Проблемы сбалансированности государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета и проблем его сбалансированности. Объект исследования – государственный бюджет. Предмет исследования – государственный бюджет в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 114.84 Кб (Скачать)

     1) повышение эффективности и результативности  бюджетных расходов на основе  совершенствования форм и процедур  их финансирования;

     2) создание условий для полного  и устойчивого выполнения обязательств государства и концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и решении задач социально-экономического развития при одновременном сокращении неэффективности расходов;

     3) совершенствование межбюджетных  отношений и организация бюджетного  процесса;

     4) повышение эффективности использования  бюджетных средств;

     5) завершение работы по привлечению  бюджетной классификации Республики  Беларусь в соответствие с  международными стандартами статистики  государственных финансов;

     6) переход к среднесрочному бюджетному  планированию;

     7) упорядочение государственной поддержки  реального сектора экономики  за счет сокращения объема  субсидий и льгот, ликвидации  перекрестного субсидирования в  сфере жилищно-коммунальных услуг  на основе пересмотра тарифов  и рационализации ценообразования  и т.п.;

     8) обеспечение сбалансированности  бюджетов всех уровней и сокращение  их дефицита.

     Динамика  консолидированного бюджета Республики Беларусь, его доходной и расходной  частей, величины дефицита (профицита) бюджета в абсолютном выражении  и в процентах к величине валового внутреннего продукта за 1998-2010 гг. представлена в таблице 3.

     Таблица 3 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 1998-2010гг.

Годы ВВП

млрд. руб.

Консолидированный бюджет
доходы расходы дефицит/профицит
млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП
1998 121403 35468 29,22 38756 31,92 -3288,00 -2,71
1999 191839 50669 26,41 54315 28,31 -3646,00 -1,90
2000 366830 112886 30,77 120832 32,94 -7946,00 -2,17
2001 802161 239582 29,87 249577 31,11 -9995,00 -1,25
2002 3026064 1054902 34,86 1142843 37,77 -87941,00 -2,91
2003 9133,8 3181 34,83 3236,4 35,43 -55,40 -0,61
2004 17173,2 5747,1 33,47 6023,5 35,08 -276,40 -1,61
2005 26138,3 8636,1 33,04 8681,1 33,21 -45,00 -0,17
2006 36564,8 12210,6 33,39 12795 34,99 -584,40 -1,60
2007 49992 22057 44,12 22036 44,08 21,00 0,04
2008 63679 30825 48,41 31257 49,09 -432,00 -0,68
2009 79231,4 38391,2 48,45 37300 47,08 1091,20 1,38
2010 105775 48 049,90 45,43 47 626,80 45,03 423,10 0,4

     Примечание  – Источник: [10, с. 37]

     По  данной таблице видно, что максимальный ВВП приходился на 2002 год, показатели по всем статьям таблицы по этому  году также максимальны, кроме дефицита бюджета, где наблюдается обратная картина. Связано это с тем, что  к 2002 году страна окончательно вышла  из стрессовой ситуации после дефолта  в 1998 году. Данные по остальным годам  примерно одинаковы, но наблюдается  положительная тенденция ближе  к 2010 году. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности бюджетной политики в Республике Беларусь
 

    4.1 Сравнительная характеристика  государственного  бюджета Республики  Беларусь с бюджетным устройство Германии 
 

     Ранее мы анализировали бюджетную политику и ее состояние в Республике Беларусь, указывая на ее основные особенности. А сейчас раскроем данную тему, но в  сравнении с бюджетной политикой  Германии.

       Бюджет  выступает главным звеном финансовой системы Германии, его структура  и бюджетный процесс соответствуют  федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного  управления - федерации (центральный  бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом  межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования  и социального обеспечения.

       Бюджетный год в Германии совпадает с  календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

       На  стадии составления центрального бюджета  министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и  передает проект бюджеты на утверждение  федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета  направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в  верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.

       В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель  и общин. Однако если федеральное  правительство формально не имеет  права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой  контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются  ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

       Высшим  контрольным органом Германии в  области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

       Бюджетная политика Германии подчиняется общим  целям экономической политики и  опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый  арсенал средств и методов  формирования доходных и расходных  статей госбюджета.

       Формирование  доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой  важный для экономики показатель как "квота государства" (его  доля в ВНП). Государство в Германии в начале 80-х годов перераспределяло через  госбюджет (включая фонд социального  страхования) до половины ВНП.

       Формирование  доходов определят целую систему  финансовых каналов, по которым в  казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как  важнейшая подсистема бюджетной  политики. Налоговые поступления  составляют 4/5 всех доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются  за счет прямых налогов (подоходного  или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных  доходах федерации, земель и общин  она составляет соответственно:  9/10; 7/10  и 1/3.

       В Германии налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов  экономического  роста. Налоговое  регламентирование условий накопления общественного капитала является в  настоящее время одним из  основных  инструментов  государственного  регулирования экономики.  К числу  главных методов налогового регулирования  относятся:

     1) понижение  или  повышение  общего уровня налогообложения  (ставки прямого индивидуального  подоходного налога, налога на  прибыль корпораций, косвенных налогов);

     2) система ускоренной амортизации  капитала предприятий;

     3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит");

     4) разнообразные специальные налоговые  льготы, поощряющие деловую активность  в отдельных сферах или регионах.

       Федерация получает полностью налог на спиртоводочные изделия, все налоги на потребление (кроме налога на пиво) и страховую  пошлину, равно как и все таможенные пошлины. Совместные налоги: подоходный налог - федерация- 42,5%, земли -42,5%, общины - 15%; налог на корпорации - федерация -50%, земли -50%; налог с оборота - федерации - 65%, земли -35%. 
 

Таблица 4. Динамика государственных расходов в Германии, % (текущие цены)

Годы Расходы государства (по сравнению с предыдущим годом)
2004 +2,4
2005 +3,4
2006 +3,3
2007 +4,1
2008 +4,1
2009 +4,3
2010 +2,5

       Примечание. Источник: [14, с. 122]

       Из  таблицы 4, сравнивая с таблицей 1 можно сделать следующие выводы. Максимальные расходы в Республике Беларусь наблюдаются с 2008 по 2010 годы, а в Германии – с 2007 по 2009 годы. Данное обстоятельство объясняется очень просто – Мировой экономический кризис в странах Европы стал ощутим несколько ранее, чем в Республике Беларусь.

       Об  изменении   доходов и расходов федерального бюджета свидетельствует  таблица 3. Так, в начале анализируемых  годов бюджет сводился с дефицитом, и соответственно возрастали суммы  заимствований. Это, в свою очередь, способствовало увеличению процентных выплат.                                                                                   

    Таблица 5 Динамика доходов и расходов федерального бюджета Германии (в % к ВВП)

  2006 2007 2008 2009 2010
Доходы 46,1 45,2 44,9 46,4 45,2
Расходы 44,3 42,4 45,5 46,6 44,6

       Примечание. Источник: [14, с. 124]

       Сравнивая динамику расходов и доходов бюджета  Республики Беларусь и Германии можно  заметить, что ситуация такая же – наибольшие расходы и наименьшие доходы в % к ВВП наблюдаются в  Германии с 2007 по 2009 годы, в то время, как в Республике Беларусь такая  ситуация с 2008 по 2010 годы по причинам, указанным  ранее (Мировой кризис).

    1. Прогноз бюджетной политики для Республики Беларусь
 

       Далее вернемся к бюджетной политике Республики Беларусь.

     На 2012 год утвержден республиканский бюджет по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год установлен в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей.

     Доходы  и расходы республиканского бюджета  на 2010 год представлены в приложениях А, Б.

     В 2010 году установлено, что размер прироста внутреннего государственного долга  Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от валового внутреннего  продукта. 

     Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2010 года установлен в размере 6 млрд. долларов США.

     Государственными  целевыми бюджетными фондами в 2010 году являются республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд организации сбора (заготовки) и  использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания), инновационные фонды.

Информация о работе Проблемы сбалансированности государственного бюджета