Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа
Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности.
Состояние бюджета, при котором в реальной действительности расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и виды бюджетного дефицита
2.Меры по покрытию бюджетного дефицита
3.Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения
Функционирование
и развитие экономической системы
государства характеризуется
-
сложный и неоднозначный
-
недостаточная определенность
-
большое количество
-
наличие большого количества
одновременных прямых и
-
наличие определенных
-
невозможность детерминировать
(определить количественно)
Все
вышеприведенные особенности, которые
присущи сложным экономическим
системам, предопределяют необходимость
применения системного подхода к
изучению экономики. Системный подход
предусматривает в качестве методологической
базы формально-теоретического анализа
экономической системы
С
позиций системного анализа экономика
может быть представлена как большая
и сложная экономическая
Процедура системного исследования сложных экономических систем включает такие последовательные этапы:
- постановка проблемы (формулирование цели исследования);
-
структуризация и описание
- определение целевых функций;
-
формализованное описание
-
выбор математического и
-
математическая интерпретация
-
формирование альтернатив
-
моделирование развития
-
анализ множества прогнозно-
-
выбор наиболее вероятных
-
реализация возможных (
Модель экономики, исходя из принципов системного подхода, должна быть представлена отдельными блоками, которые отображают различные стороны процесса общественного воспроизводства. Структура модели должна основываться на структуре статистической базы данных, которая может быть использована для генерации уравнений модели. Кроме того, структура модели должна быть определена таким образом, чтобы обеспечить достижение поставленной цели исследования. Так, при прогнозировании бюджетного дефицита и государственного долга могут быть выделены следующие блоки:
1. Блок доходов государственного бюджета.
2.
Блок расходов
3.
Блок государственного долга
(государственные
4.
Блок макроэкономического
Последний блок можно рассматривать как такой, который моделирует внешнюю среду к предыдущим трем блокам. Показатели этого блока (а именно, показатели, которые отображают деятельность экономических агентов) являются базовыми для определения показателей 1-го блока. Блоки 2-й и 3-й также связаны с блоком внешней среды, хотя и менее тесно. Так, отдельные показатели блока 2 (которые касаются государственной помощи отраслям производства) моделируются исходя из перспектив макроэкономического развития. То же касается и ряда показателей блока 3 - в части заимствований производственных отраслей (предприятий) под государственные гарантии. Возможно, в блоке 4 целесообразно отдельно выделить развитие социальной сферы, которая полностью определяется возможностями бюджета (блоком 1 и блоком 2).
Следовательно,
прогнозирование дефицита бюджета
и государственного долга не может
осуществляться в отдельности, в
отрыве от прогнозирования
Процесс
прогнозирования сальдо бюджетного
баланса требует учета его "двойственной"
природы. С одной стороны, дефицит
бюджета, который по определению
является разностью между доходами
и расходами бюджета, рассчитывается
как остаточная величина, которая
определяется исходя из прогнозов доходов
и расходов бюджета. С другой стороны,
дефицит бюджета нуждается в
привлечении средств на свое финансирование
за пределами бюджета, а, следовательно,
в определенной мере ограничивается
возможностями осуществления
-
оценки структуры
-
оценки объемов затрат на
-
учета влияния возможных
-
оценки потенциального влияния
внутренних заимствований на
масштабы кредитования
Если
рассчитанный объем внутренних и
внешних заимствований для
Следовательно, с учетом вышеприведенного, процесс прогнозирования дефицита бюджета и источников его покрытия можно разбить на такие этапы:
1.
Осуществление прогноза
2.
Прогноз первичных (
3.
Осуществление прогноза
4.
Определение дефицита бюджета
(объема чистого
5.
Осуществление прогноза
6.
Определение объемов
7.
Корректировка рассчитанного
8.
Определение объема
9.
Корректировка рассчитанного
Стоит остановится кратко на основных проблемах, которые являются существенными для осуществления процесса прогнозирования.
В
настоящее время не существует официальных
методик прогнозирования
Для усовершенствования процесса прогнозирования доходов бюджета необходимо:
-
детализировать, согласовать и утвердить
перечень показателей, которые
в обязательном порядке должны
содержать Таблицы расчетов
-
определиться с характером и
степенью влияния этих
Последний вопрос является очень сложным в методологическом плане, поскольку экономические процессы отнюдь не просты - на них влияет большое количество факторов и имеют место обратные связи - поэтому достаточно сложно выделить и количественно оценить вклад каждого отдельного фактора. Это свидетельствует о том, что процесс прогнозирования доходов требует комплексного подхода.
Прогнозирование
расходной части бюджета в
сравнении с процессом
Анализ
показывает, что основными проблемными
вопросами в процессе планирования
расходной части бюджета
1.
Разработка среднесрочного
2.
Распределение бюджетных
3.
В сегодняшней бюджетной