Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета и проблем его сбалансированности. Объект исследования – государственный бюджет. Предмет исследования – государственный бюджет в Республике Беларусь.
1)
повышение эффективности и
2)
создание условий для полного
и устойчивого выполнения
3)
совершенствование
4)
повышение эффективности
5)
завершение работы по
6)
переход к среднесрочному
7)
упорядочение государственной
8)
обеспечение
Динамика консолидированного бюджета Республики Беларусь, его доходной и расходной частей, величины дефицита (профицита) бюджета в абсолютном выражении и в процентах к величине валового внутреннего продукта за 1998-2010 гг. представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь за 1998-2010гг.
Годы | ВВП
млрд. руб. |
Консолидированный бюджет | |||||
доходы | расходы | дефицит/профицит | |||||
млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | млрд. руб. | % к ВВП | ||
1998 | 121403 | 35468 | 29,22 | 38756 | 31,92 | -3288,00 | -2,71 |
1999 | 191839 | 50669 | 26,41 | 54315 | 28,31 | -3646,00 | -1,90 |
2000 | 366830 | 112886 | 30,77 | 120832 | 32,94 | -7946,00 | -2,17 |
2001 | 802161 | 239582 | 29,87 | 249577 | 31,11 | -9995,00 | -1,25 |
2002 | 3026064 | 1054902 | 34,86 | 1142843 | 37,77 | -87941,00 | -2,91 |
2003 | 9133,8 | 3181 | 34,83 | 3236,4 | 35,43 | -55,40 | -0,61 |
2004 | 17173,2 | 5747,1 | 33,47 | 6023,5 | 35,08 | -276,40 | -1,61 |
2005 | 26138,3 | 8636,1 | 33,04 | 8681,1 | 33,21 | -45,00 | -0,17 |
2006 | 36564,8 | 12210,6 | 33,39 | 12795 | 34,99 | -584,40 | -1,60 |
2007 | 49992 | 22057 | 44,12 | 22036 | 44,08 | 21,00 | 0,04 |
2008 | 63679 | 30825 | 48,41 | 31257 | 49,09 | -432,00 | -0,68 |
2009 | 79231,4 | 38391,2 | 48,45 | 37300 | 47,08 | 1091,20 | 1,38 |
2010 | 105775 | 48 049,90 | 45,43 | 47 626,80 | 45,03 | 423,10 | 0,4 |
Примечание – Источник: [10, с. 37]
По
данной таблице видно, что максимальный
ВВП приходился на 2002 год, показатели
по всем статьям таблицы по этому
году также максимальны, кроме дефицита
бюджета, где наблюдается обратная
картина. Связано это с тем, что
к 2002 году страна окончательно вышла
из стрессовой ситуации после дефолта
в 1998 году. Данные по остальным годам
примерно одинаковы, но наблюдается
положительная тенденция ближе
к 2010 году.
4.1
Сравнительная характеристика
государственного
бюджета Республики
Беларусь с бюджетным
устройство Германии
Ранее
мы анализировали бюджетную
Бюджет
выступает главным звеном финансовой
системы Германии, его структура
и бюджетный процесс
Бюджетный год в Германии совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.
На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджеты на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министров проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.
В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.
Высшим
контрольным органом Германии в
области государственных
Бюджетная политика Германии подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.
Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП). Государство в Германии в начале 80-х годов перераспределяло через госбюджет (включая фонд социального страхования) до половины ВНП.
Формирование
доходов определят целую
В
Германии налоги используются как средство
воздействия на накопление частного
капитала во имя стимулирования темпов
экономического роста. Налоговое
регламентирование условий
1) понижение или повышение
общего уровня налогообложения
(ставки прямого
2) система ускоренной
3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит");
4) разнообразные специальные
Федерация
получает полностью налог на спиртоводочные
изделия, все налоги на потребление
(кроме налога на пиво) и страховую
пошлину, равно как и все таможенные
пошлины. Совместные налоги: подоходный
налог - федерация- 42,5%, земли -42,5%, общины
- 15%; налог на корпорации - федерация -50%,
земли -50%; налог с оборота - федерации -
65%, земли -35%.
Таблица 4. Динамика государственных расходов в Германии, % (текущие цены)
Годы | Расходы государства (по сравнению с предыдущим годом) |
2004 | +2,4 |
2005 | +3,4 |
2006 | +3,3 |
2007 | +4,1 |
2008 | +4,1 |
2009 | +4,3 |
2010 | +2,5 |
Примечание. Источник: [14, с. 122]
Из таблицы 4, сравнивая с таблицей 1 можно сделать следующие выводы. Максимальные расходы в Республике Беларусь наблюдаются с 2008 по 2010 годы, а в Германии – с 2007 по 2009 годы. Данное обстоятельство объясняется очень просто – Мировой экономический кризис в странах Европы стал ощутим несколько ранее, чем в Республике Беларусь.
Об
изменении доходов и расходов
федерального бюджета свидетельствует
таблица 3. Так, в начале анализируемых
годов бюджет сводился с дефицитом,
и соответственно возрастали суммы
заимствований. Это, в свою очередь,
способствовало увеличению процентных
выплат.
Таблица 5 Динамика доходов и расходов федерального бюджета Германии (в % к ВВП)
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Доходы | 46,1 | 45,2 | 44,9 | 46,4 | 45,2 |
Расходы | 44,3 | 42,4 | 45,5 | 46,6 | 44,6 |
Примечание. Источник: [14, с. 124]
Сравнивая динамику расходов и доходов бюджета Республики Беларусь и Германии можно заметить, что ситуация такая же – наибольшие расходы и наименьшие доходы в % к ВВП наблюдаются в Германии с 2007 по 2009 годы, в то время, как в Республике Беларусь такая ситуация с 2008 по 2010 годы по причинам, указанным ранее (Мировой кризис).
Далее вернемся к бюджетной политике Республики Беларусь.
На 2012 год утвержден республиканский бюджет по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год установлен в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей.
Доходы и расходы республиканского бюджета на 2010 год представлены в приложениях А, Б.
В 2010 году установлено, что размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от валового внутреннего продукта.
Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2010 года установлен в размере 6 млрд. долларов США.
Государственными
целевыми бюджетными фондами в 2010 году
являются республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки, республиканский дорожный фонд,
республиканский фонд охраны природы,
фонд национального развития, фонд
организации сбора (заготовки) и
использования отходов в
Информация о работе Проблемы сбалансированности государственного бюджета