Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа
Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности.
Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и виды бюджетного дефицита
2.Меры по покрытию бюджетного дефицита
3.Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы курсовой работы заключается в
том, что в силу действия различных
факторов (экономических, политических,
природных и др.) часто возникает
ситуация, когда доходы бюджета (налоговые
и неналоговые) не покрывают все
необходимые для
Современные зарубежные исследования дефицита/профицита и их влияния на экономическое развитие нашли отражение в работах С.Л. Брю, Р. Дорнбуш, Я. Корнай, K.P. Макконнелла, П. Самуэльсона, Фишера, Р. Шмалензи и др. Российская школа, изучавшая влияние дефицита/профицита на экономическое развитие в дорыночный период, представлена работами М.И. Боголепова, Г.И. Болдырева, С.Ю. Витте, Г.Я. Сокольникова, М.М. Сперанского, М.И. Фридмана и др.
Объектом исследования является дефицит бюджета как экономическое явление. В качестве предмета исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе исполнения бюджета.
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1.
Изучить сущность бюджетного
дефицита, главные причины его
возникновения, а также
2.
Раскрыть механизм
3.
Рассмотреть проблемы
Курсовая
работа содержит три главы. Первая глава
рассказывает о сущности дефицита государственного
бюджета, причинах его возникновения,
экономических теориях его
Вторая глава посвящена изучению способов финансирования дефицита государственного бюджета, их главных преимуществ и недостатков.
В третьей главе предложено методы устранения проблем управления бюджетного дефицита на основе изучения практики зарубежных стран.
Теоретической
основой исследования явились труды
отечественных и зарубежных ученых
экономистов в области бюджета
и бюджетного дефицита. В работе
использованы федеральные законы и
нормативно-правовые акты РФ, регулирующие
бюджетные правоотношения, материалы,
опубликованные в периодических
изданиях, а также интернет-ресурсы.
1.1. Понятие и виды бюджетного дефицита
Существует множество определений
бюджетного дефицита. Рассмотрим
несколько из них. Сначала
Бюджет - роспись доходов и расходов
государства, предприятия или
отдельного лица на
Опираясь на это определение,
можно понять смысл
Бюджетный дефицит - превышение
расходов государства над его
доходами в данном финансовом
году. Используется как инструмент
фискальной политики
Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.
По видам возникновения бюджетный
Дефицит бюджета, возникающий
в результате спада
Операционный дефицит - общий
дефицит государственного
Обслуживание задолженности (т.е.
выплата процентов по ней
и постепенное погашение
Нередко объявленный в отчетах
бюджетный дефицит завышается
на основе преувеличения
Возможны ситуации, когда номинальный
официальный дефицит
Поэтому при измерении
Первичный дефицит (излишек)
У различных стран с
В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников.
Однако для более точной оценки
возможностей долгового
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным), скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают следующие:
1.2.
Причины возникновения
Возникновение бюджетного
Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.
Что касается данного периода,
то рост теневого сектора
А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных нормативов ради обслуживания интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства перед обществом, включая обеспечение социальных гарантий и поддержание национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития.
Обратимся к цифрам, которые наглядно
показывают возникновение
Эти реальные цифры
Но иногда само государство
создаёт бюджетный дефицит,
это приводит к стимулированию
экономического роста,
1.4. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.
Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3% ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.