Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности.
Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и виды бюджетного дефицита
2.Меры по покрытию бюджетного дефицита
3.Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.52 Кб (Скачать)

     -         сопровождающая переходный период  инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной [4].

          2.4.       Увеличение налогообложения

     Я не случайно обозначил  этот способ финансирования дефицита последним: дело в том, что современная экономическая наука сильно сомневается в его эффективности. Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов - наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.

     Экономисты  неоклассического направления рассмотрели  данные за двадцатилетний период  функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного как процент от ВНП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не меньшими дефицитами. Оказалось, что увеличение налогов на 1 дол. приводит к росту правительственных расходов на 1,58 дол., или увеличивает дефицит на 0,58 дол. Этот парадокс объясняется тем, что если правительство получает больше финансовых ресурсов, законодатели не только пойдут на расходование всех дополнительных налоговых поступлений, но и потратят «чуть-чуть больше». Авторы считают, что их результаты ставят под серьезное сомнение тезис о том, что рост налогов будет эффективным средством сокращения дефицитов. Они утверждают, что рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему [5]. 
 

 

     

     Глава 3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения 

     3.1 Бюджетный секвестр: теория и  практика применения. Защищенные  статьи бюджета 

     Рассмотрим  проблему бюджетного дефицита. Сам  промесс принятия бюджета сопряжен со многими трудностями. Одной из таких проблем является затруднение  в точном установлении уровня доходов  государства, который будет наблюдаться  в планируемый период. Это связано  с тем, что в государстве зачастую не сформированы четкие нормы налогообложения  или нет возможности предсказав цены на определенные виды продукции. Все эти факторы приводят к  росту дефицита бюджета. Дефицит  бюджета вызывает в свою очередь  невозможность финансирования всех тех программ, которые планировались  к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета.

     Суть  заключается в создании условий, в которых уровень доходов, реально  полученных государством, является меньшим, чем планировалось в бюджете. Это может произойти в результате многих причин. Например, государство  может не собрать то количество налогов, которое планировалось. В результате складывается ситуация, когда уже  принятый бюджет не может быть выполнен соответствии с тем планом, который  был принят при его обсуждении. Другими словами, существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Данная проблема существовала всегда и на всех уровнях бюджетной системы.

     Исполнение  бюджета контролируют финансовые органы государства. Обычно устанавливается  определённый уровень дефицита бюджета. В случаях превышения выбранного предельного уровня бюджетного дефицита одновременно с понижением уровня собираемости налогов (или другим видом уменьшения доходных статей бюджета) выбирается особый порядок дальнейших действий. Речь идет о введении в действие механизма бюджетного секвестрирования. Механизм бюджетного секвестрирования вводят в действие с целью снижения расходов пропорционально уменьшившимся доходам для того, чтобы бюджет был выполнен, несмотря на меньшее количество доходов у государства.

     Секвестрирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета.

     Другими словами, секвестр означает уменьшение расходов на 5, 10, 15% и так далее  по всем статьям бюджетных расходов в соответствии с уровнем, на который  произошло уменьшение доходов бюджета. Секвестру подлежат все статьи бюджета, кроме так называемых защищенных статей. Система защищенности статей бюджета от секвестрирования призвана оградить от сокращения те статьи бюджета, которые являются стратегически важными. Уменьшение Финансирования данных статей по сравнению с первоначально планируемым уровнем может привести к непоправимым (или тяжело поправимым) последствиям как для экономики страны, так и для политической и социальной стабильности общества.. Таким образом, обычно секвестрированию не подлежат расходы на заработную плату, медикаменты, дотации животноводству.

     Чтобы выяснить необходимость существования  защищённых от секвестра статей, необходимо обратиться к причине возникновения  защитных статей бюджета.

     Первый  бюджет нашего государства именовался «Правилом составления смет по росписи  доходов и расходов». Согласно данному  документу все доходы и расходы  государства являлись государственной  тайной. Только после того, как данное положение было признано неправильным, начались работы над бюджетом. Первоначально Государственная Дума обсуждала только определенные статьи расходов и доходов. Все остальные статьи государственного бюджета формировались без учета пожеланий Государственной Думы. Таким образом, определенная часть доходов и расходов бюджета контролировалась только государством. При возникновении устойчивого бюджетного дефицита или просто резкого снижения уровня выполнения доходной части бюджета можно было говорить о возникновении серьезных проблем с финансированием программ, предусмотренных расходной частью бюджета. В таких ситуациях государство зачастую собирало оставшиеся в его распоряжении финансовые ресурсы и производило финансирование тех статей бюджета, в которых было заинтересовано.

     В результате часто финансировались  далеко не те статьи расходов, которые  были нужны государству. Данное положение  зачастую приводило к серьезным  последствиям для всего общества. Предположим, что государство произвело  сокращение расходов, запланированных  на финансирование программ по поддержке  какой-либо отрасли экономики, нуждающейся  в данном финансировании, например, сельского хозяйства. Предположим, государство планировало определенные расходы по финансированию программ, связанных с поддержкой предприятий, занимающихся переработкой урожая. Если будет произведен процесс секвестрирования по отношению к данной статье расходов, то государство не сможет выполнить взятые на себя обязательства по финансированию данной программы. В результате предприятия, занимающиеся переработкой урожая, останутся без определенной доли финансовых ресурсов, на которую данные предприятия, тем не менее, рассчитывали. Итогом всего вышеописанного может стать невозможность полного выполнения функций по переработке урожая. Таким образом, важный для всего государства процесс может быть не выполнен изза произведенного секвестрирования расходов бюджета.

     Другой  пример поможет понять причины возникновения  политических и социальных обострений в обществе из-за секвествания определенных статей расходов государственного бюджет. Предположим, государство произвело секвестирование расходных статей бюджета, предназначавшихся на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. В результате выплаты заработной платы должны быть либо уменьшены, либо задержаны. И в том в другом случае работник не получает плату за свой труд и, следовательно, не имеет возможности возобновлять свой трудовой потенциал. В результате снижается производительность труда в данной сфере экономики.

     Следует отметить, что к бюджетной сфере  относятся в основном общественно  важные организации, такие как организация  сферы образования, здравоохранения, милиции и т.д. Таким образом, снижение производительности труда в данных отраслях и понижение стимула  к труду у работников приводит к снижению качества производимой данными  работниками услуги, которая носит  общественно важный характер. В результате возрастает социальное напряжение в  обществе, поскольку общество остаётся недовольным уровнем благ, предоставляемых  данными организациями. Кроме того, деятельность данных организаций отражается и на будущем состоянии общества, а, следовательно, и на будущем состояний  экономики. Так, здравоохранение отвечает за наличие здоровой рабочей силы как в будущем, так и в настоящем. Сфера образования является источником не только квалифицированных рабочих кадров, столь необходимых в современных условиях производства, но и отвечает за будущее состояние науки и техники, а соответственно, и за будущие инновации. Таким образом, секвестрирование данных статей расходов государственного бюджета приводит к слишком тяжелым последствиям и вызывает в дальнейшем еще куда более значимые затраты на преодоление негативных последствий, возникших в результате проведенного секвестрирования расходов. Следовательно, государство не может позволить себе снижать свои расходы за счет данных статей бюджета. Таким образом, государство пришло к выводу о необходимости защиты данных статей расходов государственного бюджета от возможного процесса секвестрирования.

     Следует обратить внимание на то, что практика часто отличается от теории. В теории государство никогда не должно прибегать  к секвестрированию защищенных статей, поскольку это является невыгодным и создает излишние проблемы для государства и общества. На практике же все происходит не совсем так. Это связано с гак называемым человеческим фактором.

     Отдельный человек редко заботится о  пользе государства в целом и  часто замечает только определённый круг вопросов и проблем, касающихся лично его. Следует отметить, что  конкретные решения в государственных  органах, в том числе и по процессу финансирования той или иной программы, принимают конкретные люди. В результате зачастую используются финансовые средства, предназначенные для защищённых статей. Особенно широко практика применения секвестра по защищенным статьям  бюджета проводится в регионах. Это  связано с тем, сто контроль на государственном уровне проводится более широко и, секвестр защищенных статей был бы сразу же замечен. В  регионах же бывает, что бюджет составлен  с заранее неверными источниками  и объемами доходных статей. В результате региональные власти чаше федеральных вынуждены прибегать к секвестрироввнию бюджета. С целью обеспечить полноценное финансирование отраслей, которые пользуются особой благосклонностью местных властей, применяется изъятие средств из так называемых защищенных статей бюджета, кроме тощ средства, выделенные на финансирование определенных программ» часто используются не по назначению. В результате в регионах часто наблюдаются невыплата заработной платы, уменьшение уровня финансирования здравоохранении и т.д.

     И так, секвестирование бюджета - это процесс приведения в соответствие расходов и уже собранных доходов. Применение так называемых защищенных статей бюджета позволяет ограничить возможность секвестриронания тех статей бюджета, которые являются наиболее важными. Ограничение объемов секвестрирования бюджета рамками защищенных статей позволяет избежать ухудшения финансового, социального и политического положения в государстве. Процесс секвестирования становится необходимым в случае несоответствия уровня фактически собранных доходов запланированному. Данное положение может наблюдаться при плохом планировании бюджета или в непредвиденных ситуациях, уменьшивших объем доходов бюджета. 

     3.2 Бюджетный дефицит и государственный  долг: проблемы моделирования

     Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам  дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это  является существенной проблемой практически  для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Именно поэтому  важнейшей задачей экономической  политики государств является поиск  оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

     - анализ причин возникновения,  поддержки и воспроизведения  бюджетного дефицита;

     - анализ причин возникновения  государственного долга, его виды, структура и т.п.;

     - методы управления государственным  долгом;

     - анализ взаимосвязи и взаимообусловленности  государственного дефицита и  государственного долга, определение  механизмов их гармонизации и  оптимизации в контексте макроэкономического  развития;

     - анализ последствий бюджетной  и долговой политики государства  на кратко-, средне- и долгосрочную  перспективу;

     - определение объемов государственного  дефицита и государственного  долга, являющихся критическими  для дальнейшего развития общества.

     Как известно, бюджетный дефицит возникает  в случае превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами.

     Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный  дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения  взятых долгов. То есть, государственный  дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно - для первого).

     При осуществлении любых государственных  заимствований следует ввести в  практику деятельности соответствующих  властных структур осуществление обязательных просчетов последствий таких  заимствований как для государственного бюджета, так и для макроэкономического развития в целом - по годам определенного временного периода. Такие просчеты позволят проанализировать общий эффект (убытки) от осуществления заимствований и принять окончательное решение.

     Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют  развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета. Следовательно, при моделировании бюджетного дефицита блок доходов и расходов государственного бюджета должен быть вписан в общую систему экономического развития страны.

Информация о работе Бюджетный дефицит