Информационная асимметрия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационной работы состоит в развитии теоретических представлений об асимметрии информации и особенностях данного явления на рынке труда, а также разработке научно-методических рекомендаций по ее выявлению и преодолению.
Необходимость достижения поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- уточнить содержание асимметрии информации на основе анализа существующих подходов к ее изучению и собственного исследования;
- определить особенности асимметрии информации на рынке труда и факторы, влияющие на выбор работником качества предлагаемой им рабочей силы и выбор работодателем качества предоставляемых им рабочих мест;
- выявить последствия асимметричного распределения информации на рынке труда;
- разработать методику оценки асимметрии информации на рынке труда;

Содержание

Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования рынка труда в условиях асимметрично распределенной информации.
1.1. Анализ подходов к изучению асимметрии информации о рынке.
1.2. Особенности информационной асимметрии на рынке труда.
1.3. Последствия асимметрии информации на рынке труда.
Глава 2. Пути преодоления информационной асимметрии на рынке труда.
2.1. Способы оценки асимметрии информации на рынке труда.
2.2. Методы снижения информационной асимметрии.
2.3. Анализ асимметрии информации о работодателе.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 62.47 Кб (Скачать)

Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 работах  общим объемом 8,58 п.л. (авт. — 2,55 п. л.), 2 из которых - в журналах, включенных ВАК в Перечень ведущих рецензируемых  научных журналов и изданий, в  которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Структура диссертационного исследования определена целью и  задачами исследования и отражает его  логику. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя три параграфа, заключения, списка литературы, насчитывающего 220 наименований, имеет приложение. Диссертация  имеет общий объем 202 страницы машинописного  текста, основной текст изложен на 175 страницах, содержит 8 таблиц и 23 рисунка.

Заключение диссертации по теме "Экономическая теория", Ляшенко, Ирина Юрьевна

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что  в том случае, если коэффициент  степени асимметрии информации имеет  отрицательный знак (то есть реальные характеристики работодателя лучше  ожидаемых), удовлетворенность трудом будет выше (см. рис. 2.9).

Таким образом, можно отметить две тенденции:

1) при переоценке информации  о работодателе асимметрия информации  снижает удовлетворенность трудом;

2) при недооценке - повышает.

Следовательно, при принятии управленческих решений необходимо учитывать, что меры, направленные на снижение информационной асимметрии, в силу существования первой тенденции  приведут к положительным результатам; вследствие второй тенденции - к отрицательным. Соответственно, возникает задача выбора информационной стратегии работодателя.

Рис. 2.9. Влияние знака  коэффициента степени асимметрии информации на удовлетворенность трудом

Попробуем оценить силу каждой тенденции. Прежде всего отметим, что  переоценка «качества» работодателя наблюдается  в среднем в 84,29% случаев, недооценка - всего лишь в 15,71%. Теперь оценим коэффициент  корреляции между асимметрией информации и удовлетворенностью трудом. В первом случае он больше, чем во втором, то есть корреляция является более тесной. Следовательно, первая тенденция выступает  более сильной. Соответственно, необходимо проведение мероприятий по снижению информационной асимметрии.

Отметим, что социальные характеристики респондентов, такие  как возраст, пол, уровень образования, а также должность, на которую  трудоустраивался сотрудник, не оказали  существенного влияния на степень  асимметрии информации. В получившейся модели не удалось выявить тенденции  зависимости асимметрии от указанных  характеристик; они являются статистически  незначимыми.

Исследование показало, что  помимо воздействия на удовлетворенность  трудом асимметрия информации также  влияет на желание сотрудников добросовестно  работать и на производительность труда (см. рис. 2.10).

В 33,3% случаев наличие  асимметрии информации снижало добросовестность работников. Возвращаясь к предложенной в параграфе 1.3 модели оппортунистического  поведения работника, можно сказать, что условием для ее реализации является асимметрия информации о работнике, а одной из причин - асимметрия информации о работодателе. И, как показало наше исследование, последняя усиливает  оппортунизм каждого третьего работника. В 45,83% случаев асимметрия информации негативно сказывалась на производительности труда. Причем 81,82% сотрудников, признавших снижение производительности их труда  из-за асимметрии информации, указали  на то, что снижение было значительным.

Следующим этапом реализации методики оценки асимметрии информации, предложенной в параграфе 2.1, является разработка рекомендаций. В параграфе 2.2 были выявлены основные методы решения  проблем, связанных с информационной асимметрией. Проанализируем необходимость  и возможность их применения в  нашем конкретном случае. снижение удовлетворенности трудом снижение снижение добросовестности производительное™ 

Рис. 2.10. Вероятность негативных последствий асимметрии информации, %

Данные проведенного исследования показывают, что коэффициенты степени  асимметрии информации принимают отрицательные  значения. Соответственно, можно говорить о необходимости использования  сигнальных и организационных методов  преодоления асимметрии информации.

В структуре первой из рассматриваемых  групп методов весьма действенными могут оказаться такие мероприятия, как РЯ (связи с общественностью). Некоторые шаги в рамках данного  направления уже реализуются  ОАО «РЖД». Как уже отмечалось ранее, действиями, призванными повысить привлекательность компании в глазах работников, могут быть мероприятия, необязательно связанные с кадровой политикой. РЖД проводит деятельность, которую можно рассматривать  как меры повышения информированности  общественности о компании (см. рис. 2.11).

Анализ корпоративного социального  отчета ОАО «РЖД» показывает, что  организация учитывает риск существования  негативного имиджа компании у населения  и осознает необходимость информирования общественности о своей деятельности. Оценку результативности мероприятий  по ее осуществлению можно дать на основе таких показателей, как количество публикаций о компании, в том числе  позитивных, негативных, нейтральных1.

Поддержка наиболее уязвимых групп населения, оказание им материальной помощи

Оказание материальной помощи общественным, религиозным и иным организациям

Содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового  образа жизни, развития физической культуры и спорта

Поддержка детских дошкольных организаций, детских домов, приютов, школьных учреждений 9

Рис. 2.11. Благотворительная  деятельность ОАО «РЖД»"

В качестве дополнительной меры, способствующей снижению асимметрии информации о компании, РЖД может  организовывать своеобразные дни «открытых  дверей», проводить корпоративные  мероприятия, которые могут посещать потенциальные сотрудники. Это позволит им уви 

1 Корпоративный социальный  отчет ОАО «РЖД» за 2008 г. // Официальный  сайт ОАО «РЖД». - (Ьйр://г2с1.ги/1зур/риЬНс/ггё?8ТКиСТи11ЕГО=5085&1ауег1ё=3290&1ё=3530)

2 Там же деть работодателя  «изнутри», повысив тем самым  информированность об условиях  работы в компании.

Отчасти используются ОАО  «РЖД» и организационные методы. Компания имеет собственный сайт, на котором в том числе представлены сведения об условиях работы в компании, производится публикация данных в официальном  периодическом печатном издании - газете «Гудок». Вместе с тем находящуюся  в свободном доступе информацию целесообразно сделать более  полной. В частности, на сайте может  быть размещено следующее:

- информация о вакансиях  в компании, причем она должна  отражать все интересующие соискателей  аспекты; 

- форма для связи соискателей  с работодателем, предусматривающая  и возможность отправки резюме;

- конкретная информация  об актуальных контактных данных  и лицах, занимающихся подбором  персонала, при можно рекомендовать  даже размещать фотографии этих  лиц; 

- информация о проводимых  при приеме на работу испытаниях;

- раздел «Пресса о Компании»; 

- корпоративный блог.

Одним из направлений преодоления  асимметрии информации также может  быть обращение к посредникам  в лице служб занятости, кадровых и рекрутинговых агентств. При  этом можно рекомендовать стремиться к максимальной информативности  размещаемых при помощи указанных  посредников объявлений о вакансиях  в компании. Это приведет к получению  соискателями более полной и достоверной  информации и сократит число нецелевых  откликов, что в свою очередь будет  способствовать экономии ресурсов и  эффективности подбора сотрудников.

Следующая группа мер преодоления  проблем, связанных с асимметрией  информации, — это институциональные, к которым можно отнести и  институт социальной ответственности. В соответствии с выделенными  в 

параграфе 2.2 критериями использование  ОАО «РЖД» данной группы мер целесообразно, так как компания декларирует  ориентацию на долгосрочное эффективное  развитие. Отметим, что ОАО «РЖД»  уделяет внимание данному аспекту. «Корпоративная социальная ответственность  играет важнейшую роль на всех этапах подготовки и принятия управленческих решений и является важным фактором динамичного развития компании»1. Это, на наш взгляд, можно трактовать как стратегическую ориентированность организации и фактор, который будет способствовать повышению информационной прозрачности компании.

Таким образом, мы установили, что ОАО «РЖД» предпринимаются  определенные меры, направленные на повышение  информационной прозрачности, что является позитивным моментом. Вместе с тем  высокие показатели, характеризующие  асимметрию информации, свидетельствуют  о том, что уже осуществленные меры являются недостаточно эффективными. Соответственно, необходима дальнейшая работа по снижению проблем, связанных  с асимметрией информации.

Подводя итог, отметим, что  в данном параграфе была осуществлена практическая реализация методики оценки асимметрии информации. Установлено, что  информационная асимметрия о работодателе действительно существует и принимает  значительные масштабы, которые были оценены количественно. Выяснено, что  информация о различных характеристиках  работодателя в неодинаковой степени  подвержена асимметрии. Определено, что  асимметрия информации отрицательно сказывается  на удовлетворенности работников трудом, добросовестности их работы и производительности труда. Исследование показало, что ущерб  от асимметрии информации является значительным, что обусловливает необходимость  реализации предложенных мер, направленных на снижение информационной асимметрии.

1 Официальный сайт ОАО  «РЖД». - (http://rzd.ru/)

Заключение 

Проведенное исследование позволило  прийти к выводу о том, что информация играет важную роль в развитии любой  системы. Феномену информации уделяется  внимание и в экономической науке. Одно из направлений экономических  исследований предполагает анализ не самой информации, а способов и  характеристик ее распределения. Предлагаемый в диссертации подход заключается  в том, что под информацией  понимается совокупность сведений об объектах, субъектах сделки, явлениях внешней среды, их параметрах и свойствах. При этом асимметрия определяется как  характеристика неравномерности распределения  информации о параметрах и свойствах  объектов, субъектов рыночных взаимодействий, внешней среды между рыночными  агентами, которая зависит от специфики  объекта рыночных взаимодействий; предполагает количественную определенность (выражающуюся в вероятности ее возникновения  и степени проявления); оказывает  влияние на особенности взаимодействий субъектов на определенных видах  рынков и результаты их функционирования.

Выявлено, что асимметричное  распределение информации наблюдается  на многих рынках, в том числе  и на рынке труда, где имеет  свои особенности. К их числу можно  отнести: двусторонность, специфику  управления рисками, вариативность  возможностей определения качества объекта сделки. В отличие от существующих работ, рассматривающих асимметрию информации на рынке труда в основном как асимметрию информации о работнике, в данном исследовании она представляется как сложное и многогранное явление, комплексный анализ которого возможен только с учетом многообразия отношений  между всеми субъектами рынка  труда. Большое внимание уделено  такому достаточно малоисследованному аспекту, как асимметрия информации о работодателе.

В диссертации показано, что асимметричное распределение  информации приводит к таким последствиям, как неблагоприятный отбор, моральный  риск, рост трансакционных издержек. Причем эти последствия возникают для всех субъектов рынка труда. В работе предлагаются теоретические модели, позволяющие проанализировать отдельные формы проявления неблагоприятного отбора и оппортунистического поведения субъектов как последствий асимметрии информации на рынке труда.

В диссертации осуществлена адаптация применительно к рынку  труда традиционной модели анализа  влияния асимметрии информации на рыночных субъектов. Выделены факторы, влияющие на качество предлагаемой рабочей силы и предоставляемых работодателями вакансий. Модель позволила дать теоретическое  обоснование того, что качество рабочей  силы на рынке труда будет тем  выше, чем выше готовность работодателей  обеспечивать достойные условия  труда для высококвалифицированных  сотрудников и выше доля работодателей, обладающих информацией о качестве рабочей силы, то есть используются механизмы снижения информационной асимметрии. Модель также позволила  объяснить с теоретической точки  зрения наличие на рынке труда  низкокачественных вакансий. Невысокий  уровень жизни населения не позволяет  работникам осуществлять большие затраты  на получение качественного рабочего места. Наличие высокой асимметрии информации в условиях несовершенства инфраструктуры и недостаточных  навыков самостоятельного поиска информации приводит к тому, что доля информированных  работников на рынке невелика. Все  это в совокупности со значительной разницей в издержках работодателя на качественное и некачественное рабочие  места способствует наличию на рынке  труда вакансий низкого качества.

Некачественность вакансий принимает различные формы: начиная  от плохих условий труда и заканчивая грубыми нарушениями трудового  законодательства и мошенничеством. Проблема усугубляется тем, что работодатель играет доминирующую по отношению к  работнику роль. Вместе с тем, как  показало проведенное исследование, в ряде случаев асимметрия информации о работодателе наносит серьезный  ущерб и ему самому. Она порождает  текучесть кадров, снижает удовлетворенность  работников трудом, отрицательно влияет на добросовестность сотрудников и  снижает производительность труда.

Информация о работе Информационная асимметрия