Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 03:18, курсовая работа

Описание работы

Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...........4
1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита ……………………….6
1.1. Сущность и структура государственного бюджета……………………..6
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика.Виды бюджетного дефицита..…………………………….........7
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита..........................................................10
2. Анализ основных показателей бюджетного Республики Беларусь……………………………..….......................15
3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита Республики Беларусь……….22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………….…….29

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 114.73 Кб (Скачать)

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30с., 3 рис., 6 табл., 25 источников.

 

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ, , БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ.

 

 

 

Объект исследования - бюджетный дефицит и государственный долг.

Предмет исследования - управление дефицитом бюджета

Цель работы: выявление сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, определение допустимых размеров государственного долга и поиск путей их достижения.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, графический.

Исследования  и разработки: Изучены особенности бюджетного дефицита в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита и государственного долга.

Элементы научной  новизны: выявлены перспективные направления регулирования бюджета и его показателей, одним из которых является совершенствование планирования годового бюджета, его корректировка в течение года, максимально приближающая к реальности.

Область возможного практического применения: в практике работы Минфина Республики Беларусь.

Автор подтверждает, что  приведенный в работе расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все  заимствованные  из  литературных  и  других  источников  теоретические, методологические  и  методические  положения  и  концепции  сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

                                                                                                    _________________________

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………...........4                     

1. Теоретические основы  и характеристики бюджетного  дефицита ………………………………………………………...........................................6

1.1. Сущность и структура  государственного бюджета……………………..6

1.2. Бюджетный дефицит  и его характеристика.Виды бюджетного   дефицита..……………………………................................................................7

1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита.............................................................................................................10

2. Анализ основных показателей  бюджетного Республики      Беларусь……………………………..…............................................................15

3. Методы регулирования  и минимизации бюджетного дефицита  Республики Беларусь………..……………………..........................................22

Заключение……………………………………………………………………27

 Список использованных источников………………………………….…….29

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.  

Однако, данная системы зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными  в форме  бюджетной задолженности  или бюджетного дефицита. Его возникновение  обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты  на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного  производства, массовый выпуск “пустых” денег.                        

Поскольку объективность  бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений является общепризнанной, требуется рассмотрение его как  объективной экономической категории  и изучение законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы  сущности бюджетного дефицита и государственного долга, их виды, способы определения, а также  особенности бюджетного дефицита и государственного долга  в Республике Беларусь.

Основная трудность при  работе над темой заключается  в том,   чтобы систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, дать по возможности более точные данные, выявить действительное состояние государственного бюджета и поднять проблемы его дефицита. В этом и заключается основная  идея  данной работы.

Задачами данной работы являются анализ динамики и структуры  дефицита государственного бюджета и государственного долга Республики Беларусь, определение оптимальных источников финансирования бюджетного дефицита, а также выявление способов минимизации дефицита бюджета и госдолга, нахождение возможных путей преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса и превышения допустимого размера государственного долга.

 Для проведения исследования  использовались данные по государственному  бюджету - за пять последних  лет, государственному долгу –  за четыре года.

 Вопросы, посвященные  проблеме бюджетного дефицита  и поддержания оптимально допустимого  размера государственного долга,  широко обсуждаются в современной  экономической литературе и периодической  печати. Порядок определения дефицита  бюджета регулируется нормативно-правовыми  актами Республики. Поэтому при  написании данной работы была  использована следующая литература: Романовский М. В. «Финансы»,  Базылев Н. И. «Макроэкономика», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс  в Республике Беларусь», нормативно-правовые  акты: Бюджетный Кодекс Республики  Беларусь, Закон Республики Беларусь  от 29 декабря 2009 года № 73-З «О  республиканском бюджете на 2012 год», Отчет Министерства финансов  РБ «О состоянии государственных  финансов Республики Беларусь»  и другие. В том числе  использовалась  информация периодических изданий:  «Директор», «Белорусский банковский  бюллетень» и др. Также был  использован материал, опубликованный  в Internet.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

 

                  1.1 Сущность и структура государственного бюджета

 

 

 

В финансовой системе любого государства главным звеном является государственный бюджет - самый крупный  денежный фонд, используемый правительством для финансирования своей деятельности. Через него государство концентрирует  и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной  власти, и, что самое главное, с  его помощью государство оказывает  воздействие на экономические процессы. [14, с.353]

     Государственный  бюджет обеспечивает выполнение  функций соответствующих представительных  органов государственной власти. Органы государственной власти  и государственного управления  составляют, рассматривают, утверждают  и исполняют бюджет. Эта деятельность  органов государственной власти  и государственного управления  называется бюджетным процессом,  она регламентирована соответствующими  законами и принятыми в соответствии  с ними иными нормативными  актами. Составной частью бюджетного  процесса является бюджетное  регулирование, представляющее собой  частичное перераспределение финансовых  ресурсов между бюджетами разных  уровней в целях сбалансирования  их доходов и расходов.

     В силу своего  особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы,  оказывая им при необходимости  “помощь”. Бюджетная система (рисунок 1.1), являясь составной частью финансово-кредитной системы республики, включает в себя самостоятельные звенья – бюджеты:

    Самостоятельность  бюджетов обеспечивается наличием  у каждого органа государственной  власти собственных источников  доходов и права определять  направления их использования.  Она находит выражение в том,  что каждый Совет народных  депутатов имеет свой бюджет, который самостоятельно им разрабатывается,  утверждается и исполняется. Не  допускается вмешательство любых  органов и организаций в этот  процесс. Местные бюджеты нижестоящих  административно-территориальных единиц  не включаются в бюджеты вышестоящих  административно-территориальных единиц.

     Государственный  бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной.  Доходная часть показывает, откуда  поступают денежные средства  для финансирования деятельности  государства, какие слои общества  отчисляют на содержание государства  больше всего из своих доходов.  Расходная часть показывает, на  какие цели направляются аккумулируемые  государством средства.

     В каждой  стране структура бюджета имеет  свои особенности. Она определяется  экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых  государством на данном этапе  развития, ролью государства в  экономике, состоянием международных  отношений и рядом других факторов.

     Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть  бюджета равнялась расходной.  Соответствие их называется “балансом  дохода”.

     В процессе  составления, утверждения и исполнения  бюджетов могут иметь место  сбалансированность доходов и  расходов, превышение расходами  размера доходов либо наоборот  превышение доходами расходов.

     Доходы бюджета  классифицируются по следующим  группам:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления. [4, с.30]

     Все бюджетные  расходы в зависимости от их  роли в процессе общественного  воспроизводства делятся на текущие  и капитальные. [11, с.111]

     Таким образом,  планирование и исследование  государственного бюджета и его  составляющих является важным  направлением государственной экономики.

 

 

 

1.2 Бюджетный дефицит  и его характеристика.Виды бюджетного дефицита.

 

 

 

     В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”.

      Дефицит  (от лат. «Deficit» - недостает)  – 1) убыток, превышение расхода  над доходом; 2)  недостаток, нехватка  чего-либо.

     Являясь финансовой  категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного  бюджета и выражает такое его  состояние, при котором доходы  не покрывают всех расходов  в силу роста предельных общественных  издержек производства, что приводит  к отрицательному сальдо бюджета. [3, с. 84]

     Формула бюджетного  дефицита в абсолютных цифрах (1.1) - это сумма превышения расходов  государства над его доходами  в пределах финансового года [10, с. 186]:

 

                                                  D=G – T                                                         (1.1)

где D – бюджетный дефицит,

G – государственные расходы,

Т - налоги и прочие сборы.

 Уровень бюджетного  дефицита является одним из  важнейших индикаторов состояния  экономической конъюнктуры. По  формуле (1.2) дефицит бюджета равен  сумме совокупных государственных  расходов за вычетом налоговых  поступлений в бюджет:

 

                                                  D=( G + N + F ) – T                                       (1.2)                                                            

где D – бюджетный дефицит,

G – сумма закупок товаров  и услуг,

N – выплата процентов  по государственному долгу,

F – общий объем социальных  выплат,

Т – налоги.

Определение бюджетного дефицита  может быть также следующим: бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [5, с. 243]

     Дефицит = (Заимствование  – Погашение долга) + Уменьшение  остатков ликвидных финансовых  средств. [25, с. 10]

     Бюджетный  дефицит отражает также определенные  изменения в процессе воспроизводства,  фиксирует результат этих изменений.  В соответствии с этим можно  также встретить следующее определение  дефицита бюджета – категория  денежного хозяйства, которая  выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. [24, с. 203]

Информация о работе Бюджетный дефицит