Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета и проблем его сбалансированности. Объект исследования – государственный бюджет. Предмет исследования – государственный бюджет в Республике Беларусь.
Доходы государственного бюджета представлены:
Государственный бюджет может быть сбалансированным, с профицитом и дефицитным.
Дефицит
бюджета имеет место, когда расходы
государства превышают его
Дефицит бюджета различают:
где — дефицит структурный;
G – государственные расходы;
Y* Y – потенциальный и фактический объем производства в стране;
t — налоговая ставка.
= t (Y*—Y)
где — циклический дефицит бюджета.
Оценить структурный дефицит непросто, что объясняется сложностью определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема ВВП. Эта проблема еще больше усложняется, если учесть, что на величину бюджетного дефицита влияют такие действия правительства, как отсрочка налоговых платежей для определенных субъектов хозяйствования, введение временных или дополнительных налогов, отсрочка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д. Поэтому в странах с переходной экономикой при разработке экономической политики обычно используют динамику реального дефицита.
Государственный долг — это сумма задолженности страны своим и/или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран, Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.
Различают внутренний долг и внешний.
Внутренний долг — это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Вместе
с тем нельзя недооценивать негативные
последствия внутреннего долга,
ибо при определенных условиях он
может стать серьезной
Чтобы последствия долга не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению им:
Последствия
внешнего долга для страны тяжелее,
чем внутреннего. При внешнем
долге нация вынуждена отдавать
другим странам ценные товары и услуги,
чтобы оплатить проценты и погасить
долг, что снижает уровень жизни
населения, Кроме того, при предоставлении
займа страна-кредитор может потребовать
выполнение ряда условий, которые «неудобны»
для страны-заемщика. В связи с
негативными последствиями
Большой
внешний долг снижает международный
авторитет страны и может осложнить
получение новых иностранных
займов. Поэтому правительство
Величину государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:
где ГДобщий – общий государственный долг;
G – государственные расходы;
N – выплаты по обслуживанию долга;
F – трансферты;
Т – налоговые поступления в бюджет,
При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:
N = D*R
где D – величина долга;
R1 – реальная ставка процента.
Таким
образом, государственный долг является
непосредственным итогом дефицитов
бюджета и представляет собой
сумму накопленных за определенный
период времени бюджетных дефицитов
за вычетом имевшихся за это время
положительных сальдо бюджета. При
долговом финансировании первичного дефицита
увеличивается и основная сумма
долга, и коэффициент его
В
ходе исполнения бюджета сбалансированность
достигается с помощью: введения
процедуры санкционирования бюджетных
расходов; строгого соблюдения установленных
лимитов бюджетных
В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом [7, с. 12].
В РБ принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В
настоящее время
2.1
Основные проблемы
сбалансированности
государственного
бюджета Республики
Беларусь
Ранее мы раскрывали теоретические аспекты сбалансированности государственного бюджета. Теперь проанализируем данный вопрос на примере Республики Беларусь
Величина дефицита после распада СССР не являлась постоянной, а изменялась на протяжении всего рассматриваемого периода под влиянием различных факторов экономики, которые были рассмотрены в предыдущих разделах.
Можно
лишь отметить, что свою роль тут
сыграла инфляция, реальный темп прироста
валового внутреннего продукта, средняя
реальная и номинальная ставки процента,
по которым обслуживается
Мировая
практика показывает, в период депрессии,
когда ВВП низок, бюджет сводится
с дефицитом, а в периоды подъема
наблюдается положительное
Необходимо
помнить также, что в республике
существуют проблемы в сфере внешнего
долга страны. В связи с
Информация о работе Проблемы сбалансированности государственного бюджета