Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:00, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы стал анализ такого явления, как бюджетный дефицит, а также рассмотрение данного явления на примере бюджета РФ.

В первой главе рассматривается само понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения, виды бюджетных дефицитов, а также способы финансирования бюджетного дефицита. Во второй главе, анализируется ситуация бюджетного дефицита сложившаяся в России.

Работа содержит 1 файл

Бюджетный дефицит.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Введение. 

      Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  

      Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.      

      Целью написания данной работы стал анализ такого явления, как бюджетный дефицит, а также рассмотрение данного  явления на примере бюджета РФ.

      В первой главе рассматривается само понятие бюджетного дефицита и причины  его возникновения, виды бюджетных  дефицитов, а также способы финансирования бюджетного дефицита. Во второй главе, анализируется ситуация бюджетного дефицита сложившаяся в России.                                                                                                                                                                                                          
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теория бюджетного дефицита

1.1. Понятие бюджетного  дефицита и причины  его возникновения 

         Состояние общегосударственных   финансов  является одним  из  важнейших  экономических   показателей  любой  страны. Как  только  государство   стало  планировать  свои  доходы и  расходы,  появилась проблема  их  сбалансирования. Бюджетный дефицит—превышение расходов  над доходами государственного  бюджетного фонда

          В  условиях  функционирования   рыночных  отношений трудно  обеспечить  бюджетное  равновесие. Страны  развитого рынка признали  объективность бюджетного  дефицита  и приняли принципиально новую политику—политику бюджетного  дефицита.

         Признание объективности  бюджетного  дефицита  в  условиях  рыночной  экономики  требует  рассмотрения  ее как объективной  экономической  категории  и  изучения  законов  ее  развития.

          Являясь  финансовой  категорией,  бюджетный  дефицит выступает   производным  от  государственного  бюджета  и  выражает  его   состояние,  при  котором   доходы  не  покрывают  всех  расходов  в  силу  роста  предельных  общественных  издержек  производства,  что  приводит  к  отрицательному  сальдо бюджета.  С  этих  позиций  можно охарактеризовать  бюджетный  дефицит  как  собой систему экономических отношений,  связанных  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами.

          Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом  в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных  ценных  бумаг, осуществления  внутренних  и  внешних  займов. Это  требует  от  правительства   разработки  мероприятий  по  сокращению  бюджетного  дефицита,  поиска  эффективных  источников  покрытия.

          Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть  обусловлен государственным регулированием  экономики и отражать  намерения правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.

         Однако  чаще  всего  дефицит   отражает  кризисные  явления   в  экономике,  ухудшение   показателей  финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов  хозяйствования,  нарушение  экономических  связей,  неэффективность  налоговой  системы и т.д.  в  этом  случае  требуется  принятие  срочных  мер  со  стороны  правительства по  стабилизации  экономики,  реформированию  кредитно-финансовой  системы,  корректировке  бюджетной  политики.

         В  исключительных  случаях   превышение  расходов  над   доходами  становиться  результатом   чрезвычайных  обстоятельств (войн, стихийных  бедствий и  прочее), когда  средств и резервов бюджетного  фонда  недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные  источники  финансирования чрезвычайных  расходов.

          Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета   является  следствием:

    • Чрезмерных  государственных  расходов;
    • Ограниченности  финансовых возможностей государства  получить необходимые доходы (сознательное   сокращение  налогов в целях стимулирования  деятельности  субъектов хозяйствования  лили из-за  низкой  собираемости  доходов);
    • Циклических  спадов  в  экономике.

        Вряд  ли  можно  однозначно  назвать основную  причину   бюджетного дефицита.    Для   разных  стран  и  в   разные  периоды  развития  каждая  из  них могла  быть  основной,  но  чаще  всего   они  воздействовали  одновременно.  Но  всякий  рост  государственных  расходов,  не  подкрепленный  увеличением  доходов,  нарушает  бюджетное  равновесие,  создает  отрицательное  бюджетное  сальдо,  с  одной  стороны,   но   с  другой—причиной  бюджетного дефицита  могут  явиться  недостаточные  доходы  государства.  Принимая  во  внимание, что  основным  источником дохода  бюджета  являются  налоги,   следует  признать  тот  факт,  что  состояние  доходной  базы бюджета  определяется  состоянием  субъектов  хозяйствования  в  частности  и экономики  в  целом.

         В  ситуации  спада  производства, других  негативных  явлений бюджетные   поступления уменьшаются. Если  при этом  не  обеспечено  адекватное  сокращение   расходов,  возникает  отрицательное  бюджетное   сальдо.

         Конечно, к важнейшим факторам,  влияющим  на  бюджетный дефицит и определяющим  его размер,  относится колебание объема  ВВП в течение бюджетного  периода. Практика  показала,  что в периоды депрессии,  когда ВВП низок,  бюджет, как правило,  сводится  с  дефицитом,  в  то  время  как  в  периоды  подъема  наблюдается  положительное бюджетное  сальдо. Причиной  таких  изменений  являются  метаморфозы,  происходящие  как  в  доходной, так  и  в расходной  частях  бюджета. Здесь  имеется  в  виду, что  во  время  спадов  резко  сокращаются  поступления  прямых налогов  (подоходного  налога, налога  на  прибыль  и  др.) в  связи  с  уменьшением  базы  налогообложения.  В  то  же  время  возрастают  отдельные  виды  государственных  расходов.  Как правило,  в периоды спада правительства принимают меры  по  увеличению  расходов  по  социальной  защите  населения,  что вызывает  рост  выплат  трансфертов отраслям, производящим товары  и оказывающим услуги  населению,   но   также пособий  по  безработице  и  других  социальных расходов. Принято  считать, что  в  условиях  динамично  развивающейся  экономики  бюджетный  дефицит  в  количественно  допустимых размерах не  страшен.  В  долг жили  и  живут  многие  экономически  развитые  государства. Однако  сумма  полученных  государством  в  долг  финансовых  ресурсов  не должна  обременять  экономику  страны,  налогоплательщиков,  сопровождаться  значительным  увеличением  расходов  по  обслуживанию   долга,  сокращением  социальных  программ.

         Итак, если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов   над  расходами,  направляются  на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в будущем рост  производства  и прибыли в них возместят производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над доходами  допускается с целью финансирования  текущих затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных  тенденций  в  развитии  экономики,  главным  из  которых  является  усиление  инфляционных  процессов. 

1.2. Виды бюджетного  дефицита 

           В  мировой практике различают  следующие виды бюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. [1, с. 25]

      Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

      Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

      Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

      Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

      Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

      Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным), скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

      Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).
 
 

1.3   Финансирование бюджетного дефицита 

     Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

1) за счет налоговых поступлений;

2) за счет эмиссии денег;

3) за счет займа;

Информация о работе Бюджетный дефицит