Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определить и наметить основные направления и перспективы развития и реформирования муниципальных финансов.
Задачей дипломной работы является:
- определить понятие и сущность межбюджетных отношений
- рассмотреть методы регулирования и инструменты межбюджетных отношений
- изучить специфику межбюджетных отношений на муниципальном уровне
- провести анализ состояние межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- выявить проблемы развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- сформулировать перспективы реформирование и развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае

Работа содержит 1 файл

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

     5. создание условий для развития доходной базы.

     6. повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.

     7. повышение публичности государственного и муниципального секторов экономики.

     8. межбюджетные отношения и качество управления финансами.

     Программа реформирования региональных и муниципальных финансов - это комплексные планы действий всех органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по реформированию общественных финансов, рассчитанные по меньшей мере на несколько лет.

     После анализа реализации мероприятий, предусмотренных программами реформирования, из федерального бюджета двумя частями в течение двух финансовых лет предоставляются субсидии. Ежегодно получателями субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов являются по 10 субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     Главный результат, достигнутый участниками  конкурсов, - повышение качества управления финансами этих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а именно: повышение качества исполнения бюджетов, снижение кредиторской задолженности и недоимки, сокращение неэффективных расходов, внедрение методов среднесрочного планирования и бюджетирования по результатам.

     В среднесрочном периоде предлагается, не отказываясь от мер прямого  стимулирования реформ на региональном и местном уровнях, большее внимание обратить на техническую поддержку данных реформ: обучение государственных и муниципальных служащих, методическую поддержку указанных реформ и др. В долгосрочной перспективе прямое стимулирование реформ на региональном и местном уровнях за счет средств федерального бюджета должно смениться формированием общих правил, поддерживающих данные реформы. В такой институциональной среде лучшая практика проведения реформ будет распространяться среди регионов и муниципалитетов со схожими социально-экономическими условиями.

     В Ставропольском крае был объявлен очередной конкурс по отбору городских округов и муниципальных районов Ставропольского края на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в 2009-2010 годах. Главная задача этого мероприятий - повышение эффективности бюджетных расходов путем стимулирования муниципалитетов-новаторов, готовых применять на практике новые методы бюджетного планирования, использовать передовые формы работы с населением в целях формирования гражданского общества, повышения качества предоставления бюджетных услуг населению.

     Конкурс реформирование муниципальных финансов проводится в соответствии со следующими принципами:

     - повышение прозрачности системы муниципальных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;

     - обеспечение реалистичности бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;

     - проведение реструктуризации бюджетной сети с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизация состава муниципального имущества, разграничение имущества между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

     - создание условий для развития доходной базы;

     - реализация административной реформы, оптимизация структуры и задач органов местного самоуправления;

     - внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, в частности переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение системы среднесрочного бюджетного планирования, создания системы управления муниципальным долгом;

     - создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и экономического развития муниципального образования.

     По  итогам конкурса по отбору поселений  Ставропольского края на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в 2009 г. субсидии получили:

     - Винодельненский сельсовет Ипатовского муниципального района - 951,3 тыс. руб.;

     - город Изобильный Изобильненского муниципального района - 2700 тыс. руб.;

     - Левокумский сельсовет Минераловодского муниципального района - 1039 тыс. руб.;

     - город Нефтекумск Нефтекумского муниципального района - 2445,7 тыс. руб.;

     - Побегайловский сельсовет Минераловодского муниципального района - 864 тыс. руб.21

     Кроме того, для стимулирования повышения эффективности управления финансами следует внедрить систему ежегодной рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации, отражающей результаты работы региональных и местных администраций как в целом, так и по различным направлениям развития, а в части развития государственных и муниципальных финансов - в первую очередь по использованию инструментов ведения бюджетного процесса, принципов бюджетирования, ориентированного на результат, среднесрочного бюджетного планирования с последующим финансовым поощрением наиболее успешных регионов

     Данные  мероприятия проводятся в целях активизации процессов финансового оздоровления, совершенствования системы управления муниципальными финансами, повышения эффективности бюджетного процесса и межбюджетных отношений, стимулирования экономических реформ в муниципальных образованиях. 

3.2. Перспективы развитие межбюджетных отношений в Ставропольском крае 

     Основная  причина хронического кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов — резкая диспропорция между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость ее требований позволяет региональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия.

     Поэтому для совершенствования межбюджетных отношений необходимо наращивание доходного потенциала муниципалитетов. Несмотря на наличие собственной финансовой базы, муниципальные образования испытывают серьезные трудности в связи с недостаточностью финансовых ресурсов для полноценного и сбалансированного удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей населения. При этом вследствие реализации реформы межбюджетных отношений доля собственных доходов в структуре местных бюджетов постоянно снижается, соответственно растет их зависимость от регионального бюджета. Для увеличения доходного потенциала, муниципальные районы должны принимать меры, направленные на организацию максимально возможной отдачи от тех доходных источников, которые законодательно закреплены за муниципальным районом, в том числе:

      - инвентаризация муниципального  имущества с целью его наиболее эффективного использования;

     - работа с должниками в местный  бюджет. Например, создание специальной  комиссии, в состав которой входили  бы представители правоохранительных  органов; 

     - взаимодействие с налоговыми  органами по выявлению предприятий,  организаций и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района без регистрации и соответственно без уплаты налогов в бюджет территории;

     - администрирование арендной платы  за земли, находящиеся в государственной  собственности до разграничения государственной собственности на землю, и арендной платы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности.

     Грамотное выстраивание межбюджетных отношений с региональным бюджетом. Правительство Ставропольского края идет навстречу муниципалитетам, стремящимся снизить зависимость своих бюджетов от финансовой помощи региона. Эта позиция отражена в законе Ставропольского края № 55-кз «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае». Указанный закон предоставляет местным бюджетам возможность заменить дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов дополнительным нормативом отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет. Тем самым снижается доля финансовой помощи в бюджетах муниципальных районов и увеличивается возможность воздействия на уровень собираемости собственных доходов в бюджет путем реализации вышеперечисленных мер.

     Для достижения хорошего результата требуется  большая и кропотливая работа финансовой и экономической служб муниципальных районов. На подготовительном этапе, когда принимаются решение о замене дотации налогами, необходимо проводить тщательный анализ налоговой базы муниципального района с целью определения такого доходного источника, собираемость которого могла бы превысить плановые назначения. В процессе исполнения бюджета, многое зависит от своевременной и четкой работы с налогоплательщиками, особенно с должниками.

     Одним из немаловажных факторов влияющих на совершенствованим е межбюджетных отношений является повышение эффективности использования бюджетных средств. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении муниципалитетов, не покрывают все имеющиеся расходные обязательства. Частичное решение данной проблемы на муниципальном уровне возможно лишь при условии обеспечения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами. Суть реформы бюджетного процесса состоит в том, чтобы от управления бюджетными ресурсами (затратами) перейти к управлению результатами. Бюджеты муниципальных районов формируются в рамках концепции управления ресурсами, то есть в основном путем индексации сложившихся расходов с детальной разбивкой по статьям бюджетной классификации РФ. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

     В рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат, бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов. Для того чтобы добиться поставленных целей, реформирование бюджетного процесса должно осуществляться по следующим  направлениям:

     - выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

     - совершенствование среднесрочного финансового планирования;

     - совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

     - упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

     Результатом реформирование бюджетного процесса является повышение ответственности и  расширение самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств, установление четких среднесрочных ориентиров. В рамках данного направления в районах утверждены и реализуются восемь целевых программ, рассчитанных на среднесрочную перспективу. Утверждена система показателей эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования. Разработана и внедрена методика оценки результативности и эффективности бюджетных расходов. Неотъемлемым атрибутом данной модели является проведение мониторинга бюджетного сектора и его оптимизация. Кроме того, в данное время осуществляется реструктуризация бюджетной сети, в рамках которой проводится оценка возможности перевода бюджетных организаций в форму немуниципальных.

     Нельзя  не уделить внимание и такой серьезной  проблеме, как обеспечение прозрачности бюджетного процесса. Органы местного самоуправления муниципального района распоряжаются общественными средствами и обязаны проводить бюджетную политику в интересах жителей данного района, их деятельность должна быть максимально открытой для общественности и подконтрольной ей на всех этапах бюджетного процесса. Например, одним из важнейших шагов, направленных на обеспечение участия населения в формировании нормативно-правовой базы районов, стало создание Общественной палаты Петровского муниципального района, в состав которой вошли представители различных социальных слоев общества, для проведения независимой публичной экспертизы всех решений районного совета. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что бюджетный процесс в районе является прозрачным и это немаловажное достижение в реформировании муниципальных финансов района.

     Кадровая политика в условиях демократического общества и развития рыночных отношений является одним из факторов, способствующих повышению эффективности власти. Решение политических, экономических, социальных и других задач, стоящих перед муниципальными райономи и перед Ставропольским краем в целом, в значительной степени зависит от эффективности власти, важной составляющей деятельности которой выступает продуманная кадровая политика.

Информация о работе Муниципальные финансы и межбюджетные отношения реформирование и перспективы развития