Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«БЮДЖЕТНЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ»
Введение:
Учебная дисциплина «Бюджетный менеджмент» является нормативной для подготовки магистрантов по специальности «Финансы», ее изучение основывается на усвоении блока экономических и профилирующих дисциплин базового финансового образования: «Финансы», «Бюджетная система», «Налоговая система». Дисциплина имеет теоретический и практический характер: в теоретическом плане она призвана расширить знания относительно организации бюджетного процесса в государстве и управления им; в практическом – сформировать опыт проведения операций по выполнение бюджета государства.
Задача изучения дисциплины «Бюджетный менеджмент» состоит в:
• изучении задач, функций и структуры органов оперативного управления бюджетом;
• усвоении
теоретических основ
•формировании теоретических и практических знаний относительно организации выполнения доходной и расходной частей бюджета;
• овладение методами учета выполнения бюджета в финансовых органах и составления бюджетной отчетности;
• овладение методами контрольной работы финансовых органов по выполнению бюджета.
Лекция № 1.
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3.
Состав бюджетного
менеджмента.
Лекция № 1.
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.
1.1. Сущность бюджетного менеджмента
Бюджетный менеджмент – это одно из направлений финансового менеджмента – это совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, которые направлены на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент это наука по эффективному руководству движением средств различных уровней бюджетов. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей – объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом – органы управления бюджетом. На качестве управления отображаются знания как объекта, так и субъекта, или управляющей системы, которая схематично можно представить таким образом (рис. 1). Определенная подчиненность между ними существует
Рис. 1. Общая схема бюджетного менеджмента
Таким
образом, предметом бюджетного менеджмента
как учебной дисциплиной
1.2. Система управления бюджетом.
Систему управления бюджетом можно представить как комбинацию двух элементов: совокупности органов управления, этапов и методов управленческой деятельности в бюджетном процессе.
Можно выделить три группы органов управления бюджетом. К первой группе отнесём органы законодательной и исполнительной власти. Поскольку Государственный бюджет как основной финансовый план государства утверждается как Закона, то Верховная Рада выступает в этом случае главным органом в управлении бюджетом. Многочисленные местные бюджеты утверждаются на соответствующих местных уровнях местными законодательными органами – Советами народных депутатов, которые выступают главным органом в управлении местным бюджетом. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров, государственные администрации, исполнительные комитеты) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его дальнейшего выполнения. Президент Украины, от лица исполнительной власти, подает проект Государственного бюджета Верховной Раде, контролируя ход его составления и выполнения.
Другую группу составляют органы оперативного управления бюджетом. К ней относятся : органы системы Министерства финансов (Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым; областные и городские финуправления, а также финуправления городов Киева и Севастополя, городские и районные финансовые отделы, Контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Счетная палата.
Органы системы Министерства финансов непосредственно выполняют работу, связанную с составлением соответствующего бюджета, и обеспечивают его выполнение. Государственная налоговая администрация осуществляет контроль за соблюдением налогоплательщиками и обязательных взносов налогового законодательства, полнотой, правильностью и своевременностью расчетов со всеми звеньями бюджетной системы. Контрольно-ревизионная служба осуществляет контроль за целевым, рациональным и правильным использованием средств, выделенных как из Государственного, так и из местных бюджетов. При этом ее функции выходят за рамки бюджета, поскольку органы Контрольно-ревизионной службы контролируют и соблюдение финансового законодательства в целому по субъекту хозяйствования, прежде всего, в государственном секторе.
Государственное казначейство организует и осуществляет кассовое выполнение Государственного бюджета и ведет учет его кассового выполнения, а также готовит отчетность о ходе выполнения сводного бюджета государства. Государственная налоговая администрация (с декабря 1991 года по 22 ноября 1996 года Государственная налоговая служба), Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство были созданы и на базе соответствующих подразделений органов системы Министерства финансов.
Счетная палата Украины осуществляет контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета Украины, образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, денежной эмиссией, соблюдением действующего законодательства в области бюджетной политики.
Третью группу составляют органы нефинансового профиля. Выполняя возложенные на них обязанности, они также связаны с бюджетом пополняя его. Их можно подразделить на две подгруппы. К первой подгруппе мы относим такие органы как: Таможенные органы и их подразделения: органы Министерства внутренних дел; органы юстиции и нотариальные конторы; разного рода природоохранные органы и инспекции; органы государственной инспекции по контролю за ценами и прочее.
Эти органы связаны с бюджетом по линии формирования доходов, поскольку им предоставлено право начислять и взимать определенные платежи (таможенные и государственные пошлины) и штрафные санкции (штрафы за нарушение таможенных правил, за нарушение экологического законодательства, правил охоты и рыболовства, пользования водными, лесными и другими естественными ресурсами, законодательства в сфере ценообразования).
Ко второй подгруппе органов третьей группы управления бюджетным процессом относим различные управленческие структуры, прежде всего, отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия, организации, учреждения, руководители которых наделены функциями распорядителей средств, то есть получают денежные средств из бюджета и осуществляют финансирование подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других структур (несут ответственность за их целевое использование). Эти органы связаны с бюджетом по линии финансирования расходов.
Структура бюджетного процесса включает два направления: бюджетного планирования (составление, рассмотрение, утверждение) и выполнение бюджета.
Уровень бюджетного планирования зависит от нескольких факторов он:
- Определяет
четкость формирования целей
и задач, которые решает
- Зависит
от достоверности информации, которая
используется при расчетах
- Зависит
от методов, которые
Известно три метода планирования показателей бюджета:
1)метод прямого счета;
2)нормативный;
3)аналитический.
Метод
прямого счета предусматривает
определение показателей в
Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов, установленных по отношению как к детальным, так и к обобщающим показателям.
Аналитический метод предусматривает расчёт плановых показателей на основе которых определяется влияние на них разнообразных факторов, с использованием, в том числе, и процесса моделирования бюджетных показателей.
Бюджетное планирование в целом основано на балансовом методе. Есть три варианта сбалансирования бюджета:
•уменьшения расходов;
•увеличения доходов;
• определение источников покрытия дефицита бюджета.
1.3. Состав бюджетного менеджмента
Состав бюджетного менеджмента определяются общими функциями управленческой деятельности. Наука по управлению выделяет такие основные функции менеджмента:
• стратегическое планирование;
• планирования реализации стратегии; организация выполнения разработанных планов;
• учет;
• контроль.
Исходя из функций менеджмента и из структуры бюджетного процесса, можно выделить такие составляющие бюджетного менеджмента:
1). Бюджетное планирование.
2). Организация выполнения бюджета.
3). Учет выполнения бюджета.
4.) Контроль за исполнением бюджета.
Необходимо подчеркнуть, что основная и определяющая функция менеджмента – стратегическое планирование, практически не реализуется в Украине. За годы самостоятельности Украины были попытки разработать отдельные стратегические документы. Примером такой попытки является попытка разработки бюджетной концепции, которая в целом не была завершена.
Реализация
функции стратегического
Стадия выполнения бюджета включает мероприятия выполнения доходной и расходной частей каждого бюджета, которые входят в состав сводного бюджета. Организация выполнения бюджета, таким образом, одна из важнейших составных частей бюджетного менеджмента.
Третьей составной бюджетного менеджмента является учет выполнения бюджета. Учета для успешного выполнения утвержденного бюджета имеет большое значение. Учет выполнения бюджета в бюджетном менеджменте занимает главное место в системе управления. От принятия своевременных и правильных решений по вопросам планирования и выполнения бюджета зависит эффективность управленческой деятельности. Эти решения могут быть приняты только на основе проведенного анализа соответствующей информации, которая характеризует состояние объекта управления (бюджета) на определенную дату или за определенный промежуток времени.
Учет решает важную задачу – обеспечить систему управления необходимой информацией. То есть, объективный учет выполнения бюджета - это обеспечивающая система, на которой базируется бюджетный процесс. Но, правильно принятое решение зависит еще и от квалификации бюджетных работников и от научной организации бюджетной работы. Однако главным в управлении бюджетным процессом является правдивая и полная информация. Даже феноменальные знания не помогут достичь результатов, если информационное обеспечение не отвечает установленным требованиям.
Контроль за выполнением бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Он осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В период бюджетного планирования важную роль играет предшествующий и текущий контроль. Указанный контроль осуществляют абсолютно все участники бюджетного процесса (органы управления, а также предприятия, организации и учреждения). Текущий контроль проводится и в процессе выполнения бюджета. Этот контроль осуществляют как органы государственной власти и управление, так и специализированные службы финансового контроля (Налоговая администрация, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, Аудиторская палата и аудиторские фирмы, Счетная палата.) В странах с развитой рыночной экономикой такой контроль осуществляется также непосредственно гражданами и их объединениями. Прямая форма контроля означает, что проект бюджета, а также данные о его выполнение является доступным на всех уровнях, каждому гражданину который может ознакомиться с ними по первому требованию Такая форма контроля связана с выборами представителей власти. При наличии серьезных нарушений в расходной части бюджета шансов на переизбрание руководителей регионов в таких странах практически не остается. То есть контроль обеспечивается, прежде всего, гласностью и открытостью бюджетного процесса, а открытость бюджета, в свою очередь влияет и на контрольные органы. В таких условиях их деятельность становится также открытой, а результаты работы и этих органов могут быть перепроверены. Такой контроль гражданами, у нас в стране практически не осуществляется, что, безусловно, части чиновников даёт возможность несправедливо распределять бюджетные средства.