Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа
Целью работы является определить и наметить основные направления и перспективы развития и реформирования муниципальных финансов.
Задачей дипломной работы является:
- определить понятие и сущность межбюджетных отношений
- рассмотреть методы регулирования и инструменты межбюджетных отношений
- изучить специфику межбюджетных отношений на муниципальном уровне
- провести анализ состояние межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- выявить проблемы развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- сформулировать перспективы реформирование и развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
5. создание условий для развития доходной базы.
6. повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
7. повышение публичности государственного и муниципального секторов экономики.
8. межбюджетные отношения и качество управления финансами.
Программа реформирования региональных и муниципальных финансов - это комплексные планы действий всех органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по реформированию общественных финансов, рассчитанные по меньшей мере на несколько лет.
После анализа реализации мероприятий, предусмотренных программами реформирования, из федерального бюджета двумя частями в течение двух финансовых лет предоставляются субсидии. Ежегодно получателями субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов являются по 10 субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Главный
результат, достигнутый участниками
конкурсов, - повышение качества управления
финансами этих субъектов Российской
Федерации и муниципальных
В
среднесрочном периоде
В Ставропольском крае был объявлен очередной конкурс по отбору городских округов и муниципальных районов Ставропольского края на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в 2009-2010 годах. Главная задача этого мероприятий - повышение эффективности бюджетных расходов путем стимулирования муниципалитетов-новаторов, готовых применять на практике новые методы бюджетного планирования, использовать передовые формы работы с населением в целях формирования гражданского общества, повышения качества предоставления бюджетных услуг населению.
Конкурс реформирование муниципальных финансов проводится в соответствии со следующими принципами:
- повышение прозрачности системы муниципальных финансов, качества и достоверности бюджетного учета и отчетности;
- обеспечение реалистичности бюджетов, безусловное выполнение обязательств перед бюджетополучателями и кредиторами;
- проведение реструктуризации бюджетной сети с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизация состава муниципального имущества, разграничение имущества между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
- создание условий для развития доходной базы;
- реализация административной реформы, оптимизация структуры и задач органов местного самоуправления;
- внедрение передовых методов управления муниципальными финансами, в частности переход к принципам бюджетирования, ориентированного на результат, внедрение системы среднесрочного бюджетного планирования, создания системы управления муниципальным долгом;
- создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и экономического развития муниципального образования.
По итогам конкурса по отбору поселений Ставропольского края на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов в 2009 г. субсидии получили:
- Винодельненский сельсовет Ипатовского муниципального района - 951,3 тыс. руб.;
- город Изобильный Изобильненского муниципального района - 2700 тыс. руб.;
- Левокумский сельсовет Минераловодского муниципального района - 1039 тыс. руб.;
- город Нефтекумск Нефтекумского муниципального района - 2445,7 тыс. руб.;
- Побегайловский сельсовет Минераловодского муниципального района - 864 тыс. руб.21
Кроме того, для стимулирования повышения эффективности управления финансами следует внедрить систему ежегодной рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации, отражающей результаты работы региональных и местных администраций как в целом, так и по различным направлениям развития, а в части развития государственных и муниципальных финансов - в первую очередь по использованию инструментов ведения бюджетного процесса, принципов бюджетирования, ориентированного на результат, среднесрочного бюджетного планирования с последующим финансовым поощрением наиболее успешных регионов
Данные
мероприятия проводятся в целях активизации
процессов финансового оздоровления,
совершенствования системы управления
муниципальными финансами, повышения
эффективности бюджетного процесса и
межбюджетных отношений, стимулирования
экономических реформ в муниципальных
образованиях.
3.2.
Перспективы развитие
межбюджетных отношений
в Ставропольском крае
Основная причина хронического кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов — резкая диспропорция между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость ее требований позволяет региональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия.
Поэтому
для совершенствования
- инвентаризация муниципального имущества с целью его наиболее эффективного использования;
-
работа с должниками в местный
бюджет. Например, создание специальной
комиссии, в состав которой входили
бы представители
-
взаимодействие с налоговыми
органами по выявлению
-
администрирование арендной
Грамотное выстраивание межбюджетных отношений с региональным бюджетом. Правительство Ставропольского края идет навстречу муниципалитетам, стремящимся снизить зависимость своих бюджетов от финансовой помощи региона. Эта позиция отражена в законе Ставропольского края № 55-кз «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае». Указанный закон предоставляет местным бюджетам возможность заменить дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов дополнительным нормативом отчислений от налогов, поступающих в краевой бюджет. Тем самым снижается доля финансовой помощи в бюджетах муниципальных районов и увеличивается возможность воздействия на уровень собираемости собственных доходов в бюджет путем реализации вышеперечисленных мер.
Для достижения хорошего результата требуется большая и кропотливая работа финансовой и экономической служб муниципальных районов. На подготовительном этапе, когда принимаются решение о замене дотации налогами, необходимо проводить тщательный анализ налоговой базы муниципального района с целью определения такого доходного источника, собираемость которого могла бы превысить плановые назначения. В процессе исполнения бюджета, многое зависит от своевременной и четкой работы с налогоплательщиками, особенно с должниками.
Одним
из немаловажных факторов влияющих на
совершенствованим е
В
рамках концепции бюджетирования, ориентированного
на результат, бюджет формируется исходя
из целей и планируемых
- выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование среднесрочного финансового планирования;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
Результатом реформирование бюджетного процесса является повышение ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств, установление четких среднесрочных ориентиров. В рамках данного направления в районах утверждены и реализуются восемь целевых программ, рассчитанных на среднесрочную перспективу. Утверждена система показателей эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования. Разработана и внедрена методика оценки результативности и эффективности бюджетных расходов. Неотъемлемым атрибутом данной модели является проведение мониторинга бюджетного сектора и его оптимизация. Кроме того, в данное время осуществляется реструктуризация бюджетной сети, в рамках которой проводится оценка возможности перевода бюджетных организаций в форму немуниципальных.
Нельзя не уделить внимание и такой серьезной проблеме, как обеспечение прозрачности бюджетного процесса. Органы местного самоуправления муниципального района распоряжаются общественными средствами и обязаны проводить бюджетную политику в интересах жителей данного района, их деятельность должна быть максимально открытой для общественности и подконтрольной ей на всех этапах бюджетного процесса. Например, одним из важнейших шагов, направленных на обеспечение участия населения в формировании нормативно-правовой базы районов, стало создание Общественной палаты Петровского муниципального района, в состав которой вошли представители различных социальных слоев общества, для проведения независимой публичной экспертизы всех решений районного совета. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что бюджетный процесс в районе является прозрачным и это немаловажное достижение в реформировании муниципальных финансов района.
Кадровая политика в условиях демократического общества и развития рыночных отношений является одним из факторов, способствующих повышению эффективности власти. Решение политических, экономических, социальных и других задач, стоящих перед муниципальными райономи и перед Ставропольским краем в целом, в значительной степени зависит от эффективности власти, важной составляющей деятельности которой выступает продуманная кадровая политика.