Информационное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 09:53, реферат

Описание работы

Не для кого не секрет, что первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, дальнейшее развитие невозможно.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
Информационное право как общественное явление и учебная дисциплина---6
Информационное право как регулятор общественных отношений------------11
Список использованной литературы--------------------------------------------------19

Работа содержит 1 файл

Информационное право реферат.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ 
 

Реферат на тему: 

"Информационное право" 
 
 

По  дисциплине:

ПРАВОВЕДЕНИЕ 
 
 

Студентки 4 курса

факультета  УП1

дистанционное обучение

                                                                                                                                               кринициной Е.М. 
 

Проверила:

Шеяфетдинова  Н.А. 
 
 

Москва

2010 г.

 

 
Содержание:
 

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3

Информационное  право как общественное явление  и учебная дисциплина---6

Информационное  право как  регулятор общественных отношений------------11

Список использованной литературы--------------------------------------------------19 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

Введение 

 
 
Не для кого не секрет,  что  первостепенное значение в современных условиях приобретают высокие технологии, в особенности в области информатизации. Без собственного информационного потенциала, отвечающего самым строгим меркам научно-технического прогресса, дальнейшее развитие невозможно. Информатизация несет с собой, прежде всего, новые возможности для человека искать, получать и распространять интересующие его сведения, повышая тем самым уровень своей профессиональной и общей культуры. Таким образом подтверждается и укрепляется приоритет интересов и прав человека, что составляет первооснову системы отношений в обществе и является главным ориентиром государственной политики. Право человека свободно искать, получать, передавать и распространять информацию занимает почетное место в ряду конституционных прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской Федерации. 
 
Но реализация этого права зависит от многих факторов, среди которых нельзя не назвать уровень компьютеризации России, и в особенности количество персональных компьютеров в стране, объем услуг и динамизм развития российского сегмента Интернета, степень компьютерной грамотности общества. Задачи создания эффективной системы правовой информации были определены в общих чертах еще в начале 90-х годов. В 1993 г. по этому поводу был принят Указ Президента Российской Федерации, подготовлена Концепция правовой информации России, принят ряд других правовых актов, в том числе Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. Новые перспективы открывает информатизация в сфере экономики. 
 
Информатизация связывает воедино экономику и политику, экономику и власть. Выявление и учет как общего экономического интереса, так и объединяемых им частных интересов служит единению государства и его регионов, общества и составляющих его групп, частного бизнеса и государственной экономики. Тем самым повышается уровень консолидированности и устойчивости государства и всего общества. Зачастую недостаток информации порождает разобщенность экономических интересов целого и его частей, выпячивание эгоистических интересов, трения между хозяйствующими структурами и даже между Федерацией и ее субъектами. Экономическая фрагментация не менее опасна, чем политическая или территориальная. 
 
Трудно переоценить роль информатизации в подъеме науки, культуры и образования. Величайшие открытия науки последнего времени неотделимы от достижений в сфере информатизации, появления более мощных электронно-вычислительных машин, новых технологий обработки и доставки информации. Это относится, в первую очередь, к естественным наукам, в частности, к математике, физике, химии, биологии. Вместе с тем, информатизация все шире охватывает науки об обществе. Наиболее заметные сдвиги происходят в экономической науке и филологии. 
 
Но и другие отрасли обществоведения, такие как история, социология и право, также все чаще и больше осваивают огромный потенциал информатизации. Об информационном праве юридическая наука заговорила сравнительно недавно, на рубеже 60-70-х годов XX столетия. Терминология еще не была отработана, и в литературе того времени можно встретить разные определения, относящиеся нередко к одному и тому же явлению. Иной раз вся проблематика информационного права сводилась к так называемому компьютерному праву либо к правовой кибернетике, задачи же правового регулирования оставлялись классическим отраслям права, в первую очередь, административному праву.., 
 
О подъеме научных разработок по информационному праву можно говорить лишь в последние годы.

«Информационное право» выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрываться:

1. Отрасль  права, регулирующая определенную  группу общественных отношений;

2. Область  правоведения, концентрирующая свое  внимание на изучении информационного  права;

3. Учебная дисциплина, связанная с преподаванием информационного права.

Хотя  эти три разновидности понятия  «информационное право» взаимосвязаны, они, тем не менее, существуют раздельно  друг от друга. В этом триединстве  информационное право как отрасль  права выступает в качестве главного, отправного понятия. Исходя из него, можно установить, что такое информационное право как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина. 
 
Ведь наука «информационное право» возникла именно для того, чтобы изучать соответствующую отрасль права. Известно, что ученые анализируют происхождение информационного права, его суть и назначение, состав и систему, конкретные функции, этапы развития и многие другие вопросы. Что же касается информационного права как учебной дисциплины, то она также носит производный характер.

Но именно отрасль права выступает как  базовый компонент триединого понятия, как первичное, исходное явление.  
Она не всеми была поддержана, и научная дисциплина развивалась в рамках компьютерного права, отдельных проблем информационного законодательства, правовой информатизации, правовой кибернетики. В настоящее время идея информационного права реализуется достаточно активно. Во многих странах существуют не только кафедры, но и институты информационного права, имеются публикации по данной проблеме за рубежом и в России. Однако пока нельзя сказать, что наукой охвачены все ключевые проблемы отрасли и они имеют достаточную научную интерпретацию. 
 
При определении предмета информационного права возникают некоторые трудности,  поскольку четко отграничить сферу действия информационного права от смежных отраслей представляется довольно сложной процедурой. Ведь информация пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, все отношения, регулируемые той или иной отраслью права. Полагаю неизбежным отметить, что единого подхода к выявлению предмета информационного права среди лиц, занимающихся данной проблематикой, нет. Одни авторы считают, что информационное право – это комплексная отрасль по методам правового регулирования. Другие рассматривают информационное право в качестве системы норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. 
 
Третьи утверждают, что информационное право – это «формирующаяся отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности в целом»[1]. Однако, на мой взгляд, изучение информационного права требует несколько иного подхода, нежели чем представляется в вышеприведенных определениях. Следует отметить, что иной подход в изучении информационного права не предполагает отрицания уже разработанных доктрин, поскольку невозможно спорить, например, с тем, что информационное право – это комплексная отрасль права. Предлагаемый подход предполагает лишь доработку существующих доктрин и некоторое их изменение. Полагаю необходимым остановиться подробнее на некоторых моментах, характеризующих информационное право именно как  комплексную отрасль. 
 
Нормы информационного права не всегда находятся в нормативных актах, которые с известной степенью условности можно отнести к так называемому информационному законодательству. Они разбросаны по великому множеству правовых актов, регулирующих такие отрасли как конституционное, гражданское, административное, финансовое и уголовное право. Это еще раз подтверждает то фактическое обстоятельство, что регламентация правил поведения в связи с деятельностью по информации является необходимой практически во всех  сферах жизни человека. Нормы Конституции Российской Федерации, например, устанавливают базовые положения информационного права. Так, п. 
4 ст. 29 Конституции устанавливается право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исходные правила информационного права содержатся также и в других нормах Конституции, например, ст. 24, которая гласит, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается и что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вряд ли будет сейчас уместным перечислять все нормы Конституции, определяющие исходные положения информационного права. 
 
Следует только отметить, что Конституция, являясь высшим по иерархической структуре нормативным документом, определяет действительно начальные, отправные положения информационного права, которым должны «подчиниться» другие источники этой отрасли.
 
 
 
 
 

 
 
Информационное  право как общественное явление и учебная  дисциплина.
 

Информационное  право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как  собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть отрасль российского права.

 

Информационное  право как наука — это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования. 

Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических. 

Информационное  право как одна из отраслей российского  права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в информационной сфере. Это одна из самых молодых отраслей в системе российского права. 
 

Основным  предметом правового регулирования  информационного права выступают  информационные отношения, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия  на информационные правоотношения, то есть как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация). Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства 

 
 
Информационному праву присущи также  самостоятельные система (нормы  и институты), источники. Но является безусловным, что Информационное право, как наука в России уже начало свой путь становления. Информация, воздействуя на сознание человека, влияет на социальную структуру общества в целом. На основе в том числе и этих социальных институтов возникает проблема информационной безопасности и проблема информации как социального оружия. В период становления информационного общества важное значение приобретает право, как основной регулятор общественных отношений. Мораль, выступая наряду с правом социальным регулятором отношений, не сможет обеспечить нормальное функционирование и эффективное развитие отношений между людьми в информационной сфере. Данный вывод основывается хотя бы на том, что те же упомянутые выше PR-компании воздействуют именно на мораль людей, меняя и направляя их представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении в нужное русло. 
 
Поэтому мораль не может рассматриваться в качестве основного регулятора именно информационных отношений. В настоящее время необходимо использовать право для формирования «правил игры», по которым будут действовать участники информационного обмена. Действительно неизбежным ответ на вопрос, почему именно сейчас встал вопрос о формировании информационного права, ведь информация как предмет обихода существует, как уже говорилось, давно?

Очевидно, что объективной предпосылкой становления информационного права является возникновение различного вида угроз и трудностей в связи с распространением и потреблением информации, которые нужно каким-то образом преодолевать. Поскольку мораль не может взять на себя обязанность и ответственность регулятора информационных отношений по  рассматриваемым выше причинам, таким регулятором должно стать информационное право. 

В процессе формирования отрасли законодательства отрасль права может одновременно выступать в качестве учебной дисциплины. При этом, когда формирование новой отрасли права как отрасли законодательства только начинается, самостоятельная учебная дисциплина, посвященная правовому регулированию соответствующих отношений, — отсутствует. В лучшем случае, возможно изучение указанных вопросов в рамках других, уже существующих учебных дисциплин. По мере накопления соответствующего нормативного материала, указанным вопросам уделяется все большее внимание, что делает возможным появление соответствующей учебной дисциплины, ориентированной прежде всего на правоприменительную деятельность и в силу этого имеющей прикладной характер. Появление специальных правовых актов требует ознакомления соответствующих лиц с адресованными им правовыми нормами. 
 
Это обуславливает появление различных специальных учебных курсов, ориентированных на лиц, которым на практике приходится иметь дело с соответствующими правовыми актами. Оформление отрасли права как самостоятельной отрасли законодательства приводит к тому, что появляется возможность перейти от учебных курсов ознакомительной или преимущественно правоприменительной направленности к учебным курсам, рассчитанным на более детальное изучение проблем правового регулирования отношений актами новой отрасли законодательства. Указанный процесс завершается тем, что наряду с учебными курсами узкой направленности появляется учебная дисциплина, ориентированная на комплексное и более подробное изучение проблем правового регулирования конкретной группы общественных отношений. Окончательное формирование отрасли права в качестве самостоятельной отрасли законодательства и самостоятельной учебной дисциплины дает толчок к формированию двух других ипостасей отраслей права — отрасли права в собственном смысле этого слова и отрасли права как юридической науки.[8] На данный момент возникла острая необходимость подготовки кадров такого уровня, который бы адекватно соответствовал потребностям практической деятельности, основанной на электронно-технологическом регламенте. 
 
В число таких специалистов должны входить и правоведы. Новая информационная парадигма требует от высшей школы поиска реальных путей организации образовательного процесса в юридических вузах и решение проблемы подготовки юристов, которые должны не только владеть практическими навыками работы с вычислительной техникой, но и получать знания в области правового обеспечения информационной деятельности. Этому благоприятствует внешняя обстановка, поскольку момент формирования новых учебных дисциплин информационной тематики в юридических вузах совпал с процессом реформирования системы высшего образования в целом. Процесс этот вызван не только известными Болонскими рекомендациями, но и многими другими экономическими, социальными, демографическими и иными обстоятельствами. Наряду с выдвигаемыми концепциями относительно путей дальнейшего развития высшей школы в целом, идет процесс формирования новых базовых условий образовательной деятельности. 
 
В их число входит реформирование образовательного стандарта.

В вузах, начиная с 1998 года начали создаваться  кафедры для организации ведения  новой дисциплины. Шесть лет назад  и в Уральской государственной  юридической академии была создана  кафедра "информационно-правовых технологий", которая в ноябре 2002 года получила новое наименование - "информационного права и естественнонаучных дисциплин". На кафедре сегодня работают более 20 преподавателей, в том числе 3 доктора физико-математических наук, 6 имеют кандидатскую степень физико-математических наук и других естественнонаучных дисциплин. Кафедрой организовано преподавание следующих учебных дисциплин: информатика и математика (1 курс), концепция современного естествознания (1 курс), правовая информатика (2 курс), информационное право (4 курс), компьютерные технологии в юридической деятельности (4-5 курсы), компьютерные технологии в образовании и науке (магистратура). Таким образом, в нашей академии студенты практически непрерывно включены в процесс получения знаний информационной направленности. 
 
Почти все отведенное учебным планом аудиторное время студенты проводят в компьютерных классах. Только информационное право ведется в традиционной форме - лекции и семинарские занятия, по концепции современного естествознания читаются только лекции. На основе федерального компонента многие юридические вузы давно уже ввели учебную дисциплину "правовая информатика" в качестве регионального компонента. Эта дисциплина, непосредственно связанная с информатикой, уже ближе по своему смыслу юристам и студенты на занятиях более успешно усваивают практические навыки работы с вычислительной техникой при обработке правовой информации. В Уральской государственной юридической академии ежегодно проводятся студенческие олимпиады по знаниям справочных правовых систем "Гарант" и "Консультант Плюс", победители которых показывают отличные навыки освоения названных компьютерных систем и решают сложные правовые задачи с их помощью. 
 
На старших курсах введена учебная дисциплина "компьютерные технологии в юридической деятельности", которая уточняется по своему названию в зависимости от того, какую специализацию выбирает будущий юрист: судебную, следственную, таможенную или управленческую. Лекции по этой дисциплине не читаются. На практических занятиях в компьютерном классе студенты выпускных курсов не только знакомятся с организацией информатизации в правоприменительных органах, но и осваивают особенности поиска, обработки и использования компьютерной правовой информации в будущей профессиональной деятельности. Например, студентам даются задания в компьютерном классе составить на по заданной фабуле реального юридического дела процессуальные документы (обвинительное заключение, судебный акт или документы судебных приставов). Существуют и некоторые проблемы: В ряду учебных изданий по информационному праву на издательском рынке должны появиться методические пособия в форме "юридического практикума". 
 
Учитывая высокую технологичность образовательного процесса многих юридических вузов и близость правовых знаний информационного профиля к своему предмету (практическая информатика), а также к смежным областям информационных знаний, необходима разработка новых методических пособий мультимедийного и тестирующего формата, выпуск электронных учебных изданий, которые воспринимаются обучаемыми с повышенным интересом. Вторая проблема связана с разработкой и согласованием единой программы учебного курса. Эта проблема непосредственно связана с научным обеспечением названного курса. Многие вузы и образовательные организации выбирают учебную тематику произвольно, в зависимости от того, кто руководит курсом. Третья и самая главная проблема организации учебного процесса в вузах, как представляется, связана с подготовкой преподавателей для ведения учебных занятий. 
 
Особенно характерна она для вузов, где отсутствуют кафедры информационного права и отсутствуют преподаватели с юридическим базовым образованием. Прежде чем вводить учебный курс в качестве федерального компонента образовательного стандарта (то есть обязательного требования для вузов, проходящих аттестацию Министерства образования и науки РФ), необходимо будет провести анализ организации учебного процесса в большинстве ведущих юридических вузах с целью готовности их к ведению учебной дисциплины "информационное право". Думается, что далеко не все из них в настоящее время готовы к этой работе. Наконец, еще одной проблемой, тесно связанной с предыдущей, является организация работы, связанной с научным обеспечением организации и ведения учебного курса "информационного права". Проще говоря, решение этой проблемы упирается в отсутствие у нас в стране разветвленной системы научных центров отрасли информационного права. 
 
Всем известны правовые научные школы теории государства и права, цивилистики (гражданского права и гражданского процесса), криминалистики и криминологии (уголовного права) и т.д. Однако единственным научным центром и школой информационного права поистине считается сектор "информационного права" Института государства и права Российской академии наук. В настоящее время он успешно и в меру своих сил ведет фундаментальные исследования и решает сложнейшую задачу формирования научных кадров. Сегодня это единственный в стране интегрированный научный центр, в котором родилась и проходит путь становления наука информационного права в классическом ее виде. 
 
Здесь же шлифуются проекты создания учебных программ новой отрасли знаний. Одним словом, это признанная научная база всего комплекса информационного права. Период становления новой учебной дисциплины только начинается. От того, какие будут заложены фундаментальные условия ее формирования, какие будут заложены традиции молодой отрасли права, зависит эффективность будущего ее развития, а вместе с нею и будущее юриспруденции в новом информационном обществе. Хочется выразить надежду, что этот этап успешно завершится в ближайшей перспективе. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Информационное право