Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определить и наметить основные направления и перспективы развития и реформирования муниципальных финансов.
Задачей дипломной работы является:
- определить понятие и сущность межбюджетных отношений
- рассмотреть методы регулирования и инструменты межбюджетных отношений
- изучить специфику межбюджетных отношений на муниципальном уровне
- провести анализ состояние межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- выявить проблемы развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- сформулировать перспективы реформирование и развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае

Работа содержит 1 файл

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

      Фонда софинансирования расходов в 2007 г был  утвержден в сумме 1 375 887,2 тыс. руб., в 2008 г. утвержден в сумме 3 818 247,53 тыс. руб., что на 277,51% больше. Рост произошел и в 2009 г. на 105,88% и составил 4 042 949,65 тыс. руб. В составе Фонда софинансирования значительными расходами в 2009 г являются: финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи в сумме 314 103 тыс. руб., проведение капитального ремонта зданий и сооружений в сумме 146 098,5 тыс. руб., формирование районных фондов финансовой поддержки поселений Ставропольского края и обеспечение сбалансированности бюджетов поселений Ставропольского края, дополнительное выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов Ставропольского края – в сумме 1 390 305 тыс. руб., поддержку инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры муниципального значения – 868 432,4 тыс. руб., строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования – 918 868 тыс. руб.

      Выделение субсидий, субвенций и дотаций  в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. на 4 346 982,66 тыс. руб.

      Рассмотрим  динамику межбюджетных трансфертов бюджета Ставропольского края.

      Таблица 2.2 - Динамика межбюджетных трансфертов бюджета Ставропольского края в 2007-2009 гг.

Наименование

бюджета

2007 г. 2008 г. 2009 г. Динамика (+/-)
в

тыс.

руб.

в %

от всего

в

тыс.

руб.

в %

от всего

в

тыс.

руб.

в %

от всего

1 2 3 4 5 6 7 8
Фонда компенсаций местным бюджетам 9519528,8 73,78 5870424,60 45,49 8848619,08 68,57 -670909,72
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки поселений 9595,7 0,07 5788 0,04 7178,47 0,05 -2417,23
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов 1460913 11,32 991079 7,68 2644925 20,50 +1184012
Дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов 537761,7 4,17 793354 6,15 1188815 9,21 +651053,3
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальным образованиям - - 66000 0,51 86000 0,67 +20000
Иные  межбюджетные трансферты - - 444729 3,45 432181,86 3,35 -12547,14
Субсидии  местным бюджетам из краевого Фонда софинансирования расходов 1375887,2 10,66 3818247,53 29,59 4042949,65 31,33 +2667062,45
Итого 12 903 686,40 100 11 989 622,13 100 17 250 669,06 100 +4346982,66
 

     В общем объеме основную долю межбюджетных трансфертов составляет фонд компенсации. В 2007 г. фонд компенсации был утвержден  в сумме  9 519 528,8 тыс.руб., в общей доли составил 73,78%. Сумма в общей доли уменьшилась в 2008 г. на 28,29%, а в 2009 г. на 5,21%. Связано это с тем, что в 2007 г. в состав Фонда компенсаций входило финансирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы. Уменьшение расходов, относимых за счет субвенций из Фонда компенсаций, по сравнению с 2007 годом произошло из-за передачи части расходов на уровень министерств и ведомств:

     - Министерству труда и социальной  защиты населения Ставропольского  края переданы средства: на оплату  жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах» (в сумме 1 262 163,3 тыс. руб), на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» (в сумме 70 608, 1 тыс. руб), на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в сумме 926 978 тыс. руб), по социальной поддержке ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированным гражданам, на выплату ежемесячного пособия на детей, многодетным семьям и на выплату ежегодного пособия на проезд учащимся (в сумме 3 876 533 тыс. рублей);

     - Министерству культуры Ставропольского  края – по государственной  поддержке государственных музеев  Ставропольского края (78 352,46 тыс. руб.).

     Всего в 2009 году муниципалитетам края передаются 30 субвенций, в том числе на реализацию 12 законов Ставропольского края о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края отдельными государственными полномочиями. Все субвенции распределены между муниципальными образованиями края.

     Основной  объем субвенций (89,5 %) направляется на расходы социального характера: 5 222 439,04 тыс. руб.:

     - выплаты компенсации части родительской  платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Ставропольского края, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования – 118 564,59 тыс. руб

     - осуществление социальной поддержки  детей-инвалидов –481 760,73 тыс. руб. (в 2007 году –289 772 тыс. руб.,увеличение на 1,66 );

     - осуществление полномочий по  социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей –960 066,90 тыс. руб. (в 2007 году 470 748 тыс. руб., темп роста 203%);

     - на руководство, управление, организацию  и другие расходы в сфере  установленных функций в 2008 году  предусматривается 617 985,57 тыс. руб. или 10,5 % от суммы фонда, в том числе:

     а) по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели Федеральных судов общей юрисдикции в РФ – 4 779,4 тыс. руб (в 2007 году 2 372,4 тыс. руб., темп роста 201,5 %);

     б) осуществлению полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты –38 315,8 тыс. руб. (в 2007 году 20 342,6 тыс. руб., темп роста 188,3 %);

     - по государственной регистрации  актов гражданского состояния  6 329,00 тыс. руб (в 2007 году 2 750 тыс.руб., темп роста 230%);

     - на осуществление полномочий в области сельского хозяйства – 1 354 127,20 тыс. руб. (в 2007 году 355 792 тыс. рублей, темп роста 380,5 %);

     - на организацию предоставления  дополнительного профессионального  образования педагогическим работникам – 16 181,90 тыс. руб. (в 2007 году – 12 114 тыс. рублей, темп роста 133,5 %);

     - по созданию комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав 1 682,97 тыс. руб. (в 2007 году 1 470 тыс. рублей, темп роста 114,4 %);

     - на полномочия по формированию, содержанию и использованию Архивного  фонда Ставропольского края –30 734,46 тыс. рублей (в 2007 году 20 358 тыс. рублей, темп роста 150,9 %);

     - на решение полномочий в области  молодежной политики, физической  культуры и спорта – 7000,0 тыс. руб. без прироста .

     В среднем расходы на руководство, управление, организацию и другие расходы в сфере установленных  функций возросли на 5,8 %, тогда как расходы социального характера в среднем на 23 %. Этот факт указывает на то, что в бюджете 2009 года приоритет отдается расходам социальной направленности.

     Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки поселений в общей доли очень малы и составляют в 2007 г. 0,07%, 2008 г. 0,04%, 2009 г. 0,05%. Объем дотации сократился на -2417,23 тыс. руб. по сравнению с 2007 г.

     В 2009 году продолжена практика частичной  замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений нормативами отчислений от налогов. Так, в бюджете на 2007 год 106 муниципальных районов, городских округов и поселений заменили дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности нормативами отчислений от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на имущество организаций и транспортного налога, арендной платы за земли в бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений Ставропольского края на общую сумму 884 413 тыс. рублей. В 2008 году 103 муниципальных района и поселения воспользовались заменой дотации на нормативы налоговых отчислений на общую сумму 849 735 тыс. руб. Одной из причин сокращения сумм замененных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от федеральных, региональных налогов и налогов с особым налоговым режимом явилось доведение муниципальным образованиям напряженных показателей по налоговым и неналоговым доходам на 2009 год. Объем дотации из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов увеличились на 1 184 012 тыс. руб. Общая доля так же увеличилась на 9,18%.

     Объем дотаций на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности местных бюджетов в 2009 году увеличился по сравнению с бюджетом 2008 года в 1,49 раза и составил 1 188 815 тыс. руб. Увеличение общей доли на 5,04%, по сравнению с 2007 г.

     Субсидии  местным бюджетам из краевого Фонда софинансирования расходов увеличились на +2 667 062,45 тыс. руб. За счет средств Фонда софинансирования предполагается реализовать региональные и ведомственную целевые программы:

     - «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае на 2004 - 2005 годы и на период до 2010 года» в сумме 100 000 тыс. рублей (в краевом бюджете 2007 года на реализацию данной программы было предусмотрено 37 169 тыс. рублей);

     - «Государственная поддержка казачьих  обществ Ставропольского края  на 2006 – 2008 годы» в сумме 500 тыс. рублей ( в 2007 году данные расходы финансируются не по целевой программе в сумме 500 тыс.рублей);

     - реализацию Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ     "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"     в части обеспечения мероприятий: по капитальному ремонту многоквартирных домов – в сумме 135000 тыс. рублей; по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – в сумме 64000 тыс. рублей.

     В общем объеме  иные межбюджетные трансферты данные расходы составляют 3,35%, что ниже удельного веса 2008 года на 0,1%.

     В связи с изменениями, внесенным в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, в данный подраздел включены следующие расходы:

     - субсидии бюджету города Ставрополя  на осуществление функций административного центра Ставропольского края – в сумме 376 250 тыс. руб.;

     - дотации местным бюджетам на  содержание объектов социально-культурного  назначения, принятых или приобретенных  в 2009 году в муниципальную собственность от расположенных на территории Ставропольского края организаций, в отношении которых возбуждена процедура несостоятельности (банкротства), и не учтенных при формировании бюджетов – в сумме 4 729 тыс. руб.;

     - средства резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий – в сумме 13 924,4 тыс. руб.;

     - средства, выделяемые местным бюджетам на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности депутатов Государственной Думы Ставропольского края и их помощников в избирательном округе, - в сумме 36 885,29 тыс. руб.;

     - субсидии на возмещение части затрат местных бюджетов на уплату процентов по кредитам, полученным органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в кредитных организациях в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, – в сумме 393,17 тыс. руб. 
 

     2.2 Проблемы развития  межбюджетных отношений в Ставропольском крае  

     Ставропольский  край, представляет особый интерес, с  точки зрения межбюджетных отношений, поскольку является одним из пяти (на 1.01.2001 г.) субъектов РФ, где местные бюджеты, представлены бюджетами муниципальных образований, сформированных на низовом территориальном уровне - в части поселений. Неоднородность типов территориальных единиц,  в которых образовано местное самоуправление Ставропольского края, приводит к их ассиметричности и не сопоставимости, что влечет за собой невозможность симметричного разграничения расходных полномочий и доходных источников, затруднительность группировки муниципальных образований по обоснованным критериям, индивидуализацию отношений краевого бюджета с бюджетами муниципальных образований и высокий уровень затрат на осуществление процесса межбюджетного регулирования.

Информация о работе Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития