Проблемы сбалансированности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета и проблем его сбалансированности. Объект исследования – государственный бюджет. Предмет исследования – государственный бюджет в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 114.84 Кб (Скачать)

      Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с  установившейся практикой частых корректировок  Закона о бюджете.

     Одна  из основных проблем в данной области  – эффективность использования  средств, так как их основная часть  направляется на оказание  финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой,  в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

     Как уже было отмечено выше, финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних  и внутренних источников. Последние в свою очередь подразделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты национального банка и выпуск государственных ценных бумаг).

     Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску  государственных ценных бумаг, как  безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

     За  многовековой период своего развития государственный бюджет Беларуси претерпел  существенные изменения. Менялись формы  и содержание бюджетного фонда, его качественные и количественные характеристики. В историческом процессе развития бюджета Республики Беларусь можно выделить этапы, соответствующие отдельным периодам развития государства.

     I этап – с IX в. до конца XII в. – характеризует зарождение бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе Древнерусского государства. На этом этапе закладываются основы бюджетного устройства, соответствующие отдельным периодам развития государства.

     II этап – с XIII в. до конца  XVIII в. – отражает развитие  государственного бюджета в Великом  княжестве Литовском, Речи Посполитой и заканчивается воссоединением белорусских земель с Россией. В течение этого периода продолжает формироваться бюджетная система, укрепляются бюджеты городов. Осуществлен переход к налоговому государству. Доходы государственной казны увеличиваются за счет развития косвенного налогообложения, с развитием товарно-денежных отношений все больше платежей поступает в денежной форме, происходит трансформация бюджета в финансовую категорию. Вырабатывается механизм сбора государственных доходов и контроля их поступлений. Государственная казна формируется из натуральных и денежных податей и платежей. Доходы средневекового государства включали в себя добровольные дары, договорные домены, налоги и пошлины, доходы от верховного права на бесхозное имущество.

     III этап – с конца XVIII в. по 1919 г. – связан с формированием  бюджетов белорусских губерний  в составе России. На этом этапе  формируется многоуровневая бюджетная  система: образуются местные бюджеты  – земские, городские, мирские,  в них впервые появляются расходы  на хозяйственные мероприятия  территорий и социальные нужды  населения. Укрепляется налоговая  система, широкое распространение  получают акцизы. Бюджеты белорусских  губерний участвуют в формировании  общеимперских доходов.

     IV этап – с 1919 г. по 1990 г. –  охватывает период развития бюджета  Белорусской Советской Социалистической  Республики в основном в составе  СССР. На этом этапе проводится  ряд мероприятий по реорганизации  финансовых отношений на основе  перестройки хозяйственного механизма,  преобразования форм и методов  руководства экономикой. Изменяются  состав и структура доходов  и расходов бюджета БССР, укрепляется  доходная база местных бюджетов. Бюджетная система Беларуси формируется  как часть единой бюджетной  системы мощного государства,  способная к самостоятельному  функционированию.

     V этап – с 1990 г. по настоящее  время – характеризует развитие  бюджета и формирование национальной  бюджетной системы Беларуси в  условиях суверенитета республики  и рыночных преобразований [13, с. 34].

     В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета, как  уже упоминалось, утверждаются законом  о бюджете на очередной финансовый год.

     При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям  относят выплату заработной платы  и других выплат населению, строительство  социально значимых объектов и поддержка  агропромышленного комплекса.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера  дефицита бюджета или снижение поступлений  по доходам бюджета более чем  на 10% от запланированного уровня, то применяются  секвестр расходов по незащищенным статьям  бюджета или блокирование по отдельным  статьям его расходов. В таких  случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном  законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     Принятые  в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов  или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета. 

    1. Источники покрытия бюджетного дефицита в Республике Беларусь
 

     Структура источников покрытия бюджетного дефицита в Республике Беларусь за 2004-2010  представлена в таблице 1. Это делается для того, чтобы более детально изучить к каким мерам прибегало государство для покрытия бюджетного дефицита. В данный период времени просматривается определенная тенденция в выборе источников финансирования. Разберемся какие.

     Таблица 1.Динамика и структура источников покрытия бюджетного  дефицита, млрд. руб.

     
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Дефицит республиканского бюджета-всего  393,4 709,1 3250,5 3655,1 9253,7 12452 44249
В том  числе  в % к ВВП -5,5 -3,5 -2,7 -1,9 -2,2 -1,4 -2,9
Финансирование  дефицита, всего 393,4 709,1 3250,5 3655,1 9253,7 12452 44249
Внутреннее  финансирование

В том  числе:

11,2 57,4 2819,3 3877,6 7780,8 14200 64959
небанковское     318,9 -519,4 635,8 2150,0 800
государственные казначейские обязательства   9,6 485 1310,4 4615 10940 20145
Органы  денежно кредитного регулирования   248,8 2015,4 3986,7 2530,0 1110 44014
Внешнее финансирование 382,1 451,7 431,2 -222,5 1472,9 -1748 - 20710
 

     Примечание. Источник: [10, 35]

     Как видно из таблицы 1, в 2004 – 2005 годах основным источником покрытия дефицита были внешние займы. В 2004 году за счет займов было профинансировано 97,1%  дефицита,  в 2005 г. – 63,7%. Однако в 2006 г. размер внешнего финансирования бюджетного дефицита снизился до 13,3%. В 2007г. было значительно увеличено внутреннее финансирование в связи с отсутствием дополнительных внешних источников. По этой причине, а так же в связи с недостаточно развитым рынком ценных бумаг, правительство было вынуждено использовать эмиссионные кредиты Национального банка. Они составили в источниках финансирования в 2007 году 84,5 %.

     В 2008 году были вновь привлечены внешние займы для финансирования бюджетного дефицита, при этом доля эмиссионных кредитов в источниках финансирования бюджетного дефицита резко снизилась и составила 27,3%, одновременно выросла доля государственных казначейских обязательств. [10, с. 34]

     Так с 2004 года с целью привлечения новых источников финансирования дефицита бюджета  правительством Республики Беларусь разрабатывались условия тиражирования государственных ценных бумаг, первый выпуск которых состоялся в феврале 2005 года. В 2006 г. посредством размещения ГКО в бюджет привлечено около 15% его дефицита, в 2007 г - уже 35,9%.

     В 2009 – 2010 гг. на покрытие дефицита бюджета направлялись только внутренние источники, которые обеспечили не только финансирование дефицита текущего года, а также погашение внешнего долга прошлых лет.

     Следует отметить, что при слабой заинтересованности субъектов хозяйствования – участников финансового рынка  к инвестированию свободных денежных средств в государственные ценные бумаги, Национальный банк вынужден приобретать у эмитента, правительства Республики Беларусь,  эти ценные бумаги на первичном рынке.

       В 2010 г. 31%  общего объема дефицита был профинансирован за счет выпуска государственных казначейских обязательств. В то же время 68% дефицита было покрыто эмиссионными кредитами Национального Банка. По отношению к чистому объему дефицита 2010г. ГКО составили 15,5%. [10, c.36]

     Эти данные  свидетельствуют о том, что в Беларуси применяется в  основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

     Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового  рынка, главным образом за счет активизации  работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий  и фондовая биржа.

     Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего долга  страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием  кредитов предприятий. Очевидно, что  переложение платежей по долгам предприятий  на Правительство формирует не что  иное, как скрытый внешний государственный  долг и увеличивает дефицит бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формы и методы бюджетного регулирования
 

    3.1 Основные методы  и формы  государственного  бюджета 

     Эффективность использования бюджетных методов  регулирования обусловливается тем, что они гораздо легче поддаются корректированию со стороны государственных органов, чем другие экономические методы, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

      В зависимости от целей методы  бюджетного регулирования могут  подразделяться на четыре взаимосвязанные  сферы:

        бюджетно-налоговое балансирование;

        систему налоговых льгот и  преференций;

        административное воздействие;

        меры санкционированных действий.

      Выделяют  следующие уровни бюджетного регулирования:

      общегосударственный -  устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;

      межтерриториальный - регулирует уровень развития территорий;

      межбюджетный - обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

      межгосударственный - регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и  мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

      Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов, которые необходимы как при составлении бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание.

Информация о работе Проблемы сбалансированности государственного бюджета