Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определить и наметить основные направления и перспективы развития и реформирования муниципальных финансов.
Задачей дипломной работы является:
- определить понятие и сущность межбюджетных отношений
- рассмотреть методы регулирования и инструменты межбюджетных отношений
- изучить специфику межбюджетных отношений на муниципальном уровне
- провести анализ состояние межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- выявить проблемы развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- сформулировать перспективы реформирование и развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае

Работа содержит 1 файл

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

     Основными целями кадровой политики в системе  органов местного самоуправления являются формирование, поддержка и совершенствование системы обеспечения муниципальной службы компетентными, квалифицированными кадрами, способными эффективно действовать в условиях рыночной экономики. Острой остается вопрос создания кадрового резерва в крае.

       Большое внимание необходимо уделяеть повышению квалификации муниципальных служащих. Проводить мониторинг прохождения курсов повышения квалификации и курсовой переподготовки работников администраций.  

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

     Изучив  теоретические аспекты межбюджетных отношений, можно сделать следующие выводы. Межбюджетные отношения представляют собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам ведения регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

     Основные  цели политики межбюджетного регулирования  на субфедеральном уровне сформулированы Минфином России как выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований, стимулирование деятельности местных органов власти, проведение активной экономической политики через передачу средств в местные бюджеты на финансирование целевых программ. Средства, предназначенные на выравнивание, распределяются между муниципальными образованиями в целях сокращения разрыва в бюджетной обеспеченности муниципальных образований региона.

     В систему целей межбюджетного  регулирования, согласно позиции Минфина  России, включается проведение активной экономической политики через передачу средств в местные бюджеты на финансирование целевых программ.

     Инструментами бюджетного регулирования являются вертикальное и горизонтальное выравнивание, нормативные отчисления от регулирующих налогов, дотации, субсидии и субвенции местным бюджетам.

     Органы  местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом. Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов.

     Финансовые  средства (финансовые ресурсы) местного самоуправления представлены в рамках финансовой системы государства в качестве одного из ее центральных звеньев. Именно в финансовой сфере проявляется неразрывная связь между государственной и муниципальной властью.

     Органы  государственной власти осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций. Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации   предоставляться через фонды: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов.

     В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны  руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.

     Проанализировав межбюджетные трансферты Ставропольского края, можно сказать, что одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, которые обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Финансовой базой региона является его бюджет.

     Рассмотрев  бюджет Ставропольского края на 2009 год, можно провести следующие выводы, всего межбюджетных трансфертов было выделено 17 250 669,06 тыс. руб. Выделение субсидий, субвенций и дотаций в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. на 4 346 982,66 тыс. руб. В общем объеме основную долю межбюджетных трансфертов составляет фонд компенсации 8 848 619,08 тыс. руб.

     Проанализировав состояние межбюджетных отношений  в Ставропольском крае были выявлены следующие проблемы: отсутствие основополагающих принципов финансовой самостоятельности местных бюджетов; проблема количественной оценки расходных обязательств бюджетов; проблема несоответствия налоговых полномочий и доходных источников; проблема прозрачности региональных и муниципальных финансов.

     Для преодоления проблем при формировании бюджета и развитии межбюджетных отношений, предлагается совершенствование  системы межбюджетных отношений, где основой для формирования является проведение на региональном и местном уровнях самостоятельной бюджетно-налоговой политики.

     Для совершенствования межбюджетных отношений  необходимо наращивание доходного потенциала муниципалитетов, грамотное выстраивание межбюджетных отношений с региональным бюджетом, обеспечение прозрачности бюджетного процесса, многое зависит от эффективности власти, т.е. от кадровой политики.

     Результатом реформирование бюджетного процесса является повышение ответственности и  расширение самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств, установление четких среднесрочных ориентиров,

     Разумеется, перечисленные направления совершенствования  межбюджетных отношений в Ставропольском крае не охватывают весь спектр проблем. Уже сегодня видны как положительные, так и отрицательные стороны результатов проведенной реформы. Еще не созданы все условия для организации деятельности органов местного самоуправления, не решен вопрос о заинтересованности муниципалитетов при достижении положительных результатов в развитии налогового потенциала территории. Однако время не ждет, и оценку деятельности органов местного самоуправления в первую очередь даст население. Поэтому процесс реформирования нельзя останавливать, для достижения оптимального результата его нужно вести параллельно и на местах, и во властных структурах федерального и регионального уровней.  
 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Нормативно-правовые документы
 
  1. Федеральный закон от 12.12.93 года "Конституция  Российской Федерации" (в ред. Указов президента РФ от 09.01.96 г. № 20; от 10.02.96 г. № 173).
  2. Федеральный закон от 31.07.98 года № 145-ФЗ. "Бюджетный кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 05.08. 2000 года № 116 – ФЗ).
  3. Федеральный закон от 09.07.99 года № 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации".
  4. Федеральный закон № 120-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»,
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  6. Федеральный закон от 25.09.97 г. №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 09.07.99. № 159-ФЗ, от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ, от 06.10. 2003 г. № 131-ФЗ).
  7. Постановление от 16 апреля 2008 г. N 59-п «О проведении конкурса по отбору городских округов и муниципальных районов Ставропольского края на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в 2009 – 2010 годах».
  8. Приказ от 24 октября 2008 г. №  184/87/72 «О проведении конкурса по отбору поселений Ставропольского края на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в 2009 году».
 
 
 
 
    1. Монографии  и научные статьи
 
  1. Акинин  П.В., Гаевский В.В., Рязенцев С.В. Экономика  Ставропольского края: Учебное пособие  для студентов высших учебных заведений экономических специальностей. – Ставрополь, 2000. – 392 С.
  2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 235 с.
  3. Балтина А.М., Волохина В.А. Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2004. - 197 с.Реформы местного самоуправления: финансовый аспект / С. Карчевская // Бюджет – 2007 г. - № 4. 40.
  4. Бюджетная система России: учебник для экон.вузов Издание 2 Автор Поляк Г.Б. Издательство Юнити-Дана ISBN 5238011105 Год выпуска 2007
  5. Врублевская О.В., Романовский М.В., Саба Издательство Юрайт 2004
  6. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для ВУЗов. – М., 2003. – 368 С.
  7. Игудин А..Г. К межбюджетным отношениям в субъектах Федерации //Финансы. – 2004. – № 7. – С.7 – 10.
  8. Лавров А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах РФ.//Финансы №9, 2004г
  9. Левин Д.Н. Финансы и кредит: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. - 145 с.
  10. Михина Е. Ставрополье – экспериментальная площадка реформы местного самоуправления // Пятигорская правда. – 2005. - № 56 (6537).  – С. 2.
  11. Нешитой А.С. Финансы. Учебник.- 8-е изд., перераб. и доп. – М.; Издательско-торговая корпорация «дашков и К, 2008 г.
  12. Перонко И.А., Гнетецкая Л.Л. Об оценке финансового состояния муниципальных образований // Финансы. 2007 г., - №7, с.18-22.
  13. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учёта. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 102 с..
  14. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие.-М.: Вузовский учебник, 2003г.
  15. Пронина Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений.//Финансы №3, 2004г., с. 20
  16. Проблемы и пути совершенствования исполнения региональных и местных бюджетов в современных условиях: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2004 г.
  17. Проблемы формирования местных бюджетов в новых условиях / Боровик В. // Бюджет. – 2007 г., № 4.
  18. Реформы местного самоуправления: финансовый аспект / С. Карчевская // Бюджет – 2007 г. - № 4.
  19. Реформа бюджетного процесса // Новый компаньон, 2004, № 22
  20. Реформа местного самоуправления – проблемы и решения // Пятигорская правда. – 2005. - № 111 (6592). – С.2.
  21. Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3. С. 11.
  22. С.Е. Ларина. Перспективы развития муниципальных финансов// Финансы – 2007, №11.
  23. Тишкина, Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов/ Л.Е. Тишкина// Финансы.- 2006
  24. Тишкина Л.Е., Фрыгин А.В. Формирование и исполнение местных бюджетов в новых условиях // Финансы, 2007 г., - №1, с. 20-22
  25. Феденев А. Оздоровление муниципальных финансов // Бюджет, 2007 г., - №4, с. 28-30.
  26. Проблемы все те же...//Исеть.-№35.-2005г.-с.5.
  27. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Краткий курс/Подред.Н.Ф.Самсонова.-М:Инфра –2007.-228с.
  28. Финансовая система России: история и современность: Материалы научно-практической конференции / Под ред. доц. И.Н. Юдиной. - Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2003. - 179 с.
  29. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003г.
  30. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. проф. В.В. Ковалева.- М.: ООО «ТК Велби», 2003г.
  31. Шишлов А.В. Бюджетное законодательство и межбюджетные трансферты// Финансы-2007-№ 11-стр.10-13.
  32. http://www.budgetrf.ru/
  33. http://www.stavstat.ru/
  34. http://www.council.gov.ru/
  35. http://www.mfsk.ru/
  36. http://www.sfr.krd.ru/ Материалы семинара-совещания руководителей финансовых органов субъектов РФ на тему: «Межбюджетные отношения в 2006 году», г.Кисловодск, 15-16 июня 2005 г.
  37. http://www.stavcons.ru/
  38. http://www.compas-kmv.ru/
  39. http://www.regionz.ru/ Немчинова Л. Опыт реформирования межбюджетных отношений в Ставропольском крае в 2005 году.

Информация о работе Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития