Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:32, курсовая работа
Предлагаемое читателю – студенту СПб отделения Высшей школы экономики, либо иному другому человеку, заинтересованному в понимании феномена гражданского общества – учебное пособие является и пионерским и экспериментальным одновременно. Само понятие гражданского общества еще не устоялось пока ни в зарубежном, ни, тем более, в российском научном сообществе. Тем не менее, это понятие достаточно широко используется в современной общественной и политической жизни, и является уже ее неотъемлемой частью. Именно поэтому курс «Гражданское общество и его развитие в современной России» включен в программу подготовки бакалавров и специалистов на кафедре прикладной политологии СПб филиала ГУ-ВШЭ, а также читается студентам других факультетов филиала.
Предисловие……………………………………………………………………………4
1. Понятие гражданского общества: исторические корни и возможные
определения…………………………………………………………………………..6
1.1. Исторические корни……………………………………………………….6
1.2. Гражданское общество как знамя в борьбе против Советского
режима…………………………………………………………………………...9
1.3. Концепция гражданского общества в работах современных западных исследователей………………………………………………………………….11
1.4. В поисках определения…………………………………………………….13
2. Ростки гражданского общества в СССР……………………………………………21
2.1. Существовали ли элементы гражданского общества в СССР?................21
2.2. Общественные организации и гражданские инициативы в
период перестройки……………………………………………………………28
3. Некоммерческие организации в Российской Федерации в 90-е годы……………36
3.1. НКО и политика. Законодательные основы деятельности НКО………..36
3.2. Основные типы некоммерческих организаций…………………………..41
3.3. Деятельности НКО в 90-е годы (на примере Санкт-Петербурга)……….45
3.4. Сообщество НКО: взаимодействие с властью и иностранными
фондами………………………………………………………………………….62
4. Практики и формы взаимодействия НКО и власти в 2000-2003 гг………………. 68
4.1. Гражданское общество становится предметом внимания российской
власти…………………………………………………………………………….. 68
4.2. Подготовка Московского Гражданского форума и
его некоторые итоги………………………………………………………………70
4.3. Государство и гражданское общество: поиски диалога (2002-2003 гг.)….73
5. Взаимодействие власти и гражданского общества в России: современные
тенденции (2004-2007 гг.)…………………………………………………………………81
5.1. Российский Гражданский конгресс: путь политизации гражданского
общества……………………………………………………………………………81
5.2. Социальный форум в Перми (2004 г.)……………………………………….82
5.3. Создание Общественной палаты РФ и начало ее деятельности…………...84
5.4. Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов
гражданского общества и правам человека………………………………………86
5.5. Новое законодательство о НКО и проблемы финансирования
некоммерческих общественных организаций……………………………….…..88
6. Изучение развития гражданского общества в России:
от описания к формулировке моделей…………………………………………………...92
6.1. Материалы и исследования о гражданском обществе и организациях
Третьего сектора: попытка классификации……………………………………92
6.2. Основные концепции и модели взаимодействия структур гражданского
общества и власти…………………………………………………………………..97
7. Концепция развития публичной политики…………………………………………..112
Он ищет оптимальные формы соотношения государства и гражданского общества: "... можно было бы сказать, что государство = политическое сообщество + гражданское общество", считая при этом, что: "государству суждено исчерпать себя и раствориться в упорядоченном обществе", то есть "Этическом государстве или гражданском обществе"16.
А.Грамши был один из немногих мыслителей, использующих концепцию гражданского общества при анализе общественных процессов в первой половине и в середине ХХ века. Новое внимание это понятие получило уже в 70-х годах, в связи с борьбой против советского режима в странах Восточной Европы.
Есть некая ирония в том, что концепция гражданского общества, в разработку которой внесли свой вклад многие левые мыслители, была эффективно использована в 70-80-е годы в борьбе с социалистическим государством в странах Восточной Европы. При этом именно сохранившиеся в независимости от государства общественные структуры, ячейки гражданского общества, стали центром кристаллизации сопротивления тоталитаризму17. Это относится прежде всего к Польше, где сохранившая свою независимость католическая церковь стала опорой для клубов католической интеллигенции, а затем и профсоюза «Солидарность». Группы независимых интеллектуалов в Венгрии, писательские союзы в Чехословакии, члены групп Хартия-77 - все они были теми ростками гражданского общества, которые разрушали основы тоталитарного государства. Фигура писателя, философа, Вацлава Гавела, автора статей о развитии гражданского общества, который затем стал президентом Чешской республики, является хорошим примером этой тенденции18. Как отмечает в своей монографии, посвященной политической реформе в России и странах Восточной Европы, профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол, степень успеха процесса политической модернизации пропорциональна уровню развития структур гражданского общества в этих странах до 1989 г.19
В этой связи возникает вопрос: если мы будем относить к росткам гражданского общества все группы сопротивления коммунистической системе, советскому государству и его сателлитам в Восточной Европе, то не придется ли нам к структурам гражданского общества относить и группы активной борьбы с буржуазным государством, например, немецкую "Красную армию", итальянские Красные бригады и другие террористические организации?
Опыт реализованных переходных процессов в странах с наиболее развитыми общественными инициативами показал, вместе с тем, что одно только гражданское общество не может осуществить смену режимов. Как отмечает А.Арато: "..гражданское общество может рассматриваться как один из акторов в ходе такого процесса; но для политических элит, а также ... и для успехов переговоров важно, чтобы гражданское общество было демобилизовано на пути к соглашению, ведущему к демократическим выборам"20.
В этой связи следует согласиться с позицией А.Арато, отличающего неформальные социальные связи (network), солидарные сообщества и взаимоотношения от более формализованных и институциализированных структур гражданского общества. Соответственно, можно различать гражданское общество как движение и как институт: первое - как своего рода учредительное гражданское общество, которым создается второй - учреждаемая, институциализированная его версия.
Рассматривая роль концепции гражданского общества в крахе авторитарных режимов Восточной Европы, нельзя не остановиться и на судьбе этой концепции после распада этих режимов, когда уже не существует образа государства-партии, для уничтожения которого его противники объединялись под знаменем гражданского общества. Как отмечает в уже цитированной работе А.Арато, в Венгрии некоторые из тех, кто в 1988 году были поборниками гражданского общества, к 1990 г., уже выдвигали в повестку дня другие, явно несовместимые между собой наборы программных предложений. Для революционеров, которые хотели осуществлять чистку и карать, идея самоограничиваемой революции была слишком законнической и постепеновской. С точки зрения новых профессиональных политиков открытость каналов коммуникации группам вне партий и парламентов нарушала их узкую концепцию демократии, которая восходила не столько к западным идеалам, сколько к западной элитарной практике демократии. Говоря без обиняков, такая открытость ставила под угрозу и их воображаемую новую монополию на власть. Поборникам экономического либерализма, воображающим себя буржуа, после того, как они призывали в своих памфлетах к гражданскому обществу, как к единственно возможной среде для появления рыночной экономики, общество профсоюзов, экологистов, ассоциации потребителей стало казаться роскошью, подобающей только развитым западным экономикам. Ни те, ни другие явно не отдают себе отчета в том, что одного лишь тонкого слоя легитимности, которая приобретается посредством демократических выборов, не будет достаточно для населения, испытывающего глубокие экономические трудности. Общим для всех этих политических дискурсов является цель вытеснения дискурса и политики гражданского общества формами мышления, уже дискредитированными в прошлом.
исследователей
Внимание к концепции
В качестве примера последней тенденции можно привести монографию "На пути к глобальному гражданскому обществу", опубликованную в рамках серии Фонда Фридриха Эберта, фонда немецких социал-демократов21. Заключительный раздел этой книги прямо озаглавлен "Европейский социализм и американская социальная реформа". В целом из книги можно сделать вывод, что развитие глобального гражданского общества связано с социалистической перспективой, с чем трудно согласиться.
Если в странах Восточной Европы термин "гражданское общество" использовался в основном в качестве знамени в борьбе с коммунистическим режимом, то западные исследователи рассматривали, что же представляет из себя это общество. Так, Michael Walzer, определяет гражданское общество как "пространство свободных ассоциаций индивидуумов, а также набор сетей взаимоотношений, образованных на основе семьи, веры, интересов и идеологии и заполняющих это пространство"22. Однако, как справедливо комментирует Terry Nardin23, характер этих взаимоотношений зависит от разделяемых ценностей. Поэтому понятие гражданского общества может иметь как либеральную, так и коммунитаристскую интерпретацию, в зависимости от того, берется ли за основу свобода индивидуума или солидарность ассоциаций.
Понятие гражданского общества приобрело
новое измерение в связи с
развитием сектора некоммерческ
Растущее внимание к проблематике гражданского общества и деятельности организаций третьего сектора характерно не только для стран, претерпевающих непростые процессы посткоммунистической модернизации, но и для стран с устойчивой демократической системой. В последнем случае именно на примере негосударственных организаций, эффективно решающих сложные проблемы, и не извлекающих для себя при этом прибыли, многие аналитики пытаются найти выход из старой дилеммы: эгоистический индивидуализм - обезличивающий коллективизм.
Важность "протестантской этики"
в становлении капиталистическо
Другое направление
В настоящее время не существует
единого, общепринятого определения
гражданского общества. С одной стороны,
под гражданским обществом
Один из сторонников такого подхода, профессор СПбГУ В.Г.Марахов пишет в предисловии к вышедшему под его редакцией сборнику материалов Второго российского научно-общественного форума «Гражданское общество в России как демократический проект»: « Глубинный смысл гражданского общества состоит в достижении ценностей, к которым прежде всего относятся ценности свободы и ценности справедливости, которыми освящается вся система общественных отношений – экономических, политических, социальных и духовных. Каких-то отдельных гражданских ценностей при этом быть просто не может…Государство в гражданском обществе впервые приобретает иную природу, отражает интересы всех слоев и впервые в истории перед государством встают задачи «уметь соединить противоположности»29…
На мой взгляд, именно понимаемое в этом смысле гражданское общество стало знаменем в борьбе против коммунистических режимов в Восточной Европе. Вместе с тем можно согласиться с редактором "Journal of Democracy" Марком Платтнером, что такое широкое определение фактически совпадает с понятием "демократия"30, и является в таком случае излишним.
С другой стороны, под гражданским
обществом некоторые
На мой взгляд, такое определение является слишком узким, так как и политическое (партии, движения) и экономическое (ассоциации бизнесменов, профсоюзы) сообщества и, тем более, экологические и женские организации вычеркивать из гражданского общества было бы неправомерно. Мне кажется более разумным подход, в рамках которого гражданское общество можно представить себе как определенный тип коммуникационного процесса между государством и гражданином. Как показывает практика, такая коммуникация возможна лишь при дискурсивных, диалоговых отношений между ее субъектами. Гражданскую культуру можно определить как плюралистическую культуру, основанную на коммуникативном процессе. В ее фундаменте лежит убеждение в необходимости различий и консенсуса, оно допускает социальные изменения, но в приемлемых для нее рамках и формах.
Ключевым понятием гражданской культуры является понятие "Гражданин", интерпретируемое как субъект жизни общества, активно влияющий на процесс его изменений. В рамках гражданского общества, понимаемого как коммуникативный процесс, понятие "гражданин" раскрывается через понятие "участие", т.е. через его деятельность в различных общественных организациях и институтах.
Информация о работе Гражданское общество и его развитие в России