Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 22:26, курсовая работа
Выбранная тема курсовой работы актуальна, так как бюджетный дефицит отражает и проявляет пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства, является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.
Введение………………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита……………………2
1.1. Понятие, сущность и функции бюджетного дефицита………………..3
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита………………………5
1.3. Источники и способы финансирования бюджетного дефицита……..12
Глава 2. Проблема бюджетного дефицита в РФ в 2011 году……………...19
2.1. Данные, характеризующие бюджетный дефицит……………………..19
2.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России…………....20
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...23
Приложение 1……………………….……………………………………..….24
Приложение 2………………………………………………………………....32
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита……………………2
1.1. Понятие, сущность и функции бюджетного дефицита………………..3
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита………………………5
1.3. Источники и способы финансирования бюджетного дефицита……..12
Глава 2. Проблема бюджетного дефицита в РФ в 2011 году……………...19
2.1. Данные, характеризующие бюджетный дефицит……………………..19
2.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России…………....20
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
1……………………….……………………………………..….
Приложение 2………………………………………………………………....
Введение
Актуальность.
Выбранная тема курсовой работы актуальна, так как бюджетный дефицит отражает и проявляет пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства, является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.
Степень разработанности в научной литературе.
Данная тема хорошо разработана как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
Цели и задачи.
Целью данной работы является изучение бюджетного дефицита.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита
1.1.
Понятие, сущность и
функции бюджетного
дефицита
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита, который обычно измеряется в виде процента от ВНП.
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда – характерен сегодня для большинства развитых стран, так как в условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Чаще всего бюджетный дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики. Тем не менее, дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования.
Бюджетный дефицит имеет следующие функции, проявляющиеся в специфических формах:
В функции распределения (перераспределения) роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.
Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% – критическим.
1.2.
Причины возникновения
бюджетного дефицита
Наличие
бюджетных дефицитов может
Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой – причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.
Конечно,
к важнейшим факторам, влияющим на
бюджетный дефицит и
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств, связанных с войнами, стихийными бедствиями и т.д., когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
1.3.
Виды бюджетного дефицита
Существуют следующие виды бюджетного дефицита:
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. «Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.
Создание
эффективных систем прогрессивного
налогообложения и страхования
занятости является первоочередной
задачей для переходных экономик,
где объективные сложности
На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.
В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами – искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году.
Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов: