Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа
Целью работы является определить и наметить основные направления и перспективы развития и реформирования муниципальных финансов.
Задачей дипломной работы является:
- определить понятие и сущность межбюджетных отношений
- рассмотреть методы регулирования и инструменты межбюджетных отношений
- изучить специфику межбюджетных отношений на муниципальном уровне
- провести анализ состояние межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- выявить проблемы развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- сформулировать перспективы реформирование и развития межбюджетных отношений в Ставропольском крае
- равенство бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивание уровней расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- закрепление нормативов отчислений от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных и региональных регулирующих доходов в местные бюджеты на долговременной основе;
- заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении экономического и налогового потенциала муниципального образования.
- предоставление ссуд местным бюджетам.
- финансовая поддержка реформирования муниципальных финансов Для оказания финансовой поддержки процессу реформирования муниципальных финансов в крае сформирован Фонд реформирования муниципальных финансов. Источником образования ФРМФ являются средства бюджета Ставропольского края и субсидии из Фонда реформирования региональных финансов.
В результате проведенной реформы все муниципальные образования края, вне зависимости от состава территории и численности населения, были наделены муниципальной собственностью и сформировали собственные бюджеты. Вместе с тем практика показала, что экономическая и финансовая база многих муниципальных образований оказалась недостаточной для осуществления функций местного самоуправления в полном объеме.
В соответствии с планом законопроектной работы Государственной Думой и правительством края разработаны и приняты законы «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района», «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территориях районов Ставропольского края», «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае», приложением к которому являются Методика расчета прогноза доходов консолидированного бюджета края, Методика расчета дотаций из краевого фонда финансовой поддержки поселений, Методика расчета дотаций из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), Методика расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений, Методика расчета субвенций из бюджетов поселений в краевой бюджет, Методика расчета субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в краевой бюджет.
В 2004 году были приняты 50 законов об установлении границ 330 муниципальных образований, в том числе 26 муниципальных районов. После установления границ во вновь образованных муниципальных районах в 2004 году началось формирование органов местного самоуправления. Основные организационные мероприятия по переходу на новую двухуровневую систему организации местного самоуправления в крае были проведены до 1 января 2005 года.
При формировании проекта бюджета края на 2005 год расходные обязательства были заложены с учетом разграничения полномочий, определенных положениями федеральных законов №95-ФЗ, №131-ФЗ и №122-ФЗ, что привело к высокой централизации средств на краевом уровне. В результате удельный вес расходов краевого бюджета в 2005 году запланирован в размере 71,7% в объеме расходов консолидированного бюджета края.
Изменились структура и содержание межбюджетных трансфертов. Основу финансовой помощи составляют фонды финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов), созданные с целью выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов.
В составе краевого бюджета на 2005 год предусмотрен Фонд сбалансированности местных бюджетов в сумме 338700,0 тыс. рублей. Кроме того, в составе межбюджетных трансфертов предусмотрены Фонд софинансирования социальных расходов в сумме 902300,0 тыс. рублей и Фонд компенсаций - в сумме 5510900,0 тыс. рублей.
Реализация положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2005 году на территории края показала, что при наличии различного налогового потенциала установление единых для всех муниципальных образований нормативов отчислений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не создает финансовых стимулов для развития местного самоуправления.упорядочение отношений между краевым и местными бюджетами Ставропольского края, результатом чего является формирование объективных основ для распределения финансовой помощи муниципальным образованиям края и оптимизация расходов краевого бюджета на поддержку местных бюджетов. Законодательное закрепление методики распределения средств Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Ставропольского края и расчета расходов бюджета Ставропольского края, осуществляемых территориальными, районными государственными администрациями Ставропольского края систематизирующих процесс распределения финансовой помощи с учетом выравнивания уровня бюджетной обеспеченности и стимулирования как на уровне территорий, так и между районной администрацией и муниципальными образованиями данной территории края.
На данный момент в Ставропольском крае межбюджетные отношения регулируются Законом от 27.02.2008г. 6-кз «О межбюджетных отношениях в Ставропольском крае». В котором определено, что участниками межбюджетных отношениях в Ставропольском крае являются:
- органы государственной власти Ставропольского края;
- органы местного самоуправления поселений Ставропольского края;
- органы местного самоуправления муниципальных районов Ставропольского края;
- органы местного самоуправления городских округов Ставропольского края.
Нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет Ставропольского края. В бюджеты муниципальных районов (городских округов) подлежат зачислению доходы от следующих федеральных налогов:
- налога на доходы физических лиц- состовляет;
- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Доходы от следующих региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в краевой бюджет:
- налога на имущество организаций;
- транспортного налога.
Межбюджетные трансферты из краевого бюджета предоставляются в форме:
1. дотаций из краевого Фонда финансовой поддержки поселений;;
2. дотаций из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
3. дотаций из краевого Фонда сбалансированности местных бюджетов;
4. субсидий из краевого Фонда муниципального;
5. субсидий из краевого Фонда софинансирования социальных;
6. дотаций из краевого Фонда реформирования муниципальных финансов поселений;
7. субсидий из краевого Фонда реформирования муниципальных финансов муниципальных районов;
8. субсидий из краевого Фонда реформирования муниципальных финансов городских округов;
9. субсидий из краевого бюджета бюджету города Ставрополя на осуществление функций административного центра Ставропольского края;
10. субвенций из краевого Фонда компенсаций;
11. бюджетных кредитов.
Для
более полного понимания
Таблица 2.1 - Объем и структура межбюджетных трансфертов
в 2007 г. – 2009 г.
Наименование
бюджета |
2007 г.
тыс. руб. |
2008 г.
тыс. руб. |
2009 г.
тыс. руб. |
Темп роста, % | |
2007 к 2008 | 2008 к 2009 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Фонда компенсаций местным бюджетам | 9519528,8 | 5870424,60 | 8848619,08 | 61,67 | 150,73 |
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки поселений | 9595,7 | 5788 | 7178,47 | 60,31 | 124,02 |
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов | 1460913 | 991079 | 2644925 | 67,83 | 266,87 |
Дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов |
537761,7 | 793354 | 1188815 | 147,52 | 149,85 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям | - | 66000 | 86000 | - | 130,30 |
Иные межбюджетные трансферты | - | 444729 | 432181,86 | - | 97,17 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Субсидии местным бюджетам из краевого Фонда софинансирования расходов | 1375887,2 | 3818247,53 | 4042949,65 | 277,51 | 105,88 |
Итого | 12 903 686,40 | 11 989 622,13 | 17 250 669,06 | 92,91 | 143,88 |
Используя данные из Таблицы 1, можно сделать вывод, что общая сумма Фонда компенсаций местным бюджетам уменьшилась в 2008 г. на 3649104,2 тыс.руб., что составило 61,67%, а в 2009 г. значительно увеличилась на 2978194,48 тыс.руб., 150,73%.
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки поселений так же были уменьшены на 3807,7 тыс.руб. и увеличились в 2009 г на 124,02%.
Дотации из краевого Фонда финансовой поддержки муниципальных районов были утверждены в 2008 г в сумме 991 079 тыс.руб., что на 469 834 тыс.руб. меньше чем в 2007 г. Значительно увеличились дотации в 2009 г. на 266,87%, на 1 653 846 тыс.руб. Среди них Георгиевский муниципальный район - 143 387 тыс.руб., Нефтекумский муниципальный район - 139 354 тыс.руб., Минераловодский муниципальный район - 68 354 тыс.руб.
Дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов к 2009 г. были утверждены с значительным увеличением в сравнение с 2008 г. на 395 461 тыс.руб.,
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям были утверждены в расходах краевого бюджета раздела "Межбюджетные трансферты" бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 г. на поощрение муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, обеспечивших увеличение налогооблагаемой базы и выполнение утвержденного задания по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края, в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Ставропольского края, – в сумме 60000,00 тыс. руб., а так же на стимулирование развития системы управления муниципальными финансами поселений – в сумме 6000,00 тыс. руб. и составили 66 000 тыс. руб. В 2009 г. добавлена дотация на стимулирование развития системы управления муниципальными финансами поселений Ставропольского края – в сумме 6000 тыс. рублей. В итоги в 2009 г. была утверждена сумма 86 000 тыс. руб., что на 130,30% больше чем в 2008 г.
В подразделе иные межбюджетные трансферты были утверждены в 2008 г. субсидии бюджету города Ставрополя на осуществление функций административного центра Ставропольского края – в сумме 350 000 тыс. руб., дотации местным бюджетам на содержание объектов социально-культурного назначения в сумме 147 29 тыс. руб., прочие безвозмездные поступления из федерального бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации – в сумме 40000 тыс. руб. и составили 444 729 тыс. руб., что на 12 547,14 тыс. руб. больше, чем в 2009 г.