Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Работа содержит 1 файл

основа.docx

— 77.58 Кб (Скачать)

 

1.Понятие бюджета

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Региональные и местные  органы государственной власти и  управления посредством бюджетных  отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого  национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

1.1Бюджетная система Украины состоит из трех звеньев:

  • Госбюджет Украины;
  • Региональные бюджеты. К ним относятся областные бюджеты, бюджет автономной республики Крым, городские бюджеты Киева и Севастополя;
  • Местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.[7]

Государственный бюджет Украины является основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и одобряется и имеющим статус закона. Через этот бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей Украины. Кроме того, за счет средств государственного бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов , резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В зависимости от влияния  на процесс расширенного воспроизводства  бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих  потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из государственного бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.

Согласно экономической  классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и населению и т.д. Среди расходов государственного бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Национального банка, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.) [4]

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части  бюджета приобрело в основном налоговый характер.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

Ведущее место среди налоговых  доходов государственного бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную  стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только государственного, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие в  соответствующие бюджеты, носят  название закрепленных доходов. Кроме  того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета  могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

Регулирующие доходы позволяют  региональным и местным органам  власти иметь необходимые для  выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную  часть бюджетов.

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Министерство финансов Украины  как государственный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение государственного бюджета, Минфин осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из государственного бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении года отчет об исполнении государственного бюджета и представляет их в Правительство.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Основные причины бюджетного дефицита, следующие:

1. Возникновение чрезвычайных обстоятельств  (войны, стихийные бедствия).

2. Низкая эффективность общественного  производства; высокий удельный  вес сбытовых предприятий, в  их общем количестве.

3. Нерациональная структура бюджетных  расходов.

4. Несовершенство налоговой системы.

5. Некомпетентность руководства  государства, его неумение держать  под контролем финансовую ситуацию  в стране.

6. Большие затраты на удержание  силовых структур.

7. Предоставление бесплатной помощи  другим государствам.

8. Невозможность получения долгов  от других государств.

9. Переход от командно-административной экономике к рыночной.

10. Неудовлетворительная работа  государственных служб, в компетенцию  которых входит сбор налогов  и других отчислений.

11. Кража денег госбюджета.

12. Необходимость совершения в  особо больших размерах государственных  вкладов (инвестиций) в экономику.

13. Кризис политической системы  государства.

14. Низкая покупательная способность  населения

1.2Факторы роста бюджетного дефицита

 

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как мы уже упомянули, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.

Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Такой  дефицит бюджета обычно покрывается  низкопроцентными или беспроцентными кредитами Национального Банка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота. [6]

 

1.3Пути сокращения и источники финансирования дефицита бюджета

Воздействие бюджетного дефицита на экономику в решающей степени  определяется способом его финансирования. Аналитические классификации способов финансирования могут быть различными - внутреннее и внешнее, добровольное и обязательное, банковское и небанковское, инфляционное и неинфляционное. Последняя классификация представляется наиболее значимой с макроэкономической точки зрения, так как практика свидетельствует о том, что ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не является полностью неинфляционным и не имеет абсолютных преимуществ перед остальными. При разработке стратегий бюджетно-налоговой политики необходимо оценивать возможные результаты с точки зрения динамики уровня инфляции, величины “эффекта вытеснения” и состояния платежного баланса при сопоставлении следующих основных вариантов финансирования бюджетного дефицита:

  • кредитно-денежной эмиссии (монетизации);
  • долгового финансирования (внутреннего и внешнего);
  • увеличения налоговых поступлений.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского  финансирования) нередко возникает  сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах – например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным  предприятиям по льготным ставкам или  в форме отсроченных платежей. Дефицит госбюджета, который непосредственно  финансируется Центральным банком, оказывает сильное отрицательное  воздействие на платежный баланс, поскольку происходит рост предложения  денег, и на руках населения накапливается  избыток наличных средств.

Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех  случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает  льготное финансирование из иностранных  источников, а возможности внутреннего  долгового финансирования также  практически исчерпаны.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способов не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для него. Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное давление окажется слабее, чем при  их размещении в Центральном банке.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) является наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказываться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием использованием ресурсов.

Использование внешнего долгового  финансирования бюджетного дефицита оказывается  относительно эффективным, когда уровень  внутренних процентных ставок превышает  среднемировой и имеется возможность  относительно стабилизировать валютный курс.

Необходимо для нивелирования  отрицательных последствий бюджетного дисбаланса разработать государственную  программу сокращения бюджетного дефицита. При разработке программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт. В мировой практике для снижения бюджетного дефицита широко используется такая форма, как привлечение  в страну иностранного капитала. С  его помощью решается несколько  задач, не только фискального, но и экономического характера:

Информация о работе Бюджетный дефицит