не имеют достаточного
развития,
группы интересов вынужденно обращаются
к государству и его
признавая, с одной стороны, их право на вмешательство в дела этих групп, с другой –
возможность этих структур выступать в качестве независимых арбитров. В результате
такого
обращения к государству
ношений гражданского общества возрастает, происходит дальнейшая политизация
групп интересов. Таким образом, мы делаем вывод о том, что именно лоббистская
деятельность в современных российских условиях может стать тем фактором, кото-
рый повлияет на формирование гражданского общества. С другой стороны, формаль-
но, принимая во внимание тот факт, что лоббизм является институтом гражданско-
го общества, нельзя говорить о том, что института лоббизма в современной России
не существует. Между тем к современной ситуации нельзя применять подобного рода
теоретическое шаблоны – институт лоббизма существует, несмотря на то что зачас-
тую он принимает теневые и откровенно криминальные формы функционирования.
Приходится признать проблему отсутствия четкого законодательного регулирования
лоббизма, а также необходимость развития институтов, ограничивающих лоббизм ци-
вилизованными рамками, в том числе в связи с обозначенной выше степенью влияния
данного института на формирование гражданского общества в России. В отечествен-
ной
практике факторами, препятствующими
юридической легитимации
лоббизма и его цивилизованному функционированию, являются склонность властной
вертикали к усилению командно-административных методов, сопротивление бюрок-
ратического аппарата и неразвитость институтов гражданского общества. В услови-
ях
подобного сопротивления
и вывести лоббизм «из тени», позволить ему получить моральное одобрение общества
и власти, что, безусловно, требует легитимация данного явления.
С нашей точки зрения, легитимация института лоббизма может проходить в трех
теоретических моделях: как юридическая легитимация, коммуникационная легитима-
ция и демократическая легитимация. Учитывая тот бесспорный факт, что в современ-
ной России имеет место богатая практика, когда сформировавшиеся группы интересов
оказывают давление на центры принятия решений с целью добиться определенного
результата, мы можем говорить о том, что лоббизм в современной России уже леги-
тимирован в форме непосредственной коммуникации. Теперь дело за юридической легитимацией: для официального оформления данного института требуется его закреп-
ление в правовом поле, после чего он будет легитимирован в качестве демократическо-
го института. Но до настоящего времени в России нет адекватных законодательных ак-
тов, регулирующих деятельность лоббистских структур. Определенную регламентацию
в деятельность лоббистов вносит, например, Уголовный кодекс РФ, который заставляет
уходить
от прямого подкупа центров
мационный, также частично регулируется законодательством о СМИ, об обществен-
ных объединениях, Кодексом об административных правонарушениях и т. д. Однако,
во-первых, как показывает практика, даже эти нормы законодательства не всегда эф-
фективно функционируют, а во-вторых, они не охватывают и не регламентируют всех
аспектов лоббистской деятельности. Необходимость законодательного закрепления
лоббизма
регулярно обсуждается в
органы законодательной власти регулярно обращались как к теоретической науке, так
и к практикующим специалистам в данном вопросе, однако до сих пор законодательно-
го закрепления информационный лоббизм не получил, в том числе и по обозначенным
выше причинам.
Проанализировав общую законодательную базу РФ, можно увидеть существую-
щие
предпосылки для появления
дательство о взаимоотношениях между обществом и государственной властью, соот-
ветственно, законодательство о лоббистской деятельности может являться развитием
нескольких статей Конституции РФ, в которых говорится о том, что народ осущест-
вляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы
местного самоуправления; о праве граждан участвовать в управлении делами госу-
дарства как непосредственно, так и через своих представителей; о том, что граждане
имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Кроме того,
законодательство о лоббизме имеет отношение к таким нормам Основного закона РФ,
как право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом и право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Реализуя эти кон-
ституционные права, гражданин может выбрать любой вид деятельности, в том чис-
ле
самостоятельную лоббистскую
которая оказывает данные услуги. Указанная норма в совокупности с ч. 2 ст. 45 Кон-
ституции РФ еще более усиливается, так как в ней установлено, что «каждый вправе
защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». По