Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:40, реферат

Описание работы

Существует множество определений бюджетного дефицита. Рассмотрим несколько из них. Сначала обратимся за понятием бюджет к Толковому словарю Ожегова, чтобы, исходя из него, можно было понимать определение бюджетного дефицита.

Бюджет - роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определённый срок.

Работа содержит 1 файл

бюджетный дефицит.docx

— 53.56 Кб (Скачать)

1.1. Понятие и  виды бюджетного дефицита

 
 
 
Существует множество определений  бюджетного дефицита. Рассмотрим несколько  из них. Сначала обратимся за понятием бюджет к Толковому словарю Ожегова, чтобы, исходя из него, можно было понимать определение бюджетного дефицита. 
 
Бюджет - роспись доходов и расходов государства, предприятия или  отдельного лица на определённый срок. 
 
Опираясь на это определение, можно понять смысл словосочетания бюджетный дефицит. Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности. Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетным дефицитом. 
 
По видам возникновения бюджетный дефицит можно разделить на следующие категории: циклический, структурный, операционный, первичный, квазифискальный. 
 
Дефицит бюджета, возникающий в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.  
 
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции. 
 
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. 
 
У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно без инфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка. В то же время в таких странах, как, например Чехия, Словакия и т.д., где к началу переходного периода не наблюдалось значительного нарушения рыночного равновесия, а правительство имеет твердое намерение осуществлять рыночные реформы и пользуется доверием, финансирование бюджетного дефицита из любого источника сопряжено с меньшими издержками, чем, например, в Беларуси, России и других государствах бывшего СССР, где ощущается резкий недостаток средств, поступающих как из внешних, так и из внутренних источников. Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы. 
 
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытым дефицитом государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства. Квазифискальные операции включают, например, следующие: 
 
финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; 
 
накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка; 
 
отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.  
 
Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет выделить чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефицит. 
 
В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды 
 
Кризисный и антикризисный дефициты бюджета обуславливаются кризисом в экономике, денежно – кредитной, финансовой сфере и мерами его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значение. 
 
Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающее в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшение их доходов или увеличение расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений. 
 
В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.

1.2. Причины возникновения  бюджетного дефицита

 
 
 
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие: спад общественного  производства; завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ; увеличение затрат на оборону; рост теневого сектора экономики. 
 
Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Что касается данного периода, то рост теневого сектора экономики обусловлен несовершенством законодательных и налоговых органов. Вследствие этого денежные средства свободно проходят через слабые системы налогообложения. А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью и безответственностью, произвольным нарушением законодательно установленных нормативов ради обслуживания интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства перед обществом, включая обеспечение социальных гарантий и поддержание национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития. 
 
Обратимся к цифрам, которые наглядно показывают возникновение бюджетного дефицита. За пример возьмём консолидированный бюджет 2002 года. Так, Федеральным законом «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а согласно проекту консолидированного бюджета - 2002, это - около 4%. Федеральным законом «Основы законодательства о культуре» предусматривается ежегодное ее финансирование в размере не менее 2% расходов федерального бюджета, а по проекту федерального бюджета на 2002 г. - 0,53%. Эти реальные цифры свидетельствуют о несовершенстве законодательного органа нашей страны, что приводит к бюджетному дефициту. Но иногда само государство создаёт бюджетный дефицит, это приводит к стимулированию экономического роста, особенно в период кризисов. Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. 
 
 
 

1.3. Способы покрытия  бюджетного дефицита.

 
 
 
Откуда государство может взять  средства для покрытия бюджетного дефицита? Существуют традиционные способы покрытия дефицита бюджета: выпуск госзаймов, ужесточение  налогообложения, эмиссия денег, или  «сеньораж», т.е. печатание денег, внешние займы, посредством займов у населения и у фирм. Каждый из них имеет как положительные, так и негативные последствия. Так, выпуск государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Его суть состоит в том, что выпуск государственных ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции. Эмиссия денег, или «сеньораж», в настоящее время не сводится просто к печатанию денег, поскольку это еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики. Например, применение российским правительством в начале 90-х гг. XX в. эмиссии привело к тому, что только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1700 млрд. руб. нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что привело к существенному снижению жизненного уровня населения. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.  
 
В конечном итоге важно отметить следующее: даже притом, что бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофичным явлением, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах. 
 
Источники финансирования дефицита бюджета делятся на внутренние и внешние. 
 
Внутренние источники можно разделить на: 
 
·        кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; 
 
·        государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 
 
·        бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 
 
·        поступления от продаж имущества, находящегося в государственной собственности; 
 
·        сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; 
 
·        изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета. 
 
К внешним источникам финансирования дефицита бюджета относятся следующие формы: 
 
·         государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 
 
·         кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемых в иностранной валюте, привлеченные РФ. 
 
Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита только федерального бюджета. Но на практике в исключительных случаях с разрешения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов своих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Особенности  бюджетного дефицита в современной  России

 
 
 
Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом. 
 
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России – федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов. 
 
Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику, минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета. 
 
Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России – это Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в «общий котел» госбюджета, а расходовались строго по назначению – на строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.д.  
 
В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты).  
 
Если сложить вместе бюджет центрального (федерального) правительства и бюджеты территорий, т.е. бюджеты субъектов федерации и местных органов самоуправления, то этот свод бюджетов называется консолидированным бюджетом. Структура распределения доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 2004-2008 гг. представлены в таблице 1. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. 
 
Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. В этом проявляется главное направление бюджетной политики, как и государственной экономической политики в целом – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся условиям. 
 
Таблица 1 
 
Структура распределения доходов и расходов в консолидированном бюджете (в процентах к общему объему доходов)[1]

 

 
Январь

 
Январь- Февраль

 
Январь-Март

 
Январь-Апрель

 
Январь-Май

 
Январь-Июнь

 
Январь-Июль

 
Январь-Август

 
Январь-Сентябрь

 
Январь-Октябрь

 
Январь-Ноябрь

 
Январь-Декабрь

 
Доходы

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
100

 
Из них:

 
Налог на прибыль организаций

 
2004

 
11,4

 
12,1

 
13,0

 
15,3

 
15,2

 
14,5

 
14,4

 
14,0

 
13,5

 
13,9

 
13,6

 
13,2

 
2005

 
10,1

 
9,2

 
11,9

 
13,6

 
13,1

 
12,7

 
13,3

 
12,8

 
12,6

 
13,1

 
12,7

 
12,7

 
2006

 
9,4

 
8,0

 
13,5

 
16,6

 
15,9

 
15,8

 
16,2

 
16,0

 
15,8

 
15,9

 
16,1

 
16,0

 
2007

 
-

 
18,3

 
20,8

 
20,6

 
20,0

 
19,3

 
18,6

 
18,5

 
17,9

 
18,0

 
18,0

 
17,5

 
2008

 
-

 
9,1

 
16,7

 
14,7

 
18,0

 
14,1

           

 
Налог на доходы физических лиц

 
2004

 
8,5

 
9,3

 
9,5

 
9,4

 
9,2

 
9,5

 
9,7

 
9,8

 
9,8

 
9,7

 
9,8

 
10,2

 
2005

 
9,9

 
10,6

 
10,3

 
10,0

 
9,9

 
10,2

 
10,4

 
10,5

 
10,6

 
10,5

 
10,6

 
11,0

 
2006

 
10,6

 
11,7

 
11,2

 
10,5

 
10,4

 
10,4

 
10,6

 
10,5

 
10,4

 
10,3

 
10,2

 
10,6

 
2007

 
-

 
7,3

 
7,8

 
8,1

 
8,4

 
8,7

 
9,0

 
9,0

 
9,0

 
8,9

 
8,9

 
9,3

 
2008

 
-

 
9,3

 
8,9

 
9,1

 
8,9

 
7,4

           

 
Единый социальный налог

 
2006

 
7,5

 
9,3

 
9,2

 
8,8

 
8,8

 
8,8

 
8,6

 
8,5

 
8,4

 
8,2

 
8,0

 
8,2

 
2007

 
-

 
3,6

 
3,6

 
3,5

 
3,6

 
3,6

 
3,6

 
3,6

 
3,6

 
3,5

 
3,5

 
3,5

 
2008

 
-

 
3,2

 
3,2

 
3,3

 
3,2

 
4,5

           

 
Налог на добавленную стоимость

 
2004

 
21,0

 
20,6

 
21,7

 
20,5

 
20,8

 
21,3

 
21,2

 
21,4

 
21,9

 
21,6

 
21,7

 
21,4

 
2005

 
27,2

 
24,6

 
22,9

 
21,6

 
21,3

 
21,6

 
21,3

 
21,5

 
21,7

 
21,5

 
21,6

 
21,3

 
2006

 
26,5

 
23,4

 
20,7

 
19,3

 
19,9

 
19,5

 
19,8

 
19,8

 
19,9

 
19,9

 
19,9

 
19,7

 
2007

 
-

 
26,5

 
25,5

 
23,7

 
23,0

 
22,1

 
21,6

 
21,1

 
20,7

 
10,3

 
14,0

 
13,5

 
2008

 
-

 
22,9

 
19,2

 
18,8

 
17,1

 
13,3

           

 
Акцизы

 
2004

 
8,8

 
9,9

 
9,3

 
8,5

 
8,2

 
8,4

 
8,0

 
7,8

 
7,8

 
7,6

 
7,5

 
7,5

 
2005

 
10,8

 
10,9

 
10,6

 
9,4

 
9,1

 
9,1

 
8,9

 
8,7

 
8,5

 
8,5

 
8,3

 
8,3

 
2006

 
10,2

 
8,9

 
7,4

 
6,1

 
5,7

 
5,3

 
5,0

 
4,9

 
4,9

 
4,7

 
4,6

 
4,5

 
2007

 
-

 
4,0

 
4,0

 
3,8

 
3,7

 
3,4

 
3,5

 
3,5

 
3,5

 
3,4

 
3,4

 
3,3

 
2008

 
-

 
3,3

 
3,0

 
3,0

 
2,8

 
2,3

           

 
Налоги на имущество

 
2006

 
0,4

 
0,7

 
1,4

 
3,3

 
3,5

 
3,0

 
3,0

 
3,2

 
2,9

 
2,8

 
3,0

 
2,7

 
2007

 
-

 
1,0

 
2,0

 
2,9

 
3,3

 
3,0

 
3,2

 
3,4

 
3,3

 
3,4

 
3,5

 
3,3

 
2008

 
-

 
1,0

 
2,0

 
3,0

 
3,5

 
2,5

           

 
Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

 
2006

 
9,8

 
11,5

 
10,6

 
9,9

 
10,0

 
10,2

 
10,1

 
10,1

 
10,6

 
10,7

 
10,8

 
10,7

 
2007

 
-

 
8,0

 
10,0

 
10,6

 
11,0

 
11,1

 
11,4

 
11,7

 
12,1

 
12,3

 
12,3

 
12,2

 
2008

 
-

 
16,5

 
13,8

 
13,8

 
13,4

 
10,8

           
                                                 

Информация о работе Бюджетный дефицит