Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 15:09, реферат
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………..…3-4
Глава1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации……………………………………………………….............4-9
1.2. Принципы бюджетной системы…………………………………..9-11
1.3. Бюджетный процесс и его стадии………………………….……11-20
* Бюджетное планирование и бюджетный процесс
* Составление проектов бюджетов
* Рассмотрение и утверждение бюджетов
* Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
* Исполнение бюджета
Глава2. Основные направления бюджетно-налоговой политики Р.Ф. на современном этапе развития
2. 1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов……………………………………………………………….20-27
2.2. Межбюджетные отношения в России на современном этапе….27-28
Заключение……………………………...…………………………………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Бюджет. Основные
черты бюджетной системы Российской
Федерации………………………………………………………
1.2. Принципы бюджетной системы…………………………………..9-11
1.3. Бюджетный процесс и его стадии………………………….……11-20
Глава2. Основные
направления бюджетно-
2. 1. Бюджетная
классификация, доходы и
2.2. Межбюджетные
отношения в России на
Заключение……………………………...………………
Введение
Актуальность
темы исследования работы обусловлена
тем, что реформирование бюджетно-налоговых
отношений является важнейшей составной
частью проводимых в России социально-экономических
преобразований. Настоящая работа содержит
результаты, полученные в ходе процесса
исследования бюджетно-налоговой системы
РФ. При этом хотелось бы особо подчеркнуть,
что данная тематика разрабатывается
различными министерствами, межведомственными
образованиями и авторскими коллективами
столь активно и со столь различных
позиций, как, пожалуй, никакой другой
компонент экономических
От создания
оптимального механизма бюджетно-налоговых
отношений, обеспечения действительного
сочетания интересов на всех уровнях
бюджетной системы, от достижения подлинного
финансового равноправия всех органов
власти в значительной мере зависит
успех экономической
В течение
длительного времени в прошлом
считалось, что государство через
налогово-бюджетную политику определяет,
в какой пропорции объем
Как известно,
бюджет на всех его уровнях играет
огромную роль в развитии и процветании
государства, продвижении научно-
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны.
Все вышесказанное
свидетельствует о том, что изучение
бюджетной системы, бюджетного процесса,
теоретических и
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Глава1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетное
устройство и бюджетный процесс
в РФ регламентируется положениями
Конституции РФ, Законами «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РФ», «Об основах бюджетных
прав и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов представительных
и исполнительных органов государственной
власти республик в составе РФ,
автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления» и целым рядом
других законов и нормативных
документов. Кроме того, ежегодно принимаются:
федеральный закон о
В ст. 1
Закона «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РФ» устанавливается,
что бюджет представляет собой форму
образования и расходования денежных
средств для обеспечения
Более полным представляется определение профессора Радионовой В.М.: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточит финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития». И далее: «…будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории».
Бюджетная
система нашего государства представляет
собой основанную на экономических
отношениях и юридических нормах
совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов. Как
видно, бюджетное устройство РФ определяется
ее государственным устройством - в унитарных
государствах бюджетная система имеет
два уровня: государственный бюджет и
местные бюджеты, однако и в унитарных,
и в федеративных государствах бюджеты
нижестоящих уровней (нижестоящих государственных
и административно-
Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения В ст. 3 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» отмечается, что бюджетная система строится на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они служат для аналитических и статистических целей.
Необходимо определить понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидируемый бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированный бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.
Бюджетный процесс По проекту Бюджетного Кодекса (ст. 10) бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов. — это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством РФ, бюджетными правами соответствующих представительных и исполнительных органов власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т. е. перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней. На всех стадиях бюджетного процесса проводится анализ результатов исполнения соответствующего бюджета, динамики его показателей, изменения структуры доходов и расходов, возможностей укрепления бюджетной базы и более эффективного использования бюджетных ассигнований.
Таким
образом, каждое звено бюджетной
системы РФ решает свои определенные
задачи по социально-экономическому развитию
соответствующей территории. Концептуальные
положения построения новой бюджетной
системы, отвечающей требованиям условий
перехода к рыночным отношениям, должны
быть законодательно закреплены в БК
РФ, устанавливающим права и
Такая организация с продолжением одного из основных принципов административной экономики, а именно “единого руководства и централизованного управления”. Оба бюджета, а именно центральный и местный должны были быть сбалансированными и не иметь дефицитов. Правда на протяжении последних лет появились исключения из правила, то есть допускался дефицит центрального бюджета при одновременной сбалансированности местных бюджетов.
Государственный
бюджет играет важную роль в обеспечении
эффективного функционирования всех составляющих
частей хозяйственного механизма, в
определении балансовых связей всех
ценностных показателей социально-
Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.
Доходы
бюджета – часть
Бюджетные доходы – понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджетов всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.
Доходы
государственного бюджета формируются
за счет налогов, акцизных сборов, доходов
от внешнеэкономической