Проблемы сбалансированности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета и проблем его сбалансированности. Объект исследования – государственный бюджет. Предмет исследования – государственный бюджет в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 114.84 Кб (Скачать)

   Доходы  государственного бюджета представлены:

  • налогами;
  • доходами от продажи государственной собственности;
  • доходами от внешнеэкономической деятельности;
  • внутренними и внешними займами, др.

   Государственный бюджет может быть сбалансированным, с профицитом и дефицитным.

   Дефицит бюджета имеет место, когда расходы  государства превышают его доходы.

   Дефицит бюджета различают:

  • Структурный, когда расходы превышают доходы в условиях полной занятости ресурсов. Такой дефицит бюджета является результатом макроэкономической политики.

                                                 = G – tY*                                                 (2.1)

   где — дефицит структурный;

   G – государственные расходы;

   Y* Y – потенциальный и фактический объем производства в стране;

   t — налоговая ставка.

  • Циклический дефицит бюджета — это разность между фактической величиной бюджетного дефицита и величиной структурного дефицита. Имеет место в условиях экономического спада, когда автоматическое сокращение налоговых поступлений и рост государственных расходов, трансфертов идет на фоне спада деловой активности.

                                = = (G—tY) –(G—tY*)                                (2.2)

    = t (Y*—Y)

   где — циклический дефицит бюджета.

   Оценить структурный дефицит непросто, что  объясняется сложностью определения  уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы  и потенциального объема ВВП. Эта  проблема еще больше усложняется, если учесть, что на величину бюджетного дефицита влияют такие действия правительства, как отсрочка налоговых платежей для определенных субъектов хозяйствования, введение временных или дополнительных налогов, отсрочка выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы  и т.д. Поэтому в странах с  переходной экономикой при разработке экономической политики обычно используют динамику реального дефицита.

   Государственный долг — это сумма задолженности  страны своим и/или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран, Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.

   Различают внутренний долг и внешний.

   Внутренний долг — это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Он порождается бюджетными дефицитами, их долговым финансированием. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

   Вместе  с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой  для экономики страны:

  1. наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала
  2. государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ценного ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
  3. негативным последствием роста внутреннего долга также является увеличение суммы процентных выплат по нему. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то означает уменьшение его доли в национальном продукте и наоборот.

   Чтобы последствия долга не стали слишком  тяжелыми для экономики, правительство  должно предпринять определенные меры по управлению им:

  1. инфляция;
  2. введение специальных налогов;
  3. секвестирование бюджета, т.е. пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10, 15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. (Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти. Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.).
  4. Внешний долг — это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. Он может появиться по двум основным причинам:
  5. в результате прямого заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;
  6. путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

   Последствия внешнего долга для страны тяжелее, чем внутреннего. При внешнем  долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни  населения, Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать  выполнение ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с  негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается  его лимит.

   Большой внешний долг снижает международный  авторитет страны и может осложнить  получение новых иностранных  займов. Поэтому правительство предпринимает  определенные меры, чтобы уменьшить  внешний долг:

  • использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны;
  • переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга (с согласия кредитора).

   Величину  государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:

                                          ГД  = (G + N + F) — T                                      (2.3)

   где ГДобщий – общий государственный долг;

   G – государственные расходы;

   N – выплаты по обслуживанию долга;

   F – трансферты;

   Т – налоговые поступления в  бюджет,

                                            ГД = (G + F ) – T                                         (2.4)

   При этом выплаты по обслуживанию долга  рассчитываются как:

   N = D*R

   где D – величина долга;

   R1 – реальная ставка процента.

   Таким образом, государственный долг является непосредственным итогом дефицитов  бюджета и представляет собой  сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. При  долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма  долга, и коэффициент его обслуживания. Механизм самовоспроизводства государственного долга, следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга → рост государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → рост общей величины государственного долга → рост новых государственных займов → рост общей величины государственного долга → рост выплат по обслуживанию государственного долга → и т.д. 

    В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных  расходов; строгого соблюдения установленных  лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие  доходы; определения оптимальных  сроков осуществления расходов; использования  механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д [6, с. 125].

    В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом [7, с. 12].

    В РБ принцип сбалансированности бюджета  определен в Бюджетном кодексе  в качестве одного из основных принципов  построения бюджетной системы. Его  претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е  гг. практику составления и утверждения  фактически несбалансированных бюджетов. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря  полному и последовательному  соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться  при планировании не только годовых  назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении  бюджетных доходов и расходов.

    На  стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования  бюджетных потоков, позволяющие  с наибольшей эффективностью маневрировать  бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных  расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

    В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в  этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового  органа за ее обеспечение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  сбалансированности государственного бюджета
 

2.1 Основные проблемы  сбалансированности  государственного  бюджета Республики  Беларусь 

    Ранее мы раскрывали теоретические аспекты  сбалансированности государственного бюджета. Теперь проанализируем данный вопрос на примере Республики Беларусь

     Величина  дефицита после распада СССР не являлась постоянной, а изменялась на протяжении всего рассматриваемого периода под влиянием различных факторов экономики, которые были  рассмотрены в предыдущих разделах.

     Можно лишь отметить, что свою роль тут  сыграла инфляция, реальный темп прироста  валового внутреннего продукта, средняя  реальная и номинальная ставки процента, по которым обслуживается государственный  долг.

     Мировая практика показывает, в период депрессии, когда ВВП низок, бюджет сводится с дефицитом, а в периоды подъема  наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие в доходной и расходной частях бюджета. Имеется в виду, что во время спадов резко снижаются поступления прямых налогов в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находится в противофазе с циклом. Как правило, правительства в периоды спада принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.

     Необходимо  помнить также, что в республике существуют проблемы в сфере внешнего долга страны. В связи с неплатежеспособностью  некоторых предприятий, получивших иностранные кредиты  под гарантии правительства, бюджет несет значительные дополнительные расходы. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг, увеличивающий размер дефицита.

Информация о работе Проблемы сбалансированности государственного бюджета