Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа
Целью работы является определить и наметить основные направления и перспективы развития и реформирования муниципальных финансов.
Задачей дипломной работы является:
- определить понятие и сущность межбюджетных отношений
- рассмотреть методы регулирования и инструменты межбюджетных отношений
- изучить специфику межбюджетных отношений на муниципальном уровне
- провести анализ состояние межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- выявить проблемы развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- сформулировать перспективы реформирование и развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
Фонда софинансирования расходов в 2007 г был утвержден в сумме 1 375 887,2 тыс. руб., в 2008 г. утвержден в сумме 3 818 247,53 тыс. руб., что на 277,51% больше. Рост произошел и в 2009 г. на 105,88% и составил 4 042 949,65 тыс. руб. В составе Фонда софинансирования значительными расходами в 2009 г являются: финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи в сумме 314 103 тыс. руб., проведение капитального ремонта зданий и сооружений в сумме 146 098,5 тыс. руб., формирование районных фондов финансовой поддержки поселений Ставропольского края и обеспечение сбалансированности бюджетов поселений Ставропольского края, дополнительное выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Ставропольского края – в сумме 1 390 305 тыс. руб., поддержку инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения – 868 432,4 тыс. руб., строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования – 918 868 тыс. руб.
Выделение субсидий, субвенций и дотаций в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. на 4 346 982,66 тыс. руб.
Рассмотрим динамику межбюджетных трансфертов бюджета Ставропольского края.
Таблица 2.2 - Динамика межбюджетных трансфертов бюджета Ставропольского края в 2007-2009 гг.
Наименование
бюджета |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Динамика (+/-) | |||
в
тыс. руб. |
в %
от всего |
в
тыс. руб. |
в %
от всего |
в
тыс. руб. |
в %
от всего | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Фонда компенсаций местным бюджетам | 9519528,8 | 73,78 | 5870424,60 | 45,49 | 8848619,08 | 68,57 | -670909,72 |
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки поселений | 9595,7 | 0,07 | 5788 | 0,04 | 7178,47 | 0,05 | -2417,23 |
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов | 1460913 | 11,32 | 991079 | 7,68 | 2644925 | 20,50 | +1184012 |
Дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов | 537761,7 | 4,17 | 793354 | 6,15 | 1188815 | 9,21 | +651053,3 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям | - | - | 66000 | 0,51 | 86000 | 0,67 | +20000 |
Иные межбюджетные трансферты | - | - | 444729 | 3,45 | 432181,86 | 3,35 | -12547,14 |
Субсидии местным бюджетам из краевого Фонда софинансирования расходов | 1375887,2 | 10,66 | 3818247,53 | 29,59 | 4042949,65 | 31,33 | +2667062,45 |
Итого | 12 903 686,40 | 100 | 11 989 622,13 | 100 | 17 250 669,06 | 100 | +4346982,66 |
В общем объеме основную долю межбюджетных трансфертов составляет фонд компенсации. В 2007 г. фонд компенсации был утвержден в сумме 9 519 528,8 тыс.руб., в общей доли составил 73,78%. Сумма в общей доли уменьшилась в 2008 г. на 28,29%, а в 2009 г. на 5,21%. Связано это с тем, что в 2007 г. в состав Фонда компенсаций входило финансирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы. Уменьшение расходов, относимых за счет субвенций из Фонда компенсаций, по сравнению с 2007 годом произошло из-за передачи части расходов на уровень министерств и ведомств:
-
Министерству труда и
-
Министерству культуры
Всего в 2009 году муниципалитетам края передаются 30 субвенций, в том числе на реализацию 12 законов Ставропольского края о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края отдельными государственными полномочиями. Все субвенции распределены между муниципальными образованиями края.
Основной объем субвенций (89,5 %) направляется на расходы социального характера: 5 222 439,04 тыс. руб.:
-
выплаты компенсации части
-
осуществление социальной
-
осуществление полномочий по
социальной поддержке детей-
- на руководство, управление, организацию и другие расходы в сфере установленных функций в 2008 году предусматривается 617 985,57 тыс. руб. или 10,5 % от суммы фонда, в том числе:
а) по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели Федеральных судов общей юрисдикции в РФ – 4 779,4 тыс. руб (в 2007 году 2 372,4 тыс. руб., темп роста 201,5 %);
б) осуществлению полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты –38 315,8 тыс. руб. (в 2007 году 20 342,6 тыс. руб., темп роста 188,3 %);
-
по государственной
- на осуществление полномочий в области сельского хозяйства – 1 354 127,20 тыс. руб. (в 2007 году 355 792 тыс. рублей, темп роста 380,5 %);
-
на организацию предоставления
дополнительного
- по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 1 682,97 тыс. руб. (в 2007 году 1 470 тыс. рублей, темп роста 114,4 %);
-
на полномочия по формированию,
содержанию и использованию
-
на решение полномочий в
В среднем расходы на руководство, управление, организацию и другие расходы в сфере установленных функций возросли на 5,8 %, тогда как расходы социального характера в среднем на 23 %. Этот факт указывает на то, что в бюджете 2009 года приоритет отдается расходам социальной направленности.
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки поселений в общей доли очень малы и составляют в 2007 г. 0,07%, 2008 г. 0,04%, 2009 г. 0,05%. Объем дотации сократился на -2417,23 тыс. руб. по сравнению с 2007 г.
В 2009 году продолжена практика частичной замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений нормативами отчислений от налогов. Так, в бюджете на 2007 год 106 муниципальных районов, городских округов и поселений заменили дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности нормативами отчислений от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на имущество организаций и транспортного налога, арендной платы за земли в бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений Ставропольского края на общую сумму 884 413 тыс. рублей. В 2008 году 103 муниципальных района и поселения воспользовались заменой дотации на нормативы налоговых отчислений на общую сумму 849 735 тыс. руб. Одной из причин сокращения сумм замененных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от федеральных, региональных налогов и налогов с особым налоговым режимом явилось доведение муниципальным образованиям напряженных показателей по налоговым и неналоговым доходам на 2009 год. Объем дотации из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов увеличились на 1 184 012 тыс. руб. Общая доля так же увеличилась на 9,18%.
Объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2009 году увеличился по сравнению с бюджетом 2008 года в 1,49 раза и составил 1 188 815 тыс. руб. Увеличение общей доли на 5,04%, по сравнению с 2007 г.
Субсидии местным бюджетам из краевого Фонда софинансирования расходов увеличились на +2 667 062,45 тыс. руб. За счет средств Фонда софинансирования предполагается реализовать региональные и ведомственную целевые программы:
- «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2004 - 2005 годы и на период до 2010 года» в сумме 100 000 тыс. рублей (в краевом бюджете 2007 года на реализацию данной программы было предусмотрено 37 169 тыс. рублей);
-
«Государственная поддержка
- реализацию Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части обеспечения мероприятий: по капитальному ремонту многоквартирных домов – в сумме 135000 тыс. рублей; по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – в сумме 64000 тыс. рублей.
В общем объеме иные межбюджетные трансферты данные расходы составляют 3,35%, что ниже удельного веса 2008 года на 0,1%.
В связи с изменениями, внесенным в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, в данный подраздел включены следующие расходы:
-
субсидии бюджету города
-
дотации местным бюджетам на
содержание объектов социально-
- средства резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий – в сумме 13 924,4 тыс. руб.;
- средства, выделяемые местным бюджетам на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Ставропольского края и их помощников в избирательном округе, - в сумме 36 885,29 тыс. руб.;
-
субсидии на возмещение части затрат местных
бюджетов на уплату процентов по кредитам,
полученным органами местного самоуправления
муниципальных образований Ставропольского
края в кредитных организациях в рамках
федеральной целевой программы "Жилище"
на 2002-2010 годы на обеспечение земельных
участков коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства, – в
сумме 393,17 тыс. руб.
2.2
Проблемы развития
межбюджетных отношений
в Ставропольском крае
Ставропольский край, представляет особый интерес, с точки зрения межбюджетных отношений, поскольку является одним из пяти (на 1.01.2001 г.) субъектов РФ, где местные бюджеты, представлены бюджетами муниципальных образований, сформированных на низовом территориальном уровне - в части поселений. Неоднородность типов территориальных единиц, в которых образовано местное самоуправление Ставропольского края, приводит к их ассиметричности и не сопоставимости, что влечет за собой невозможность симметричного разграничения расходных полномочий и доходных источников, затруднительность группировки муниципальных образований по обоснованным критериям, индивидуализацию отношений краевого бюджета с бюджетами муниципальных образований и высокий уровень затрат на осуществление процесса межбюджетного регулирования.